СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Самосознание, которое 40—50 лет назад развивалось к 17—19 годам, форми
руется сейчас в 23—25 лет. Затягивающийся интервал учебы приводит неко
торых юношей к безответственному инфантилизму. Поздно всту¬пая на стез
ю собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей
. Чувство обладания
372
благами, которые не заработаны самостоятельно, а полу¬чены от родителе
й, если оно тактично не корректируется старшими, может притупить често
любие (в положительном смысле этого понятия) и породить инфантилизм и
ижди-венчество. Уверенные в том, что родители долго будут их обеспечив
ать, молодые люди не боятся за будущее, у них нет необходимости бороть
ся за существование, они не развивают у себя целеустремленность и силу
воли.
Особенность положения современных молодых людей состоит не только в то
м, что многие из них начинают работать достаточно поздно, но и в том,
что в семьях сейчас стало меньше детей. И получается, что родители, те
ти и дяди, бабушки и дедушки прилагают все усилия для того, чтобы убер
ечь единственное чадо от всех ошибок и ударов судьбы, решая за него вс
е жизненные вопросы. Совершенно естественным следствием такого вос¬пит
ания становятся несамостоятельность и иждивенчес¬тво. Когда же взрослы
е сталкиваются лицом к лицу с этими неприятными качествами, они огорча
ются и гово¬рят о недостатках современной молодежи, как если бы они бы
ли непричастны к их развитию. Не следует упускать из виду, что человек
становится зрелым только тогда, когда несет ответственность за себя и
других. Постоянная опека не дает возможности накопить собствен¬ный оп
ыт и неизбежно приводит к нерешительности, неспособности самостоятельн
о принимать решения.
Мы кратко обозначили некоторые особенности психоло¬гии юношеского возр
аста на современном этапе, но есть и старые проблемы. В этом возрасте
отношения молодого человека с окружающими обостряются и в силу биологи
-ческих причин. Изменение гормонального обмена вызы¬вает у подростков
и юношей повышенную возбудимость и раздражительность. Дисгармония физи
ческого и психи¬ческого облика проецируется молодым человеком на окру-
жающий мир, который воспринимается им как особенно напряженный и конфл
иктный. Половое созревание про¬буждает желание нравиться, вызывает пов
ышенный инте¬рес к своей внешности, внезапно обостряя проблему мало¬го
или слишком большого роста, комплекции, прически, одежды. Поэтому вне
шний мир представляется для юноши более конфликтным, чем для зрелого ч
еловека, а трепетное отношение юноши к одежде и внешности, способность
373
вознести их значимость на необыкновенную высоту уже забыты взрослыми
и потому раздражают их.
Юноша и тем более подросток легко идеализируют окружающих людей и отно
шения между ними, но быстро в них разочаровываются, как только обнаруж
и¬вают неполное соответствие предвзятому и завышенному идеалу. Такой м
аксимализм — следствие стремления к са¬моутверждению, он порождает так
называемую черно-белую логику. Черно-белая логика, максимализм и малы
й жизненный опыт приводят молодых людей к преувели¬чению оригинальност
и собственного опыта. Им кажется, что никто так не любил, не страдал,
не боролся, как они. Однако их родители, находясь во власти вкусов и п
ривычек собственной молодости, абсолютизируя и счи¬тая единственно пра
вильными только свои привычки и вку¬сы, не подают примера разумного от
ношения к действи¬тельности, основанного на трезвой оценке значимости
событий, возводя в ранг проблемы вопросы о ширине брюк, длине волос, м
анере танца, стиле музыки и песен. Эти проблемы стары, как мир. Еще Ар
истофан в комедии «Облака» описывал конфликт между рассудительным, бла
гонамеренным отцом и легкомысленным длинноволо¬сым сыном. В ответ на п
росьбу отца спеть что-либо из древ¬них авторов — Симонида или Эсхила —
сын называет этих поэтов устаревшими и ходульными. Когда же сын обра-
щается к современному искусству и читает монолог из Еврипида, старик в
ыходит из себя, видя в нем безвкусицу и безнравственность
Взрослых иногда возмущает или, в лучшем случае, удивляет желание юноше
й одеваться и вести себя, «как все», даже в ущерб собственной привлека
тельности и ма¬териальным возможностям. В этих поступках проявляется п
овышенная значимость для них чувства принадлежности к определенной гру
ппе: учебной, спортивной и т. д. А для того чтобы быть вполне «своим»
в группе, нужно вы-глядеть, как все, и разделять общие увлечения. Внут
рен¬ний мир другого человека можно понять только при усло¬вии внимания
и уважения к нему, принимая его как независимую достойную личность со
своими взглядами и своим жизненным опытом. Вот как звучит самая рас¬п
ространенная и совершенно справедливая жалоба юношей и девушек на роди
телей: «Они меня не слу¬шают!»
374
Спешка, неумение и нежелание выслушать собствен¬ного ребенка, вникнуть
в то, что происходит в сложном юношеском мире, неспособность взглянут
ь на проблему с позиции молодого человека, самодовольная уверенность в
непогрешимости своего жизненного опыта — все это может создать психол
огический барьер между родителями и детьми. Этот барьер может укреплят
ься как со стороны родителей, так и со стороны детей. У родителей може
т возникнуть представление, что для их ребенка не су¬ществует никакой
системы ценностей, что, естественно, не сближает. Почему возникает так
ая пугающая иллюзия? Когда родители неспособны воспринимать своего реб
енка, теперь уже юношу, как самостоятельную личность и в се¬мье отсутс
твует взаимопонимание, то юноша придает гипертрофированно большое знач
ение своему общению со сверстниками. В том случае, когда семья юноши и
зна¬чимая для него группа сверстников, с которой он об¬щается, ориент
ируются на различные системы ценностей, ценности семьи отрицаются, что
и создает впечатление, что у юноши не существует вообще никаких ценно
стей. Эта иллюзия — следствие односторонности и ограничен¬ности родите
лей, слишком долго воспринимающих своих детей как несамостоятельных и
нуждающихся в мелочной опеке.
Родители возводят барьер между собой и ребенком и тогда, когда злоупот
ребляют этическими требова¬ниями, внушая, что все остальные люди, кром
е него, добродетельны. Здесь, как говорил В. А. Сухомлинский, «неприкр
ыто торчат ослиные уши воспитательного замыс¬ла, поскольку дети видят,
что это вовсе не так». Такие поучения отталкивают молодежь, которая о
собенно чув¬ствительна ко всякому несоответствию между словом и делом.
Требование исполнения нравственных норм вос¬принимается без внутренне
го протеста, если при этом говорится, что пока еще не все люди нравств
енны, но прилагать усилия к повышению собственной нравственнос¬ти необ
ходимо. Не надо бояться серьезно обсуждать с подрастающими детьми нега
тивные стороны жизни. Ведь они должны стать борцами, а не конформистам
и-приспособленцами.
375
В. А. Сухомлинский писал: «Я горжусь своим педагогическим кредо: моими
любимыми воспи¬танниками являются не послушные и безропотные, гото¬вы
е со всем соглашаться, а своенравные, волевые, беспоконные, иногда про
казники и шалуны, но бунтари против зла и неправды, готовые отдать гол
ову на отсечение, но отстаивать принципы, которые стали неотделимы от
их личности. Надо бережно хранить и заботливо лелеять ростки души, гот
овой к мужественному и бескомпромис¬сному труду, к борьбе за правду, б
лагородство» [257].
Юноша живет будущим, для него настоящее — только подготовка к другой,
подлинной взрослой жизни. Это облегчает ему переживание неприятностей,
позволяя отно¬ситься к ним с легким сердцем, но с этим же связано и п
ониженное чувство ответственности. Зрелость у че¬ловека наступает тогд
а, когда он понимает, что жизнь не знает черновиков, что все делается
окончательно. Преодоление этих иллюзий побуждает зрелого человека на о
пределенные усилия для реализации жизненных планов.
Способность к длительным и целенаправленным уси¬лиям в значительной ме
ре зависит от структуры и зна¬чимости поставленных человеком целей. Ог
ромное значение развитию мотивов широкой временной перспективы придава
л А. С, Макаренко. Он писал: «Чем старше возраст ребенка, тем дальше о
тодвигается обязательная грань ближайшей оптимистической перспективы..
. Человек, определяющий свое поведение самой близкой перспекти¬вой, ес
ть человек самый слабый» [179]. Характерные для детского возраста особ
енности мотивации нередко проявляются в видоизмененной форме у «неблаг
ополуч¬ных» взрослых. Короткая временная установка мотивации, тенденци
я «жить сегодняшним днем», «плыть по течению», жить без перспективы, п
ользуясь тем, что «плывет в руки»,— вся эта жизненная стратегия характ
ерна для лиц узкоэгоистичных, безвольных.
Б. М. Теплов [261] ввел различение «короткой» и «дальней» мотивации. В
том случае, когда мотивы связаны только с ближайшим будущим, говорят
о короткой, если мотивы относятся к далекой перспективе — о дальней мо
тивации. Ее определяет отношение человека к своей деятельности, к тем
трудностям, с которыми он стал¬кивается по ходу ее выполнения. При кор
откой мотивации даже незначительные трудности могут вызвать у человека
желание уйти от них, сменить деятельность, например поискать более пр
остую работу. Только дальняя моти¬вация создает такое отношение к труд
у, для которого
376
характерны настойчивость, воля и упорство в преодолении трудностей. Вс
лед за Н. Рерихом можно повторить:
«Не стройте себе маленьких планов, они не обладают волшебным свойством
волновать кровь!»


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

домашние мастера
Заказ
Hosted by uCoz