СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожи¬данных и неизвестных,
достигает такой силы, что человек погибает. Понимание того, что страх
может быть след¬ствием недостатка информации, позволяет его преодо¬ле
ть. Известна старинная притча о страхе. «Куда ты идешь?»,— спросил стр
анник, повстречавшись с Чумой. «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пя
ть тысяч чело¬век». Через несколько дней тот же человек снова встретил
Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят»,— упр
екнул он ее. «Нет,— возразила она,— я погубила только пять тысяч, оста
льные умерли от стра¬ха». Мужественный французский врач Ален Бомбар, в
зяв¬ший на себя труд разобраться в причинах гибели тер¬пящих бедствие
в открытом море и доказавший личным примером, что можно переплыть океа
н в резиновой спаса-тельной шлюпке, пришел к выводу, что главной причи
ной гибели людей в море является чувство обреченности, ужас перед стих
ией. Он писал: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевре
менно, я знаю, вас погубила не жажда. Раскачиваясь на волнах под жалоб
¬ные крики чаек, вы умерли от страха!» [39, с. 14].
Предполагают, что чувство удивления связано с теми же условиями, при к
оторых иногда возникает страх. Реак¬цию удивления рассматривают как св
оеобразную форму
199
страха, которая пропорциональна разнице между пред¬видимой и фактическ
и полученной дозой информации, только при удивлении внимание сосредото
чивается на причинах необычного, а при страхе — на предвосхищении угро
зы. Понимание родства удивления и страха позволяет преодолеть страх, е
сли перенести акцент с результатов события на анализ его причин.
Удовольствие, радость, счастье — положительные эмо¬ции. Удовольствие о
бычно возникает как результат уже происходящего действия, в то время к
ак радость чаще связана с ожиданием удовольствия при растущей вероят¬н
ости удовлетворения какой-либо потребности. Эмоция удовольствия присущ
а и животным, а радость и счастье возникают только в ситуации человече
ских межличност¬ных отношений. Самая мощная положительная эмоция— счас
тье. Человек обычно стремится выбрать для себя по возможности такую де
ятельность, которая дала бы ему достижимый при данных обстоятельствах
максимум счастья в том смысле, как он его понимает. К. Маркс, на¬приме
р, считал, что самым счастливым человеком являет¬ся тот, кто борется [
6, с. 492].
Когда человек испытывает счастье? Тогда, когда на¬ступает совпадение з
адуманного и достигнутого или когда этот момент приближается. Следоват
ельно, путь к счастью—в замыслах, идеалах, целях и мечтах. Они являютс
я предвосхищенными результатами, еще отсутст¬вующими в действительност
и. Не было бы их, не было бы и приятных чувств. Чем ближе и доступнее
была постав¬ленная цель, тем скромнее положительная эмоция. Таким обра
зом, человек, желающий испытать сильные положи¬тельные эмоции, полност
ью понять, на что он способен, должен ставить перед собой трудные и да
лекие цели — именно их достижение приносит ощущение счастья.
Великие силы рождаются для великой цели: человек, поставивший перед со
бой очень трудную задачу, стано¬вится физически здоровее и психически
устойчивее. По¬чему? Представьте себе, что вы идете, глядя на далекую,
но манящую вас звезду, высоко подняв голову. Тогда мелкие препятствия
на вашем пути не будут привлекать внимания и мелкие трудности не толь
ко не будут огорчать, но вы их просто не заметите. Никогда не поздно п
оста¬вить перед собой значимую цель. Так, выдающийся немец¬кий ученый
Альберт Швейцер в 30 лет был уже профес-
200
сором философии Страсбургского университета и, кроме того, известным в
Европе органистом. Тем не менее он ре¬шает стать врачом и поступает н
а медицинский факуль¬тет того же университета. На этом новом поприще Ш
вей-цер завоевал всемирное признание.
Многочисленные факты иллюстрируют влияние зна¬чимости цели на повышени
е устойчивости к травмирую¬щим факторам. Например, особая невосприимчи
вость к бо¬лезням и усталости у матери, ребенок которой в опас-ности.
Если поставленная человеком цель чрезвычайно значима в общечеловеческо
м масштабе, а не только в лич¬ном плане, не может быть осуществлена да
же в течение всей жизни человека, то это не уменьшает ее стимули¬рующе
го влияния. История человечества полна примерами полного раскрытия тво
рческих способностей и возникно¬вения психической неуязвимости у людей
, которые шли к благородной и далекой цели. И наоборот, если человек с
тавит перед собой только близкие, легко достижимые цели, то это может
быстро привести его к разочарованию в жизни и моральному опустошению.
Самый большой вклад в будущую счастливую жизнь своего ребенка сде¬лают
те родители, которые помогут сыну или дочери сформировать далекую и з
начимую жизненную перспекти¬ву.
Развитие эмоций
Эмоции проходят общий для высших психических функций путь развития — о
т внешних социально детерми¬нированных форм к внутренним психическим п
роцессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие
эмоционального состояния окружающих его близких людей, которое со врем
енем, под влиянием услож¬няющихся социальных контактов, превращается в
выс¬шие эмоциональные процессы — интеллектуальные и эсте¬тические, со
ставляющие эмоциональное богатство лич¬ности. Новорожденный ребенок сп
особен испытывать страх, обнаруживающийся при сильном звуке или вне-за
пной потере равновесия, неудовольствие, проявляю¬щееся при ограничении
движений, и удовольствие, возни¬кающее в ответ на покачивание, поглаж
ивание. Если рас¬смотреть эмоциональные реакции в качестве индикаторов
201
обусловивших их потребностей, то можно заключить, что врожденной спос
обностью вызывать эмоции обладают следующие потребности: самосохранени
я (страх), в свобо¬де движений (гнев) и в получении особого рода раздр
а¬жении, вызывающих состояние явного удовольствия. Именно эти потребно
сти определяют фундамент эмоцио¬нальной жизни человека [78]. Если у мл
аденцев страх вызывается только громким звуком или потерей опоры, то у
же в 3—5 лет формируется стыд, который надстраи¬вается над врожденным
страхом, являясь социальной фор¬мой этой эмоции — страхом осуждения. О
н определяется уже не физическими характеристиками ситуации, а их соци
альным значением. Гнев вызывается в раннем детстве лишь ограничением с
вободы движений. В 2—3 года у ре¬бенка развиваются ревность и зависть
— социальные фор¬мы гнева. Удовольствие побуждается прежде всего кон¬т
актным взаимодействием — убаюкиванием, поглажива¬нием. В дальнейшем ра
звивается радость как ожидание удовольствия в связи с растущей вероятн
остью удовлет-ворения какой-либо потребности. Радость и счастье воз¬ни
кают только при социальных контактах.
Положительные эмоции развиваются у ребенка в игре и в исследовательско
м поведении. Бюлер [50] показал, что момент переживания удовольствия в
детских играх сдвигается по мере роста и развития ребенка: у малыша у
довольствие возникает в момент получения желаемого результата. В этом
случае эмоции удовольствия при¬надлежит завершающая роль, поощряющая д
оведение де¬ятельности до конца. Следующая ступень — функциональ¬ное у
довольствие: играющему ребенку доставляет удо¬вольствие не только резу
льтат, но и сам процесс деятель¬ности. Удовольствие теперь связано не
с окончанием про¬цесса, а с его содержанием. На третьей ступени, у дет
ей постарше появляется предвосхищение удовольствия. Эмо¬ция в этом слу
чае возникает в начале игровой деятель¬ности, и ни результат действия,
ни само выполнение не являются центральными в переживании ребенка.
Здесь хотелось бы сделать отступление и обратить вни¬мание на сходство
механизмов развития высших форм внимания и предвосхищающего удовольст
вия. Опережаю¬щий действие контроль, из которого развивается произ¬вол
ьное внимание, и опережающее действие удовольст¬вие — разные формы раз
вития предвосхищения, в основе
202
и того и другого явления лежит воображение, т. е. особые формы преобра
зования информации при записи ее в па¬мять.
Развитие отрицательных эмоций тесно связано с фрустрацией — эмоциональ
ной реакцией на помеху к дости¬жению осознанной цели [384]. Фрустрация
протекает по-разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие
, сделан его обход или найдена замещающая цель. Привыч¬ные способы раз
решения фрустрирующей ситуации опре¬деляют формирующиеся при этом эмоц
ии. Часто повторяю¬щееся в раннем детстве состояние фрустрации может у
одних закрепить вялость, безразличие, безынициатив¬ность, у других —
агрессивность, завистливость и озлоб¬ленность. Нежелательно при воспит
ании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прям
ым нажимом. Настаивая на том, чтобы ребенок немедленно выполнял требов
ания взрослого и не давая ему возмож¬ности достигнуть поставленной им
самим цели, взрослые создают фрустрирующие условия, способствующие зак
-реплению упрямства и агрессивности у одних и безынициа¬тивности у дру
гих. Чтобы добиться желаемого поведения у ребенка, можно использовать
его возрастную особен¬ность — неустойчивость внимания, отвлечь его и и
зменить формулировку указания. В этом случае для ребенка созда¬ется но
вая ситуация, он выполнит требование с удоволь¬ствием и у него не буду
т накапливаться отрицательные последствия фрустрации. На развитие агре
ссивности влияет мера наказания. Оказалось, что дети, которых дома стр
ого наказывали за агрессивные поступки, про¬являли во время игры с кук
лами большую агрессивность, чем дети, которых наказывали не слишком ст
рого. В то же время дети, которых наказывали за агрессивные поступки п
о отношению к куклам, были менее агрессивны и вне игры, чем те, которы
х совсем не наказывали [331].
Ребенок, которому не хватает любви и ласки, выраста¬ет холодным и неот
зывчивым. Но кроме любви для возни¬кновения эмоциональной чуткости нео
бходима и ответ¬ственность за другого, забота о младших братьях и сест
¬рах, а если таковых нет, то о домашних животных. Нужно, чтобы ребенок
сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал, и тут неоценимую пользу м
ожет принести щенок, котенок или другое животное, за которым ребенок у
хаживает и по отношению к которому он является «старшим».


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Hosted by uCoz