СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

(10) Это приводит нас к открытию более сложной формы игры - игры, скон
струированной не вокруг предпосылки "Это - игра", а скорее вокруг вопр
оса "Игра ли это?". Этот тип взаимодействия также имеет ритуальные фор
мы (например, при инициационном введении в заблуждение).

(11) Сигналы, которыми обмениваются в контексте игры, фантазии и угроз
ы, парадоксальны дважды: во-первых, игривый прикус не означает того, ч
то означал бы замещаемый им укус, а во-вторых - сам укус вымышлен. Игр
ающие животные не только не вполне имеют в виду то, что сообщают, но т
акже и сама коммуникация происходит по поводу того, чего не существует
. На человеческом уровне это ведет к большому разнообразию усложнений
и инверсий в области игры, фантазии и искусства. Фокусники и художники
школы trompe I'oeil концентрируются на достижении виртуозности, котор
ая вознаграждается только после того, как зритель обнаруживает, что ег
о обманули, и вынужден улыбнуться или изумиться способностям обманщика
. Голливудские производители фильмов тратят миллионы долларов на увели
чение реалистичности теней. Другие художники реалистично настаивают на
нерепрезентативном искусстве. Игроки в покер достигают странного заса
сывающего реализма, уравнивая фишки, на которые они играют, с долларам
и. Тем не менее, они продолжают настаивать, чтобы проигравший восприни
мал свой проигрыш как часть игры.

Наконец, в сумеречной зоне, где встречаются и пересекаются искусство,
магия и религия, человеческие существа выработали "метафору, полную зн
ачения" ("metaphor that is meant") - флаг, ради спасения которого люди
готовы погибнуть; святыня, которая кажется чем-то большим, нежели "вн
ешний и видимый знак, данный нам". Здесь мы можем усмотреть попытку от
казаться от различения карты и территории и возвратиться к абсолютной
невинности коммуникации посредством чистых знаков состояния.

(12) Таким образом, мы сталкиваемся с двумя особенностями игры:

a) сообщения (сигналы), которыми обмениваются в игре, в некотором смыс
ле не истинны или не имеются в виду;
b) того, что обозначается этими сигналами, не существует.

Эти две особенности иногда столь странно сочетаются, что мы приходим к
мысли об инверсии сделанных выше выводов. Утверждалось (пункт 4), что
игривый прикус означает укус, но не означает того, что означал бы уку
с. Но есть случаи, когда происходит противоположное. Субъект полноценн
о ужасается, когда в него со стереоскопического экрана летит копье или
когда он срывается со скалы, созданной в его голове ночным кошмаром.
В моменты ужаса вопрос о "реальности" не возникает, но все же в киноте
атре нет копья, а в постели нет скалы. Образы не означают того, обозна
чением чего они кажутся, но действительно вызывают тот же ужас, которы
й был бы вызван реальным копьем или реальной пропастью. С помощью анал
огичного трюка "самопротиворечивости" голливудские производители фильм
ов имеют возможность предлагать пуританской публике широкий спектр псе
вдосексуальных фантазий, которые иначе не могли бы быть терпимы. В фил
ьме "Давид и Вирсавия" Вир-савия может быть троилистическим звеном меж
ду Давидом и Урией. У Ханса Кристиана Андерсена герой отправляется в п
уть в сопровождении мальчика. Он пытается завоевать женщину, но, потер
пев поражение, возвращается к мальчику. Во всем этом, конечно, нет гом
осексуальности, но выбор этого символизма ассоциируется в этих фантази
ях с определенными характерными идеями (например, о безнадежности гете
росексуальной маскулинной позиции при столкновении с некоторыми типами
женщин или с некоторыми типами мужской власти). Псевдогомосексуальнос
ть фантазии не представляет никакой реальной гомосексуальности, но пре
дставляет и выражает тенденции, которые могут сопровождать реальную го
мосексуальность или питать ее этиологические корни. Символы не обознач
ают гомосексуальность, но обозначают идеи, для которых гомосексуальнос
ть - подходящий символ. Ясна необходимость пересмотра семантической ва
лидности интерпретаций, предлагаемых пациентам психиатрами; в качестве
предварительного условия такого анализа необходимо исследовать природ
у фрейма, в котором предлагаются эти интерпретации.

(13) Все сказанное выше об игре может быть использовано как вводный пр
имер к дискуссии о фреймах и контекстах. В целом наша гипотеза состоит
в том, что сообщение "Это - игра" устанавливает парадоксальный фрейм,
сравнимый с парадоксом Эпименида. Этот фрейм может быть представлен в
следующем виде:

Первое высказывание в этом фрейме - самопротиворечивое утверждение отн
осительно себя самого: если оно истинно, то оно должно быть ложно; есл
и же оно ложно, тогда оно истинно. Однако это первое высказывание "нес
ет на себе" все остальные высказывания в этом фрейме. Поэтому, если пе
рвое высказывание истинно, все остальные должны быть ложными; и наобор
от, если оно ложно, все остальные истинны.

(14) Логически мыслящий читатель заметит непоследовательность. Можно у
тверждать, что даже при ложности первого высказывания существует логич
еская возможность того, что некоторые из прочих утверждений в фрейме т
акже ложны. Тем не менее, для бессознательного мышления (мышления "пер
вичного процесса") характерно то, что мыслящий не способен различать п
онятия "некоторые" и "все", а также "не все" и "никто". Создается впеч
атление, что достижение этого различения происходит благодаря более вы
соким (более сознательным) ментальным процессам, которые у не-психоти-
ческих индивидуумов служат для коррекции "черно-белого" мышления низши
х уровней. Мы считаем, и это мнение согласуется с ортодоксальным, что
"первичный процесс" функционирует постоянно и психологическая валиднос
ть парадоксального фрейма игры имеет свои корни в этой части ума.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

запускатор | моделирование систем
Hosted by uCoz