СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Их влияние проявляется, с одной стороны, в страхе перед социальной изо
ляцией (ведь и окружающие меня люди имеют подобные взгляды, и если я и
зменю их, то как они на меня посмотрят и что подумают), а с другой—в с
трахе перед переутомлени¬ем — ведь привычные приемы, штампы значительн
о эко¬номят силы в интеллектуальном труде, порождая неже¬лание вкладыв
ать дополнительные усилия в свою работу (стоит ли отказываться от прак
тически автоматизиро¬ванных и потому простых для меня способов в польз
у временно более сложных?).
Отступая от стереотипного поведения, человек должен тратить дополнител
ьные усилия на выработку новых стра¬тегий поведения и способов решения
задач. Если он не прилагает к этому специальных усилий, то соскальзыв
ает на проторенный «традиционный» путь мышления — начи¬нает думать в о
бщепринятом или обычном для себя направлении, что, естественно, резко
понижает вероят¬ность найти нечто новое, оригинальное. Влияние подоб¬н
ых психологических барьеров обнаруживается в том, что, решая конкретну
ю задачу, человек заранее сужает зону поиска приемлемых гипотез и подх
одов и само направле¬ние этого решения уже предопределено традициями и
штампами.
Кроме стереотипов, порождаемых профессиональной и возрастной деформаци
ей, оказывает влияние еще барьер неверия в свои силы в связи с понижен
ной самооценкой. Тогда можно услышать: у меня нет способностей к язы¬к
ам, к математике и т. д. Например, некоторые специали¬сты опасаются, ч
то если ЭВМ поможет им переварить весь объем профессиональной информац
ии, то эта лавина све¬дений создаст для них дополнительное напряжение,
и, может быть, даже приведет к стрессу. Это неверно. Они не учитывают
, что ЭВМ повышает доступность лишь же¬лаемого, ограниченного корректн
ым запросом объема зна¬ний и тем самым облегчает работу.
Стереотипы, мешая научному и техническому творче¬ству, кроме того, сущ
ественно затрудняют общение с окружающими людьми. Адекватное понимание
людей мо¬жет искажаться стандартными стратегиями оценки причин их пос
тупков. Так, было установлено: большинство людей предполагает, что есл
и условия не изменяются, то не изме¬нится и поведение человека (а где
влияние внутренних стимулов?). С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркив
ал, что внешние условия не определяют непосредственно по¬ведение и пос
тупки человека.
453
Привычка действует «через внутренние условия». Это означает, что сужде
ния и дей¬ствия человека не являются только реакцией на внешние раздра
жители, а опосредованы его установками, мотива¬ми и потребностями.
По стандартной оценке, другие люди в определенных условиях будут посту
пать так же, как поступил бы он сам (а где влияние индивидуальных особ
енностей?); если свое поведение человек склонен объяснять скорее внешн
ими, ситуационными факторами, то поведение других он чаще объясняет их
внутренними, личными особенностями (я не мог поступить иначе в этих у
словиях, а он поступил так потому, что он вообще такой).
Ярким примером совершенно различных оценок своего поведения и поведени
я других людей в ситуации кон¬фликта могут служить материалы исследова
ния американ¬ских психологов Томаса и Ронди [397]. Они обнаружили, что
из опрошенных ими специалистов 41% людей припи¬сывали себе направленн
ость на сотрудничество и взаимо¬понимание при решении конфликтных ситу
аций, а другим в аналогичных ситуациях—лишь в 4% случаев ответов. Тенд
енция к компромиссным решениям отмечалась в соб¬ственном поведении в 2
5% ситуаций, в поведении дру¬гих — в 6%; направленность на перестройку
собственного поведения констатировалась у себя в 8%, у других — лишь
в 2% случаев, игнорирование конфликта приписы¬валось себе в 5%, а друг
им — в 16%, конкурентный тип реагирования на конфликт и неуступчивость
призна-вался у себя в 23% ситуаций, а у других—в 73%.
Как преодолеть стереотипы и привычные способы ре¬шения проблем? Ведь о
ни недаром привычные, они много лет были полезными, верными помощникам
и, выручали нас, и мы в них верили. И вот теперь нам говорят, что они
плохи. Такое утверждение вступает в серьезное про¬тиворечие со всем на
шим опытом и подрывает представле¬ние о себе, нарушая нашу самооценку.
Столь конфликтная ситуация может включить механизмы психологической з
ащиты. Влияние одного из этих механизмов способно привести к тому, что
травмирующая нас информация (мы поступаем неверно, неграмотно, мы уже
не можем двигаться в ногу со временем) будет переработана так, что ли
бо мы найдем себе оправдание
454
(пусть это делают другие, те, кто поглупее и гоняется за модой, или те
, кто помоложе), либо постараемся забыть. Так или иначе произойдет отт
оржение — мы не реализуем возмож¬ность действовать по-новому или совет
ы поступать иначе, приложить усилия и двигаться в ногу со вре¬менем.
Совсем другая ситуация складывается, если без авто¬ритарных деклараций
, предваряющих наш собственный опыт, в процессе решений конкретных зад
ач мы убеж¬даемся, что старые стратегии не годятся и учимся исполь¬зов
ать новые. Тогда новым приемам не нужно проламы¬ваться через психологи
ческую защиту: актуальные сведения обычным порядком включаются в иерар
хию уста-новок человека, корректируя всю систему, и уже эта измененная
система будет в дальнейшем управлять после¬дующими поступками человек
а в соответствии с модерни¬зированными стратегиями.
Острый дефицит мероприятий, которые должны соз¬дать у преподавателей а
декватное представление об ис¬пользовании вычислительной техники, опре
деляет у них активизацию психологических барьеров в использовании ЭВМ
(компьютерная фобия) и «компьютерного фанатиз¬ма». Психологическую ине
рцию нельзя изжить запретами и приказами. Наоборот, в атмосфере напряж
енности, нер¬возности, опасности, когда человек находится в возбуж-ден
ном состоянии, его предубеждения проявляются более отчетливо, он сильн
ее цепляется за старое, уже испытан¬ное. Поэтому критика и страх не со
здают благоприятную обстановку для восприятия нового.
Преодолев предубеждения, каждый преподаватель на собственном опыте быс
тро убедится, что использование ЭВМ в учебном процессе расширяет его в
озможности в педагогической и научной работе и, кроме того, способ¬ств
ует самоусовершенствованию личностных качеств. По¬пробуем последовател
ьно рассмотреть разнообразные гра¬ни этого процесса, отмечая не только
положительные стороны, но и появление новых проблем, ожидающих профес
сионального разрешения.
Какие новые возможности дает компьютеризация для педагогов?
Прежде всего существенно расширяется ассортимент способов воздействия
на учащегося и педагогический
455
принцип наглядности реализуется на качественно новом уровне: легко во
влекать зрительное восприятие, включая в учебный материал слайды, схем
ы, фрагменты кино и телефильмов, фотографии, диаграммы, цветные и трех
мерные, с возможностью их динамических преобразо¬ваний. Нельзя не отме
тить, что многоцветная графика дис¬плея, преобразующаяся на глазах уча
щихся, создает не¬обыкновенный простор для развития пространственного
воображения. Она способствует понижению субъективной сложности ряда ма
тематических, физических, химических задач, переводя их из мира абстра
ктных информационных символов в конкретный мир реальных объектов-образ
ов на экране.
У большинства людей доминирующую роль в памяти и мышлении играют зрите
льные представления, однако у не¬которых людей могут доминировать и др
угие модаль¬ности. Использование технических средств позволяет трансфо
рмировать сигналы из одной модальности в дру¬гую и создает условия для
учета индивидуальных осо¬бенностей, оптимизирующих работу памяти [170
]. Каж¬дый преподаватель понимает, что учащийся должен усваи¬вать мате
риал не пассивно слушая, а в форме пред¬метно-чувственной деятельности
. Созерцательность обуче¬ния, не организуя у человека личностного акти
вного отношения к миру, тем самым затрудняет правильное формирование в
олевых свойств личности.
Активно расширяя использование технических средств в учебном процессе,
преподаватели смогут не только разнообразнее представить учебный мате
риал на заняти¬ях, но и глубже проконтролировать знания. Как показала
практика использования новых способов обучения в ряде стран, студент,
пользуясь специальной техникой, может не только рассказать, но и показ
ать преподавателю, что он знает: как он будет ставить опыт, как будет
выглядеть результат и т. д. Проводя экзамен с помощью ЭВМ, можно задат
ь студенту не традиционных три вопроса, с помощью которых трудно зонди
ровать усвоение всего объема материала, а двадцать. Если студент пропу
стил несколько занятий, он сможет восполнить пробел в ин¬дивидуальной
работе с ЭВМ. Полезно подчеркнуть, что текущий контроль знаний с помощ
ью компьютера позво¬ляет обучающимся избавиться от большого количества
писанины на контрольных работах, а преподавателям — экономить время:
им не нужно читать кипы бумаг после этих работ.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Мэрфи Джон - технический анализ фьючерсных рынков, теория и практика.
Hosted by uCoz