СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

На профессиональное общение существенное влияние оказывает самооценка
человека. Всякое ее отклонение от адекватной ускоряет и усиливает проф
ессиональную деформацию, которая обнаруживается в особенностях установ
ок и стереотипах поведения, затрудняя общение. Профессиональные стерео
типы, вообще говоря, есть не¬отъемлемое отражение достигнутого высоког
о уровня мас¬терства, т. е. проявление не только знаний, но и вполне а
втоматизировавшихся умений и навыков, управляемых подсознательными уст
ановками и уже не загружающими сознания. Они развиваются, как правило,
из тех качеств, которые особенно полезны для данной профессии. Однако
если слишком большая доля поведения строится на таких стереотипных де
йствиях или эти специфические установки начинают распространяться на в
непрофессиональные сфе¬ры, то это неблагоприятно влияет и на работу и
на общение в быту.
404
Мера экспансии рабочих навыков на другие сферы общения и излишнее запо
лнение ими профессиональной деятельности зависят, в свою очередь, от с
амооценки человека, способности его критически относиться к себе и сво
им привычкам и своевременно их корректировать.
Почему вредно чрезмерное внедрение стереотипов в профессиональные дейс
твия? Упроченные установки могут приводить к тому, что даже простое и
очевидное решение не замечается. Они образуют инерционное звено, и нов
ые подходы и методы усваиваются все слабее, так как потребность в них
недостаточно осознается. Одна из сторон деформации проявляется в возни
кновении ложного представления, что и без новых знаний накопленные сте
рео¬типы обеспечивают необходимую скорость, точность и успешность деят
ельности. Закрепляется излишняя тра¬фаретность в подходах, упрощенност
ь во взглядах на ра¬бочие проблемы, что приводит к снижению уровня спе
¬циалиста, его деградации. На эту грань деформации необходимо обращать
особое внимание при повышении квалификации специалистов, чтобы побуди
ть их своевре¬менно отказаться от устаревших стереотипов и установок,
заменив их более адекватными. Другая сторона дефор¬мации проявляется в
перенесении профессиональных при¬вычек, полезных в работе, на дружеск
ое и семейное об¬щение.
Профессиональная роль многогранно влияет на лич¬ность, предъявляя к че
ловеку определенные требования, она тем самым преобразует весь его обл
ик. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач совер-
шенствует не только профессиональные знания, но фор¬мирует и профессио
нальные привычки, определенный склад мышления и стиль общения. Когда з
релый специ¬алист сталкивается с новым человеком и создает свое пред-с
тавление о нем как о личности, его собственная профес¬сия неизбежно на
кладывает свой отпечаток — предопре¬деляя понимание и отражение внутре
ннего мира воспри¬нимаемого человека. Важно подчеркнуть, что профес-си
ональная позиция определяет не только реальные по¬ступки, с помощью ко
торых человек утверждается в ней, и способ восприятия другого человека
, но и ожидания окружающих.
405
Так, общение преподавателя и ученика на экзамене или врача и пациента
на приеме прежде всего обусловлено их профессиональными позициями. До
первой встречи ее участники могут ничего не знать друг о друге, но тем
не менее могут правильно построить взаимодей¬ствие, учитывая традицио
нное распределение ролей. Поль¬за от понимания ролевых позиций в том,
что принимая (примеривая) на себя «роль» собеседника, подставляя себя
на его место, человек может представить себе си¬стему его оценок и пра
вильно организовать свое поведе¬ние. Если ролевое взаимодействие челов
ек распростра¬няет на все сферы, то его поведение становится неадек¬ва
тным обстановке и общение с ним затрудняется. Отра¬жением представлени
й о профессиональной деформации служат высказывания такого типа, как:
«Оставь свой прокурорский тон!», «Говорит, как учитель», «Началь¬ствен
ный окрик». Проявление деформации можно иллю¬стрировать рядом примеров
. Многих учителей отличает дидактическая, поучающая манера речи. Выраб
отанная и в определенной мере полезная в школе, она, к сожале¬нию, нер
едко проявляется и в сфере личных отношений. Кроме характерной манеры
речи с профессией учителя нередко связана и привычка к упрощенному под
ходу к проблемам. Это качество необходимо в школе, поскольку оно помог
ает весьма сложные вещи сделать доступными для детей. Однако вне профе
ссионального общения оно порождает излишнюю прямолинейность и негибкос
ть мыш¬ления. Известная авторитарность типична для многих учи¬телей, п
оскольку учитель должен четко управлять детским коллективом. Вместе с
тем излишняя авторитарность за-медляет становление коллектива и способ
ствует развитию у школьников неадекватной самооценки и возникновению н
евроза. Кроме того, необходимость «держать в руках» класс в ряде случа
ев формирует в характере излишнюю властность и категоричность. Властно
сть в совокупности с чрезмерной дидактичностью, в свою очередь, способ
¬ствует подавлению чувства юмора. Проявление указан¬ных особенностей х
арактера учителя может не только за¬труднить ему общение вне школы — в
семье, с друзьями, но постепенно начинает мешать на работе. В исследо
вании С. В. Кондратьевой [136] показано, что по мере роста ста¬жа рабо
ты у некоторых учителей формируется излишняя обобщенность в восприятии
учеников. Такие учителя рас¬сматривают конкретного ученика только как
типичного представителя, абстрагируясь от индивидуальных особен¬носте
й, снижая тем самым эффективность воздействия на него.
406
Профессиональная деформация преподавателя вуза порождается, в частност
и, давлением повторяемости излагаемого материала, которое в совокупнос
ти с возраст¬ной инерционностью приводит к появлению в лекциях мно¬жес
тва мыслительных и речевых штампов. С одной сторо¬ны, это с годами обл
егчает работу преподавателя, но с другой — препятствует развитию и сов
ершенствованию стиля и содержания лекций, вызывая как бы их окосте-нен
ие, что неизбежно ведет и к падению престижа лекций у студентов, и к с
вязанному с этим понижению самооценки преподавателя, и кроме того — за
соряет штампами и де¬лает скучным непрофессиональное общение.
Эффективность обучения связана с умением препода¬вателя упрощать матер
иал, чтобы максимально прибли¬зить его к жизненному опыту учащихся. Не
удивительно поэтому, что люди, многие годы занимающиеся педаго¬гическо
й работой, нередко приобретают навык давать лю¬бому человеку, с которы
м они общаются, больше разъяс¬нений, чем нужно. Это выглядит как стрем
ление поучать, которое может отталкивать. У преподавателей естествен¬н
ых наук, привыкших ценить однозначность и точность формулировок, посте
пенно формируется склонность об¬мениваться конкретной информацией даже
в обществе людей, далеких от круга их профессионального общения, и в
обстановке, не требующей такой однозначности. Подобная сухость и четко
сть высказываний нередко по¬рождает у собеседников растерянность и нед
овольство. Здесь следует напомнить, что в общении важны и другие компо
ненты: принятые формы обмена любезностями, бесе¬ды на, казалось бы, не
информативные темы, например о погоде; такие беседы на самом деле несу
т информацию об отношениях людей и внимании к ним.
Так же как в любой профессии, профессиональная деформация юриста прояв
ляется через стереотипные дей¬ствия. В начале самостоятельной работы и
на известном этапе ее совершенствования развитие стереотипов полезно,
поскольку ускоряет ведение следствия. Однако когда они начинают домин
ировать,, восприятие ситуаций становится упрощенным, а уверенность в н
епогрешимости используе¬мых методов, в своих возможностях — излишней,
что понижает и аналитические способности, и гибкость мышле¬ния, и умен
ие взглянуть на вещи с иной позиции.
407
Напри¬мер, в работе М. Л. Гомелаури в качестве испытуемых использовали
адвокатов и прокуроров, т. е. специалистов, обычно выступающих в прот
ивоположных профессиональ¬ных ролях. Они должны были оценивать некотор
ые право¬нарушения сначала с позиции своей обычной роли, а за¬тем — с
противоположной. Обнаружилось, что часть ис¬пытуемых даже не принимала
заданий оценить поступки с другой профессиональной позиции.
В связи с тем, что в своей профессиональной деятель¬ности следователь
часто сталкивается с обманом, ковар¬ством, лицемерием, у него может вы
работаться повышен¬ная критичность и излишняя бдительность. Односторон
¬нее влияние негативного опыта порой приводит к тому, что он в значите
льной степени утрачивает веру в людей, готов подозревать всех и каждог
о в совершении неблаго¬видных действий, в любом упущении видит умысел,
в каж¬дом заподозренном — преступника. Подозрительность — один из наи
более опасных признаков профессиональной деформации следователя, ибо о
на приводит к тенденциоз¬ности, которая может отрицательно сказываться
и на его работе.
Требования профессии вырабатывают у юристов само¬обладание, наблюдател
ьность, бдительность, критичность и аналитичность мышления. Эти способ
ности предпола¬гают умение подмечать и придавать должное значение мело
чам, деталям, методичность в анализе, особенно при осмотре места проис
шествия или составлении словесного портрета. Указанные профессиональны
е привычки прояв¬ляются у них и во взаимодействии с людьми вне профес¬
сиональной деятельности. И в бытовом общении они опи¬сывают все столь
же методично и по привычной им схеме: подробно, последовательно, педан
тично; кроме того, ска¬зывается привычка подавлять проявления эмоций —
ведь в их работе требуется сдержанность проявления эмоцио¬нального от
ношения, чтобы обеспечить должную объектив¬ность результатов. Все это
может приводить к излишней сухости, педантизму и эмоциональной холодно
сти в обы¬денной жизни.
У экономистов, бухгалтеров требования к их профес¬сии формируют способ
ность к длительному сосредоточен¬ному вниманию на отвлеченном знаковом
материале с тем, чтобы за отдельными цифрами отчетов и планов увидеть
целостную экономическую картину, на основании понима¬ния которой толь
ко и возможно вынесение правильного решения.
408
Одновременно с этими необходимыми качества¬ми у них развивается особая
точность, стремление к одно¬значности при восприятии любой информации
, к работе в одиночестве. Очевидно, что распространение этих черт на д
ружеское и родственное общение может порождать впечатление об этих спе
циалистах как о людях излишне замкнутых и сухих педантах.
Для врача особенно существенно выслушать пациента и, создав себе предс
тавление о реальной опасности забо¬левания для больного, успокоить его
, понизить его тревож¬ность, отвлечь от концентрации внимания на своих
пере-живаниях и внушить уверенность в благоприятном исходе лечения. Т
олько в этих условиях он может проводить пло¬дотворное лечение. Одним
из продуктивных приемов от¬влечения внимания и убеждения больного, что
опасность невелика, является мягкий и доброжелательный юмор. В медици
нской практике нередко нужно экстренно снять перевозбуждение не только
у больного, но и у бригады врачей во время ответственной хирургическо
й операции. Поэтому умение пошутить в напряженный момент опера¬ции явл
яется частью полезной профессиональной экипи¬ровки хирурга, позволяюще
й разрядить напряженное со¬стояние персонала и довести операцию до бла
гополучного конца. Однако привычка разряжать напряженность по-добным о
бразом толкает иногда хирургов и на специфи¬ческие шутки в мало подход
ящих ситуациях, что может осложнить взаимоотношения с людьми. Деформац
ия про¬является у врачей и в профессиональном жаргоне, возни-кающем в
результате экономии времени. Так, сдавая дела перед уходом в отпуск, о
дин врач сказал другому: «Сейчас на отделении три почки, два желудка и
один желчный пузырь». Способствуя скорости общения с коллегами, жарго
н в то же время плохо действует на больных, кото¬рым не нравится, когд
а личность больного считают лишь придатком к больному органу.
Характер деформации может определять не только профессия, но и высокое
должностное положение. Обла¬дание властью может приводить к деформаци
и, когда от¬сутствуют действенные обратные связи — общественный контро
ль, критика. Руководящий работник, постоянно отдающий приказы, подверж
ен опасности возникновения у него чувства превосходства или даже высок
омерия, что ослабляет его способность к самокритике, при этом прежде в
сего страдает чувство юмора и понимание шуток в свой адрес.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Hosted by uCoz