СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Например, человек практически неспособен использо¬вать случайные после
довательности, что ярко выявилось в ситуации игры с вычислительной маш
иной, придуман¬ной, чтобы вынудить его принять случайную стратегию. В
ходе этой игры человек должен был нажимать на одну из двух кнопок в сл
учайной последовательности, а машина, анализируя его предыдущие ходы,
должна была угадать, какую кнопку он нажмет на следующем ходе.
Поощряя случайные стратегии игроков, им, во-первых, сообщили, что если
их ход будет сделан случайно и во всей последовательности ходов не ок
ажется никакой зако¬номерности, то у машины не будет возможности предс
ка¬зать очередной ход. Тогда машина поделит очки пополам с игроком, т.
е. вероятность выигрыша для человека составит 50%. Во-вторых, их инфо
рмировали, что правила игры ставят человека в более выгодную ситуацию
— ему дают фору. И, в-третьих, за каждый выигрыш им выплачивалась дене
жная премия. Подсчитали, что если человек выберет случайную стратегию,
то вероятность выигрыша составит для него 45 партий из 48, т. е. 94%.
Казалось бы, игра для человека практически беспро¬игрышна, тем не мен
ее результаты эксперимента показали обратное. Из 48 партий игрокам уда
лось выиграть лишь в 13. Приведенные опыты показали, что человек, как
пра¬вило, не делает свой выбор случайно, причем не только в ситуациях,
где этот выбор ему безразличен, но и тогда, когда вся обстановка подт
алкивает его к случайному вы¬бору.
Иная грань затруднений порождена исторической но¬визной ситуации общен
ия с машиной, наделенной неко¬торыми элементами интеллекта. Работая с
такой «умной»
461

ЭВМ, люди испытывают потребность общаться с ней не только как с оруди
ем труда, инструментом, но и как с парт¬нером по диалогу. В этом случа
е человек более или менее сознательно рассматривает машину как конфиде
н¬циального, умеющего хранить тайны партнера, внушаю¬щего доверие, не
только понимающего, но и дающего со¬держательные советы. Например, в а
мериканской системе «ЭЛИЗА», работавшей по программе «ДОКТОР», люди ра
зговаривали с ЭВМ как с личностью, к которой есте¬ственно и целесообра
зно обращаться с интимными пере¬живаниями, и у них постепенно возникал
и с ней эмоцио¬нальные связи. Многие из абонентов «ЭЛИЗЫ», желая излит
ь свои печали, требовали, чтобы их оставили наедине с компьютером [57]
. Они не верили, что машина просто оперирует словами, не понимая их см
ысла. Нуждаясь в благожелательной поддержке, они рассматривали обще¬ни
е с ЭВМ как идеальное средство против одиночества, невроза и отчужденн
ости. Даже непродолжительное вза¬имодействие с этой программой порожда
ло подобные ил¬люзии. Отсюда видно, что недостаточные знания об ЭВМ пр
иводят человека к попыткам организовать свою работу с машиной по образ
у и подобию того, как он работает совместно с другим человеком, исполь
зуя обмен необходи¬мой информацией. При этом часто упускают из виду, ч
то понимание между человеком и ЭВМ всегда ограничено рамками информаци
онного контекста и логической глу¬биной, доступной данной машине. В ча
стности, упомянутая программа анализирует речь, выделяет ключевые слов
а и по ним определяет построение ответа. Когда она не мо¬жет этого сде
лать, используются общие слова: «Вы так думаете?», «Интересно!», «Прод
олжайте», «Нельзя ли no-подробнее?». Здесь акцент сделан на важное пси
хологи¬ческое звено — человек не столько ждет советов, сколько ему сам
ому необходимо выговориться и излить душу. У не¬которых людей может во
зникнуть иллюзия, что их поняли и помогли (ведь стало легче!). Соверше
нно очевидно, что подобный подход может порождать и разочарование.
Человек зачастую относится к машинным результатам как к истине в после
дней инстанции, и они обладают для него большей субъективной доказател
ьностью, чем инфор¬мация, полученная иным путем. Повышенное доверие в
этом случае является следствием психологического эф¬фекта отстранения
от процедуры вычислений и убежден-
462
ности в особой объективности вычислений, на самом деле мнимой. Это вед
ет к ошибкам в интерпретации резуль¬татов. Возникает специфическая вну
шаемость, проявляю¬щаяся в тенденции согласовать ограничения решаемой
за¬дачи только в рамках возможностей, навязываемых про¬граммистом, не
изменяя их, не обсуждая и не стремясь определить степень их обоснованн
ости. Подобная внушае¬мость располагает к пассивному восприятию сообще
ний ЭВМ, сверхдоверию к ней, что в конце концов приводит к необоснован
ному расширению зоны применения зало¬женного в программу математическо
го аппарата.
Важно подчеркнуть — учебный процесс, включающий ЭВМ, может строиться с
учетом исходного уровня знаний и умений каждого отдельного учащегося
посредством представления индивидуальной помощи, и тем самым преодолев
аются недостатки обучения в больших группах. Общеизвестно, что основно
й недостаток традиционной си¬стемы обучения заключается именно в слабо
м управлении деятельностью каждого учащегося в условиях класса, большо
й аудитории. Эффективность и качество обучения значительно выше в малы
х группах, где преподаватель может уделить необходимое внимание каждом
у ученику. Однако дробление группы в широких масштабах неприем-лемо по
экономическим причинам и, как известно, пробле¬ма обостряется по мере
ужесточения требований к ка¬честву обучения. Включение ЭВМ и программ
ированный метод дают возможность хорошо успевающим изучать дополнитель
ный материал и не терять времени даром, пока отстающие восполнят пробе
лы. Такие возможности делают знания более прочными и глубокими. Кроме
того, резко увеличивается число задач, решаемых учащими-ся и тем самым
повышается подвижность мышления, снижается инерционность интеллектуал
ьных операций и расширяется зона транспонирования — переноса прин¬ципа
решения. Все это позволяет студенту находить более отдаленные аналоги
и сопоставления, что, как известно, составляет важный этап решения лю
бой творческой за¬дачи.
Можно работать с ЭВМ в оптимальном для себя темпе, не опасаясь обнаруж
ить медлительность и получить отрицательную оценку со стороны других с
тудентов или преподавателя. Например, холерик отвечает очень быстро и
не очень обдуманно. Нередко он дает правильный ответ
463
после десяти уточнений — машина дожидается, не раз¬дражаясь. Меланхол
ик может очень долго молчать, со¬бираясь с мыслями,— она подождет, не
возмущаясь. Все это сохраняет психологический комфорт каждому студенту
во время обучения.
Автоматический контроль знаний не только исключает субъективность в оц
енках преподавателя, но и позволяет гибко менять стратегию экзамена —
строить последова¬тельность предлагаемых на нем задач и вопросов с уче
¬том индивидуальных особенностей, например: для челове¬ка с заниженной
самооценкой — от простых к сложным, что предопределяет движение от ус
пеха к успеху и тем самым сохранение мотивации к преодолению дальнейши
х трудностей, для человека с завышенной самооценкой — лучше сразу начи
нать с трудной задачи.
Чем реже экзамены, тем вероятнее сильные волнения, тревога и даже стре
сс, разрушающий здоровье. Если про¬верка знаний производится часто и п
опутно, она не вызы¬вает особых эмоций. Все это показывает, что автома
ти¬зированный контроль — конструктивный путь сохранения здоровья студе
нта. Кроме того, обучение с помощью ЭВМ позволяет ему свободнее распре
делять свое время. Он сможет ответить на экзаменационные вопросы в лю¬
бое, удобное для него время, не дожидаясь сессии, и, та¬ким образом, п
родвигаться при обучении в своем темпе.
Одним словом, от общения с ЭВМ выигрывает и пе¬дагог, и ученый, и студ
ент, но, кроме того, оно способ¬ствует совершенствованию основных псих
ических процес¬сов человека.
Овладение новыми методами обучения не только сти¬мулирует преподавател
я развивать себя как личность, но и помогает ему сохранить духовную мо
лодость, которая, как известно, тесно связана со способностью к развит
ию. Можно видеть людей молодых, но уже психически прежде¬временно пост
аревших, и других, которые, несмотря на преклонный возраст, не отмечен
ы психическим старением. Психический возраст, в отличие от «паспортног
о»,прин¬ципиально обратим. Человек может резко (в одночасье) постареть
, если для него неожиданно все окажется позади (произошло крушение над
ежд и перспектив), и помоло¬деть, если открылись большие, отдаленные и
привлекаю¬щие его перспективы. Именно они и появились сейчас у препод
авателей в связи с компьютеризацией.
464
Учитывая вероятность возрастной психологической пе¬рестройки и желая с
охранить душевную молодость, чело¬век зрелого возраста должен сознател
ьно направлять усилия на поддержание в себе гибкости и тенденции к пре
одолению инерционности во взглядах и действиях, не давая им перерасти
в нетерпимость и неспособность к изменениям установки, т. е. всегда до
лжен стремиться держать свой ум открытым для новых идей. Чтобы не по¬т
ерять контакт с молодежью, существенно опережая их в знаниях, преподав
атель должен сохранять восприим¬чивость к новому и не только непрерывн
о самосовершен-ствоваться, но и удерживать высокие темпы в этом про¬це
ссе.
Пополнение и обновление научной информации, кото¬рой должен овладеть с
пециалист, происходит с такой бы¬стротой, что простое увеличение сроко
в обучения не ре¬шает проблемы В связи с этим идут поиски ускоренных с
пособов обучения, к ним относятся интенсивно разраба¬тываемые в послед
нее время активные методы обучения.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

овцы в украине | Климатическая техника водонагреватели купить интернет. | дневники вампира 3
Hosted by uCoz