СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Описанные различия эмоциональных реакций можно связать с тем, что прав
ое полушарие осуществляет гло¬бальную оценку значимости ситуации, схва
тывание смысла сигналов среды и своего состояния, поэтому оно определя
ет адекватное эмоциональное состояние. Это по¬лушарие особо тесно связ
ано с эмоциональными под¬сознательными процессами. Как уже говорилось,
эмоцио¬нальные процессы выполняют функцию оценки субъек-
306
тивной значимости сигнала для человека. Так, Е. Ю. Ар¬темьева [23] выс
казывает предположение, что при лево¬сторонних поражениях теряется воз
можность ответить на вопрос «что со мной происходит», а при правосторо
нних — «каково значение того, что со мной происходит».
Проблема латерализации исторически связана с от¬крытием центров речи в
левом полушарии у праворуких. Оно надолго закрепило представление о т
ом, что только левое (доминантное) полушарие обладает речью и спо¬собн
о ее понимать, а правое — совсем немое. Постепенно от этой категоричес
кой позиции пришлось отказаться, так как выяснилось, что зачаточной ре
чью владеет и правое полушарие. Однако различие состоит не только в ме
ре владения речью, но и в том, что правое полушарие тоже имеет свой «я
зык».
Говоря о латерализации языка, необходимо упо¬мянуть, что в большинстве
европейских языков наиболь¬шую информативную значимость в слове имеют
соглас¬ные, а гласные больше связаны с эмоциональной окраской речи. Ц
унода изучил большую группу людей, для которых родным языком являлся о
дин из западноевропейских, а также китайский, корейский, вьетнамский и
ли другой язык Африки и Юго-Восточной Азии. Эта работа, как и следовал
о ожидать, показала, что у людей с родным европейским языком восприяти
е и узнавание гласных звуков и чистых тонов — функция правого полушари
я, а слогов — функция левого полушария. Лица, у которых родным языком
был японский или один из полинезийских, проявили иной характер доминан
тности: левое полуша¬рие — для гласных и слогов, а правое — для чистых
тонов. Различия в характере доминантности были вызваны не врожденным
предрасположением, а социумом — слухо¬вой и лингвистической средой. Та
кие отличия заключают¬ся, по-видимому, в общем для японского и полинез
ийского языков свойстве: присутствии в них большого количества слов, с
остоящих только из гласных. В этих богатых гласными языках сами гласны
е столь же важны в уз¬навании слов и предложений, как и согласные, поэ
тому гласные звуки обрабатываются в левом, «речевом» по¬лушарии. Отсюд
а понятно, что у людей с родным япон-ским языком эмоции, связанные с р
ечью (интонирование речи), и сама речь (слова) выявляют доминирование
одного и того же полушария — левого. В отличие от них, у лиц с родным
европейским языком для эмоций, связанных с речью, доминирует правое по
лушарие, а для слов — левое.
307
Если речь — язык левого полушария, то имеет ли правое полушарие свой я
зык, и если да, то что он собой представляет? Известный из истории раз
вития письма иконический знак похож на вещь, которую он обозна¬чает, и
, следовательно, может не только представлять ее, но и заменять при оп
ределенных обстоятельствах. На¬пример, фотография в некоторых ситуация
х способна замещать изображенное на ней лицо. Однако с помощью рисунка
легко изображать лишь структурные свойства (предметы или людей) и зна
чительно труднее — дина¬мические функциональные отношения (виды движен
ия или абстрактные понятия). Этим и определяются огра¬ничения пиктогра
фического письма. Зато пиктограммы передают в зарисовке смысл сообщени
я, и для их пони¬мания нет необходимости изучать язык писавшего. (В со
¬временной письменности смысл не изображается специаль¬но, а извлекает
ся из речи.) Путь от образного мышления к понятийному ведет от конкрет
ного образа через фор¬мирование образов все более высокого уровня обоб
щения к образным схемам. В образных схемах закрепляются уже не все чер
ты отражаемого предмета, а фиксируются только главные компоненты, суще
ственные в практической деятельности. Чем дальше продвигается образ от
вос¬приятия к схеме, тем он абстрактнее, т. е. упрощается, утрачивает
некоторые из своих элементов. При этом подразумеваются не только зрит
ельные образы или вооб¬ще перцептивные, но и образы действия.
В результате такого абстрагирования в правом по¬лушарии формируются зр
ительные схемы — образования, сохраняющие элементы сходства с исходным
объектом и зависящие от конкретной деятельности человека, от контекст
а в широком смысле. Эти образования всегда целостные, отражающие прост
ранственно-временные осо¬бенности объектов. Формируемые правым полушар
ием представления могут быть упорядочены по степени обоб¬щенности от п
ервичного образа через многократную трансформацию к формированию абстр
актной схемы [88, 349]. Последовательные этапы обобщения первичного об
раза могут служить элементами специфических пред¬ставлений правого пол
ушария, к которым относятся,
308
например, фотографии, иконические знаки, иероглифы, блок-схемы, планы.
Предполагается, что эти представ¬ления формируются с помощью динамиче
ских операций, таких, как вращение, передвижение, упрощение, завер¬шен
ие, исправление, расчленение и т. д.
Слова и понятия, являющиеся продуктами абстра¬гирования в левом полуша
рии, теряют структурную связь с обозначаемым объектом, не сохраняют ег
о ин¬дивидуальных особенностей, представляя собой результа¬ты классифи
кации и категоризации объектов внешнего мира. Они отражают постоянные
свойства воспринимае¬мого мира, поэтому это более независимые от конте
кста образования, в силу указанных свойств они обеспечивают надежность
процесса опознания. Зрительно непредстави¬мым ситуациям может быть со
поставлено слово, с кото¬рым как с объектом может оперировать левое по
лушарие. Преимущества речевого действия в значительной мере заключаютс
я в его отрыве от непосредственной связи с реальными предметами и в фо
рмировании новых слов — абстракций, которые чрезвычайно упрощают дейст
вие, устраняя его вариации.
Полушария различаются по участию в речи и ее выражении. Так, при време
нном выключении правого полушария речевая активность у человека возрас
тает, речевой слух обостряется, чувствительность к звукам речи повышае
тся: человек хорошо улавливает тихую речь, быстрее и гораздо точнее по
вторяет услышанные слова. Меняется и характер речи: весь пассивный зап
ас слов становится активным, возрастает разнообразие используемых слов
, строятся более сложные фразы, язык становится в большей мере литерат
урным. Однако одно¬временно с указанными улучшениями наблюдаются и на¬
рушения: человек перестает понимать значение речевых интонаций, он всл
ушивается, точно повторяет слова, но не может сказать, с каким выражен
ием (вопросительным, гневным и т. д.) они произнесены, не отличает муж
ского голоса от женского, перестает узнавать знакомые мелодии. Таким о
бразом, наряду с увеличением формального бо¬гатства речи за счет актив
изации словарного и грамма¬тического ее состава у человека с функциони
рующим одним левым полушарием наблюдается и ее обеднение: он не воспри
нимает ту образность и конкретность речи, ко¬торую ей придает интонаци
онно-голосовая выразитель-
309
ность. То же происходит при зрительном предъявлении слов в правое полу
шарие: он не способен назвать предъяв¬ляемые буквы и слова, но может у
ловить смысл не только отдельных слов, но и целых фраз.
Распределение специфичной для каждого полушария нагрузки в процессе мы
шления связано с характером выявляемых отношений. Оказалось, что левое
полушарие порождает языки, в которых слова — это символы, не имеющие
прямой связи с обозначаемыми объектами, а грамматика их связей — логич
ески организованная структура. Логические отношения, выявленные левым
по¬лушарием, с одной стороны, могут характеризовать связь прошедших и
будущих событий, а с другой — предметы, находящиеся далеко от восприни
маемой в данный момент ситуации. Это полушарие способно выявить и таки
е от¬ношения, которые не могут быть представлены зрительно.
Если в правом полушарии характер выявляемых пространственно-временных
отношений ограничен полем «здесь и теперь» и в этом смысле одномоменте
н, то в левом — это логические, выходящие за пределы «здесь и теперь»,
и в этом смысле не ограниченные такими рамками преобразования. На осн
ове целостных ситуацион¬но-зрительных обобщений, свойственных правому
полуша¬рию, развиваются свойственные левому формы логической категориз
ации, обеспечивающие произвольность воспроиз¬ведения информации из пам
яти. Создается впечатление, что в правом полушарии отношения выявляютс
я не с по¬мощью логических операций, а с помощью взаимодей¬ствия, опер
ирования реальными объектами, т. е. непосред¬ственно через движение и
динамику последовательных состояний. В этом случае константность воспр
иятия формы, возможно, основана на том, что объект воспри¬нимается в п
оследовательные моменты времени в динамике непрерывного изменения его
состояний (например, пово¬рота), что дает возможность отнести изображе
ние исход¬ного и конечного состояний (иногда совсем не похожих по форм
е друг на друга) к одному и тому же объекту.
Тесная связь левого полушария с речью обуслов¬ливает и его особое влия
ние на осознание процессов и явлений. Для ребенка характерна неосознан
ность его собственных мыслей, что, вероятно, является следствием нерас
члененности в его сознании названия и предмета.
310
С развитием речи происходит активизация связей определенных зон левого
полушария с речевыми зонами, что и обеспечивает осознание. Невербальн
ое, пространствен¬но-образное мышление, связываемое преимущественно с
правым полушарием, имеет особое, более тесное отно¬шение к осуществлен
ию неосознаваемой психической деятельности. Э. А. Костандов [140] счит
ает, что правое полушарие, являясь источником бессознательной моти¬вац
ии, вместе с тем вносит свой вклад в осуществление психических функций
и на сознательном уровне.
В разделе о мышлении уже говорилось о том, что процесс вычленения отно
шений представляет собой много¬кратный перевод информации из символьно
й формы в об¬разную. Один цикл такой трансляции требует участия как пр
авого, так и левого полушарий. В результате последую¬щих циклов может
достигаться переход к образам и симво¬лам другого уровня обобщенности,
т. е. могут включаться новые поля памяти—образной (справа) и символьн
ой (слева). Когда человек решает некоторую задачу, у него в соответств
ии с ее спецификой активизируется то одно, то другое полушарие. Наприм
ер, если в эксперименте испытуемым предлагалось мысленно воспроизвести
про¬цесс письма, то при этом центр активности регистриро¬вался в лево
м полушарии, если же они мысленно воспро¬изводили мелодию или вспомина
ли взаимное расположе¬ние многоцветных кубиков, показанных им перед эт
им, то центр активности перемещался в правое полу¬шарие.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

купить планшетный пк асер. | На etolove.ru сайт знакомств для серьезных отношений.
Hosted by uCoz