СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Во многих случаях специфического сигнала (указателя), классифицирующег
о (дифференцирующего) два контекста, может не быть, и организм будет в
ынужден получать эту информацию из актуального нагромождения событий,
составляющих контекст в каждом случае. Однако в человеческой жизни (и,
вероятно, в жизни других организмов) определенно существуют сигналы,
чья главная функция - классификация контекстов. Вполне резонно предпол
ожить, что, когда собака, проходившая длительное обучение в психологич
еской лаборатории, видит перед собой некоторое оборудование, ей станов
ится ясно, что ей предстоит последовательность контекстов совершенно о
пределенного рода. Такой источник информации мы должны называть "марке
ром контекста", причем нужно немедленно отметить, что, по крайней мере
на человеческом уровне, существуют также "маркеры контекста контекста
". Например: аудитория смотрит постановку "Гамлета" и слышит, как геро
й размышляет о самоубийстве в контексте своих отношений с мертвым отцо
м, Офелией и другими. Зрители не бегут немедленно звонить в полицию, п
оскольку они получили информацию о контексте контекста Гамлета. Они зн
ают, что это "игра", причем они получили эту информацию от множества "
маркеров контекста контекста" - афиши, рядов кресел, занавеса и т.д. С
другой стороны, шекспировский Король, у которого пьеса в пьесе вызыва
ет укоры совести, игнорирует многие "маркеры контекста контекста".

На человеческом уровне очень многие и очень разные явления попадают в
категорию "маркеров контекста". Приведу некоторые примеры:

a) трон Папы, с которого он делает заявления ex cathedra; эти заявлени
я таким образом наделяются особым порядком важности;
b) плацебо, с помощью которого врач задает фазу для изменения субъекти
вного ощущения пациента;
c) блестящие предметы, используемые некоторыми гипнотизерами для "инду
цирования транса";
d) сирена воздушной тревоги, дающая "отбой";
e) рукопожатие боксеров перед боем;
f) соблюдение этикета.

Эти примеры, однако, принадлежат к социальной жизни чрезвычайно сложно
го организма; на этой же стадии гораздо полезнее поискать аналогичные
феномены на предвербальном уровне.

Собака может увидеть поводок в руке хозяина и вести себя так, словно о
на знает, что это означает прогулку; или же она может получить информа
цию о приближении этого типа контекста от звука слова "гулять".

Когда крыса начинает последовательность исследовательских действий, де
лает ли она это в ответ на "стимул"? Или в ответ на контекст? Или в от
вет на маркер контекста?

Эти вопросы выносят на поверхность формальные проблемы Теории Логическ
их Типов, которые следует обсудить. В своей оригинальной форме теория
имеет дело только со строго цифровой (digital) коммуникацией, и неясно
, насколько далеко ее можно применять к аналоговым и иконическим (icon
ic) системам. То, что мы здесь называем "маркерами контекста", может б
ыть либо цифровыми (например, слово "гулять"), либо аналоговыми сигнал
ами: например, оживление в поведении хозяина может указывать на прибли
жение прогулки; либо же маркером может служить некоторый элемент прибл
ижающегося контекста (поводок как элемент прогулки); либо в экстремаль
ном случае сама прогулка во всей своей сложности может означать саму с
ебя, без каких-либо указателей или маркеров, стоящих между собакой и о
пытом. Воспринимаемое событие само может сообщать о собственном появле
нии. В этом случае, конечно, не может быть ошибки типа "съедания меню"
. Более того, тут невозможно генерирование парадокса, поскольку в чист
о аналоговой или иконической коммуникации не существует сигнала для "н
ет".

Фактически для аналоговой коммуникации не существует формальной теории
и, в частности, нет эквивалента для теории информации или Теории Логи
ческих Типов. Этот пробел в формальном знании создает неудобства, когд
а мы покидаем разреженный мир логики и математики и сталкиваемся с фен
оменами из области естествознания. В природном мире коммуникация редко
бывает чисто цифровой или чисто аналоговой. Часто дискретные цифровые
точки собираются вместе для составления аналоговой картины подобно по
лутоновому блоку принтера; часто, как в случае маркеров контекста, сущ
ествует непрерывная градация от наглядно очевидного (ostensive) через
иконический и до чисто цифрового уровня. На цифровом полюсе этой шкалы
все теоремы теории информации действуют в полную силу, но на наглядно
очевидном аналоговом полюсе они бессмысленны.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

ип годовой отчет | разведение вешенки, сводить концы. | барыне стойки луцк, стулья.
Hosted by uCoz