СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Что же известно о механизмах, осуществляющих фильтрацию? Большую роль
в организации предвнимания играет периферическая настройка органов чув
ств. При¬слушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сто
рону звука и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную
перепонку, повышая ее чувстви¬тельность. При очень сильном звуке натяж
ение барабан¬ной перепонки изменяется, приводя к ослаблению передачи ч
резмерных колебаний во внутреннее ухо, подобно тому, как сужение зрачк
а устраняет излишнее количество света. Остановка или задержка дыхания
в моменты наивысшего внимания также облегчает прислушивание. Присматри
¬ваясь, человек производит целый ряд операций: конверген¬цию (сведение
осей) глаз, фокусировку хрусталика, изменение диаметра зрачка. Если н
еобходимо видеть боль¬шую часть сцены, то фокусное расстояние укорачив
ается, когда интересны детали, оно удлиняется, соответствующие части с
цены выделяются и становятся свободными от влия¬ния побочных деталей.
Находясь в фокусе, выделенный участок лишается, таким образом, контекс
та, с которым первоначально был связан: он виден отчетливо, а его окру
жение (контекст) кажется размытым. Таким образом, один и тот же участо
к может приобретать разное зна¬чение в зависимости от цели или установ
ки наблю¬дателя.
Однако в основе избирательности внимания лежат не только процессы пери
ферической подстройки органов чувств, но и центральная настройка. Импу
льсы, идущие из центра к периферии по слуховому или зрительному
56
нерву, могут избирательно управлять чувствительностью воспринимающих в
ходов. Так, например, Бродбент [328] считает, что для предвнимания хар
актерно постоянное снижение чувствительности по отношению к часто встр
е¬чающимся комбинациям признаков. П. Я. Гальперин [74] обобщил предста
вления о центральных механизмах внима¬ния. Моторные теории внимания он
объединил в первую группу. В них внимание рассматривается как результ
ат двигательного приспособления, улучшающего восприятие предмета. Осно
вополагающим для этой точки зрения яв¬ляется тот факт, что каждое восп
риятие связано с каким-либо движением и, воспроизведя это движение, че
ловек сообщает восприятию дополнительную интенсивность.
Во вторую группу отнесены теории, делающие акцент на ограничении объем
а внимания, поэтому более «силь¬ные» представления вытесняют из него б
олее «слабые». С этой точки зрения более «сильными» будут те представ¬
ления, к которым добавляется воспоминание сходного опыта. Сила предста
вления в конце концов определяется сложением интенсивности внешнего ра
здражения и актив¬ности той части прошлого опыта, которая присоединяет
ся к нему по ассоциации. Отсюда, в частности, берет свое происхождение
известная педагогическая рекомендация: для лучшего усвоения нового ма
териала, для его «усиле¬ния» желательно призвать на помощь «сходные ча
сти» прошлого опыта.
Третью группу составляют теории, связывающие вни¬мание с мотивацией: п
ривлекает внимание то, что связано с интересами человека; это и сообща
ет объекту восприятия дополнительную интенсивность, а с ней повышается
яс-ность и отчетливость восприятия. Так, ученый, изучающий данную кон
кретную проблему, сразу обратит внимание на, казалось бы, малую деталь
, но связанную с этой про¬блемой, которая ускользнет от другого челове
ка, не прояв¬ляющего интереса к этому вопросу.
Физиологический аспект перечисленных теорий связан с рассмотрением вни
мания как результата дополнительно¬го нервного возбуждения, исходящего
из высших нервных центров и ведущего к усилению образа или понятия. Е
го динамика представляется следующим образом: на¬встречу возбуждению,
поступающему от органов чувств, центральная нервная система посылает с
игналы, которые избирательно усиливают некоторые стороны внешнего раз-
57
дражения, выделяя их и придавая им повышенную ясность и четкость. В ча
стности, А. А. Ухтомский [272] считал, что возбуждение распространяетс
я по нервной системе не¬равномерно, и каждый вид деятельности при опре
деленной частоте повторения и значимости может создавать очаги оптимал
ьного возбуждения, которые приобретают домини¬рующий характер. Эти дом
инантные очаги отличаются особой способностью аккумулировать возбужден
ие и дли¬тельно его удерживать. Отсюда проясняется механизм возникнове
ния преобладающих интересов: доминантные очаги не только тормозят друг
ие очаги возбуждения в коре мозга, но и приобретают способность усилив
аться под влиянием возбуждений, посторонних для данного вида деятельно
сти.
Во всех перечисленных группах представлений можно выделить общий и оче
нь важный принцип — возникнове¬ние в центральной нервной системе допол
нительного воз¬буждения, усиливающего восприятие конкретного объек¬та
— привлечение к нему внимания. В одном случае это дополнительное возбу
ждение порождается импульсами от мышц при повторении ряда движений, в
другом — определяется воздействием сходного прошлого опыта, в третьем
— связано с системой интересов личности и эмо¬циональным настроением ч
еловека. Уделять внимание — значит воспринимать некоторую вещь с помощ
ью вспомо¬гательных механизмов. Внимание всегда предполагает не¬скольк
о физиологических и психологических вставок (раз¬личной природы и разн
ого уровня), посредством которых выделяется и проясняется нечто конкре
тное.
Таким образом, внимание выполняет своеобразное «ощупывание», осмотр, а
нализ окружающей среды. По¬скольку ощупывание сразу всей среды невозмо
жно, выде¬ляется ее часть— поле внимания. Это та часть среды, которая
охватывается вниманием в данный момент. Аналитический эффект внимания
можно рассматривать как следствие его усиливающего влияния. Интенсифиц
и-руя восприятие части поля и последовательно перенося это усиление на
другие части, человек может достичь полного анализа среды.
Характеристики внимания
Ограниченный объем внимания определяет основные его характеристики: ус
тойчивость, концентрацию, распре¬деление, переключаемость и предметнос
ть.
Устойчивость — это длительность привлечения вни¬мания к одному и тому
же объекту или к одной и той же задаче. Она может определяться перифер
ическими и цент¬ральными факторами. Устойчивость, определяемая пери¬фе
рическими факторами, не превышает 2—3 секунд, после чего внимание начи
нает колебаться. Но устойчивость существенно повышается, если человек
активно взаимо¬действует с объектом, рассматривает его и изучает, а не
просто смотрит на него. Устойчивость центрального вни¬мания может сос
тавлять значительно больший интервал — до нескольких минут. Понятно, ч
то колебания перифери¬ческого внимания при этом не исключаются, но оно
воз-вращается все время к одному и тому же объекту. При этом длитель
ность привлечения центрального внимания, по мнению С. Л. Рубинштейна [
230], зависит от воз¬можности постоянно раскрывать в объекте новое сод
ер¬жание. Можно сказать, что, чем интереснее для нас объект, тем устой
чивее будет наше внимание. Устойчи¬вость внимания тесно связана с его
концентрацией.
Концентрация определяется единством двух важных факторов — повышением
интенсивности сигнала при огра¬ниченности поля восприятия. А. А. Ухтом
ский [272] пола¬гал, что избирательность и концентрация внимания связа
¬ны с особенностями функционирования доминантного оча¬га, в частности,
концентрация является следствием воз¬буждения в доминантном очаге при
одновременном тормо¬жении остальных зон коры головного мозга.
Под распределением понимают субъективно пережи¬ваемую способность чело
века удерживать в центре внима¬ния определенное число разнородных объе
ктов одновре¬менно. Именно это качество дает возможность совершать сра
зу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Многие слышали о ф
еноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог, по преданию, делат
ь одновременно семь несвязанных между собой дел. Известно также, что Н
аполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных
дипломатических документов. Однако есть все основания предполагать, ч
то одновременно про-
59
текает только один вид сознательной психической дея¬тельности, а субъе
ктивное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстром
у последователь¬ному переключению с одной на другую. Еще работами Вунд
та [67] показано, что человек не может сосредоточить внимание на двух
одновременно предъявляемых раздра¬жителях, распределение внимания факт
ически осу¬ществляется быстрым его переносом. Иногда создается впечатл
ение, что человек осуществляет два вида деятель¬ности одновременно. На
самом деле в таких случаях один из них настолько автоматизирован, что
не требует к себе внимания. Но если этого нет, то совмещение невоз¬мо
жно. Например, нетренированного человека, иду¬щего по гимнастическому
бревну, бесполезно просить решить самую простую арифметическую задачу,
— он не сможет это выполнить, в то время как опытный гимнаст легко спр
авлялся с распределением внимания, необходимым для соответствующих мыс
лительных операций. Таким образом, распределение внимания, по существу
, является обратной стороной его переключаемости.
Переключаемость определяется скоростью перехода от одного вида деятель
ности к другому. При этом перевод внимания с одного на другое всегда с
опровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волев
ым усилием. Иногда человек, глубоко сконцентриро¬ванный на внутренней,
особо важной для него задаче, подсознательно пытается избежать этих у
силий и не пере¬ключается с этой задачи на внешние раздражители. Важ-н
ую роль этой характеристики легко продемонстрировать при анализе таког
о известного и широко распространенно¬го явления, как рассеянность, ко
торая сводится по преиму¬ществу к плохой переключаемости.
Множество анекдотов посвящено рассеянности ученых. Однако их рассеянос
ть часто является оборотной сто¬роной максимальной собранности и сосре
доточенности на основном предмете интересов: они так погружены в свои
мысли, что при столкновении с житейскими мело¬чами не переключаются и
могут оказаться в смешном положении. Вот несколько фактов такого рода.
Немало рассказывали о рассеянности известного композитора и химика А.
П. Бородина [190], Как-то раз, когда у него были гости, утомившись, о
н стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, так как у него за
втра лекция,


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Hosted by uCoz