СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Кроме того, важно отличать задачи, допускающие только вероятностное ре
шение. Вот пример. Имеются 20 денежных купюр: 10 десятирублевого досто
инства и 10 по двадцать пять рублей (купюры новые и одинако¬вого разме
ра). Их надо разложить в две одинаковые шляпы так, чтобы произвольно в
ытащенная затем из лю¬бой шляпы купюра оказалась 25-рублевого достоинс
тва. Вопрос: как надо разложить эти деньги в шляпы, чтобы вероятность
вытащить купюру в 25 рублей была макси¬мальной? Обычно отвечают: в каж
дую шляпу положить по пять 10-рублевых и 25-рублевых купюр. Оптимально
е ли это решение? Нет. Правильный ответ: следует положить в одну шляпу
одну купюру достоинством в 25 рублей, а в другую — все остальные купю
ры. Заметим, что неправильный ответ — проявление неосознанной тенденци
и рас¬сматривать задачу как имеющую детерминированное ре¬шение (в разд
еле о памяти мы уже говорили, что человек, как правило, не использует
вероятностные гипотезы). Лишь переформулирование задачи в других терми
нах по¬зволяет высветить ее вероятностный характер.


Рис. 12. Пример задачи, стимулирующей зрительное усмотрение решения. Т
ребуется разделить фигуры 1—8 прямой или ломаной лини¬ей на две фигуры
, одинаковые по форме и площади, без дополнительных построений и вычис
лений.
(Из кн.: Вопо Е. de. The use o[ lateral thinking. New York, 1972.)
179

Задача, данная на рис 12, развивает способности к мысленному зрительно
му трансформированию геометри¬ческих фигур, разбиению их на части и мы
сленному мани¬пулированию ими, поскольку условия задачи, не позволяя и
спользовать измерения и вычисления с помощью линейки и карандаша, заст
авляют заменить эти «ручные», внеш¬ние двигательные операции внутренни
ми мыслительными операциями [324]. Решение показано на рис. 13.
Если раньше мы рассматривали разнообразие форму¬лировок задачи как пок
азатель глубины понимания, то, обсуждая способы активизации мышления,
целесообразно сделать акцент на переформулировании как пути к реше¬нию
задачи. Изменение формулировки означает, по су¬ществу, взгляд на проб
лему с новой точки зрения, что, оче¬видно, является следствием достигн
утой в понятийном мышлении децентрации — способности отделить себя от
своей системы отсчета. Несмотря на то, что в принципе это доступно каж
дому взрослому человеку, сознательное манипулирование системой отсчета
требует специальных усилий и умений.

Рис. 13. Решение задачи, приведенной на рис. 12.

Каковы общие подходы к развитию тако¬го умения? Это и конкретизация за
дачи, и попытка решить сложную задачу частично, и превращение исходной
задачи в более простую из той же области, и переход к более абстрактн
ой постановке, и применение отдаленных ана¬логий. Полезна и визуализац
ия — включение наглядных образов. Знание о том, что мышление представл
яет собой перевод с языка символов на язык образов и обратно, слу¬жит
еще одним резервом развития продуктивного мыш¬ления. В этом контексте
полезно заметить, что для акти¬визации способности выделять принцип ре
шения и пере-носить его с определенной задачи на широкий класс полезне
е решать одну и ту же задачу несколькими спосо¬бами, чем несколько раз
ных задач.
Мыслительные процессы содержат осознаваемые и не¬осознаваемые компонен
ты. Знание о том, что процесс ре¬шения задачи не прекращается, когда ч
еловек перестает осознанно работать над ней, позволяет эффективнее рас
-пределять усилия и внимание между задачами. Так, если с решением данн
ой задачи ничего не выходит, хотя чело¬век очень настойчиво работает н
ад ней, то полезно ее на время отложить и переключиться на другую. Так
ое пере-ключение, вводя в фокус внимания побочную для первой задачи ин
формацию, может способствовать концентрации на новых аспектах проблемы
и тем продвинуть ее реше¬ние. Поэтому, когда он возвращается к первой
задаче после перерыва, задача может легко решиться, благодаря продолж
авшейся подсознательной мыслительной деятель¬ности. Вовремя отложенные
попытки решить трудную за¬дачу предотвращают падение уровня мотивации
и возни-кновение стойкого отрицательного отношения к ней.
Активизирует мыслительный процесс и умение пра¬вильно ставить вопросы,
поскольку они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в п
амяти. Однако сам факт порождения вопросов определяется мотивацией. С
глубокой древности учителя искали способ побуждать вопросы и поддержив
ать усилия ученика, продвигающего¬ся в решении задачи. Свое искусство
проведения беседы Сократ называл искусством повивальной бабки, посколь
ку не только увлекал собеседника, но и создавал у него иллюзию самосто
ятельного отыскания решения. Для этого он использовал следующее постро
ение беседы. После того как ученик ответил на поставленный ему вопрос.
Сократ
180
задавал ему следующие, дополнительные вопросы с таким расчетом, чтобы
ответы собеседника оказались в логичес¬ком противоречии с ответом на п
ервый вопрос. Заметив противоречие, собеседник вносил поправку в ответ
, однако эта поправка подвергалась Сократом, в свою очередь, но¬вому и
спытанию или, как он его называл, «обличению», выявляя противоречия ме
жду предыдущим и новым отве¬том; собеседник вновь корректировал ответ
и т. д.— так и вырабатывалось у него убеждение, что он самостоятель¬но
нашел решение и так он обучался искусству постановки вопросов [по 219
]. Отсюда понятно, почему желательно подвести человека к некоторому ре
шению, но сделать так, чтобы последний шаг он совершил самостоятельно.
Ведь в этом случае он получает уверенность в своей способ¬ности самос
тоятельно решать многие задачи.
Вопрос, поставленный в привычной форме, безусловно, облегчает ответ, о
днако лишь в привычных условиях: он не способствует транспонированию р
ешения на новые ус¬ловия, поскольку форма вопроса накладывает неявные
ограничения на направление мыслительного процесса при отыскании ответа
. Известный психиатр Кречмер подчерк¬нул влияние формулировки вопроса
на характер ответа и выделил четыре типа вопросов, градуированных по с
те¬пени внушения определенного ответа. Вопрос, лишенный внушающего под
текста: «Пожалуйста, расскажите, что вас сюда привело?», вопрос с альт
ернативной постанов¬кой: «Испытываете ли вы какие-нибудь боли или нет?
», вопрос с пассивным внушением: «Испытываете ли вы бо¬ли?» и, наконец
, вопрос с активным внушением: «Не правда ли, вы испытываете боли?»
Имеет значение не только грамматическая структура вопроса, но и его сл
оварный состав. Давно известно, что использование специальных терминов
способствует одно¬значному пониманию вопроса и тем самым резко сокра¬
щает поле анализа при переборе различных гипотез. Раз¬работан даже спе
циальный метод решения творческих задач, при котором человек держит пе
ред собой список правильно организованных вопросов. Ответы на эти вопр
о¬сы обеспечивают всесторонний анализ проблемы и пред¬отвращают прежде
временное ограничение поиска решения среди наиболее вероятных альтерна
тив.
Роль вопроса и тем более цепочки взаимосвязанных вопросов является реш
ающей в направлении мыслитель-


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

шины amtel | Продажа пластиковых окон в кредит Энд Финанс Банк.
Hosted by uCoz