СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

(d) случаи (еще не исследованные в экспериментах по обучению, но обычн
ые для межличностных отношений), в которых роли субъекта и эксперимент
атора меняются местами. Обучающий партнер поставляет начальный и финал
ьный элементы, а какие-то другие лица (или обстоятельства) поставляют
среднее звено. Мы видим звонок и мясной порошок как акты поведения уча
стника и спрашиваем: "Чему обучает этот участник?" Значительная часть
гаммы привычек апперцепции, связанная с властью и родительским авторит
етом, базируется на контекстах этого общего типа.

Самый большой интерес по причине своей малоизвестности представляют па
вловские паттерны и паттерны механического повторения. Представителям
западной цивилизации довольно трудно поверить, что целые системы повед
ения могут быть построены на иных предпосылках, нежели наша собственна
я смесь инструментального вознаграждения и инструментального избегания
неприятных последствий. Тем не менее кажется, что обитатели Тробрианд
ских островов ведут жизнь, связную и осмысленную видением событий чере
з "павловские очки" и лишь слегка окрашенную надеждой на инструменталь
ное вознаграждение. Жизнь же балийцев приобретает смысл, если мы приме
м предпосылки, базирующиеся на комбинации механического повторения с и
нструментальным избеганием неприятных последствий.

Ясно, что для "чистого павловца" возможен только крайне ограниченный ф
атализм. Он видел бы все события как предопределенные, а себя как обре
ченного только на поиск предзнаменований и не способного влиять на раз
витие событий. В лучшем случае, он был бы способен после прочтения зна
мений приводить себя в состояние должной восприимчивости (например, на
чав выделять слюну в ожидании наступления неизбежного). Тробриандская
культура не является "чисто павловской", однако д-р Ли (Lee, 1940), ан
ализируя обширные наблюдения профессора Малиновского, показала, что тр
обриандский стиль употребления понятий цели, причины и следствия глубо
ко отличается от нашего собственного. Д-р Ли не пользуется предложенно
й здесь классификацией, но из описания магии тробриандцев становится я
сно, что эти люди постоянно выказывают привычную мысль: действовать та
ким образом, как будто нечто существует, значит создавать это нечто. В
таком смысле мы можем описать их как "полу-павловцев", которые решили
, что "выделение слюны" - это инструментальный способ получения "мясно
го порошка".

Например, Малиновский приводит драматическое описание физиологически п
очти экстремальной ярости [6], с которой тробриандский черный маг прои
зводит свои заклинания. Это можно принять за иллюстрацию того, как "по
лупавловские" состояния сознания контрастируют с сильно отличающимися
типами магических процедур в других частях мира, где, например, действ
енность чар может ассоциироваться не с интенсивностью, а с предельной
точностью механического повторения заклинаний.

6 Вполне возможно, что "полупавловская" пунктуация потока событий имее
т (подобно своим экспериментам-прототипам) тенденцию к особой зависимо
сти от автономных реакций. То есть тот, кто видит события таким образо
м, склонен видеть эти реакции, только отчасти поддающиеся волевому кон
тролю, как особо эффективные и мощные причины внешних событий. В павло
вском фатализме есть ироничная логика, предрасполагающая нас к вере, ч
то мы можем изменить течение событий только посредством тех видов пове
дения, которыми менее всего способны управлять.

У балийцев (см., например, Bateson, 1941) мы обнаруживаем другой патте
рн, остро контрастирующий как с нашим собственным, так и с тробриандск
им. Воспитание детей таково, что они обучаются видеть жизнь как состоя
щую не из последовательностей, направляемых волевым усилием и завершаю
щихся удовлетворением, а из механических циклов, содержащих удовлетвор
ение в самих себе. Этот паттерн до некоторой степени связан с тем патт
ерном, который рекомендует д-р Мид, т.е. скорее с поиском ценности в с
амом действии, нежели с трактовкой действия как средства достижения це
ли. Есть, однако, очень важное различие между балийс-ким паттерном и т
ем, который рекомендует д-р Мид. Балийский паттерн - производное от ко
нтекстов инструментального избегания неприятных последствий; балийцы в
идят мир опасным, а себя - спасающимися от постоянно присутствующего р
иска сделать ложный шаг с помощью поведения, состоящего из бесконечных
механических ритуалов и учтивости. Их жизнь построена на страхе и на
наслаждении им. Позитивная ценность, которой они наделяют свои непосре
дственные действия, не устремленные к цели, каким-то образом связана с
этим наслаждением страхом. Это похоже на наслаждение, испытываемое ак
робатом как от собственного дрожания перед лицом опасности, так и от с
обственной виртуозности в избегании катастрофы.

Теперь, после столь длительной экскурсии по психологическим лаборатори
ям и чужим культурам, мы имеем возможность исследовать предложение д-р
а Мид более конкретно. Она советует, чтобы при применении социальных н
аук мы искали бы "направления" и "ценности" скорее в самих наших дейст
виях, чем в ориентации на предначертанные цели. Она не говорит, что на
м следует уподобиться балийцам (за исключением разве что ориентации во
времени), и она бы первой отвергла любые предложения сделать страх (д
аже страх, которым наслаждаются) базой для придания ценности нашим дей
ствиям. Скорее, как я это понимаю, этой базой должен стать какой-то ви
д надежды (хотя и не заглядывающей в отдаленное будущее) или оптимизма
. Рекомендуемая тенденция фактически должна формально соотноситься с и
нструментальным вознаграждением, тогда как балийская тенденция соотнос
ится с инструментальным избеганием неприятных последствий.

Я верю, что такая тенденция реализуема. Балийская тенденция может быть
определена как привычка к механическим циклам, вдохновляемая будоража
щим чувством постоянно присутствующей, но неопределенной опасности. Я
думаю, что то, к чему подталкивает нас д-р Мид, может быть определено
в похожих терминах как привычка к механическим циклам, вдохновляемая б
удоражащим чувством постоянно присутствующего, но неопределенного возн
аграждения.

Что касается механического компонента, с необходимостью сопровождающег
о ту специфическую временную ориентацию, которую отстаивает д-р Мид, т
о я лично приветствую его и считаю бесконечно более предпочтительным,
чем тот компульсивный тип аккуратности, к которому мы стремимся. Трево
жная озабоченность и автоматическая (механическая) предусмотрительност
ь - это альтернативные привычки, выполняющие одну и ту же функцию. Либ
о привычка автоматически осматриваться перед переходом улицы, либо при
вычка тщательно помнить о необходимости осмотреться... Из этих двух я
предпочитаю автоматизм и считаю, что если рекомендации д-ра Мид предпо
лагают увеличение механического автоматизма, то нам следует принять их
. И конечно, наши школы уже сейчас внедряют все больший и больший авто
матизм в такие процессы, как письмо, чтение, арифметика и языки.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

открытый порно торрент трекер | андроид Маркет скачать игры для Android лучшие.
Hosted by uCoz