СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

(13) Отметим в этой связи, что существует глубокое различие между проц
ессами культурных изменений и процессами филогенеза. В последнем случа
е предполагается, что вейсмановский барьер между сомой и зародышевой п
лазмой полностью непрозрачен. Не существует связи, идущей от окружающе
й среды к геному. При культурной эволюции и индивидуальном обучении пр
исутствует связь через сознание - неполная и, вероятно, искаженная.

(14) Утверждается, что специфическая природа этого искажения такова, ч
то кибернетическая природа "Я" и мира имеет тенденцию ускользать от со
знательного восприятия, поскольку содержание "экрана" сознания определ
яется соображениями цели. Целевая аргументация стремится принимать сле
дующую форму: "D является желательным; В ведет к С; С ведет к D; значи
т, можно достичь D через В и С". Однако если совокупный разум и внешни
й мир не имеют, вообще говоря, такой линейной структуры, тогда навязыв
ание им этой структуры делает нас слепыми к факту кибернетической зако
льцованности "Я" и внешнего мира. Наш сознательный отбор данных обнажа
ет не полные петли, а только дуги этих петель, вырезанные из своей мат
рицы нашим избирательным вниманием. Характерно, что попытка достичь из
менения заданной переменной, принадлежащей либо "Я", либо окружающей с
реде, будет скорее всего предпринята без попыток понять гомеостатическ
ую сеть, окружающую данную переменную. Соображения, приведенные в пунк
тах (1)-(7) данной статьи, будут проигнорированы. Самым важным для муд
рости может быть то, чтобы узкий целенаправленный взгляд каким-то обра
зом корректировался.

(15) Функция сознания в деле образования пар из человека и гомеостатич
еских систем вокруг него, конечно, не новый феномен. Однако есть три о
бстоятельства, делающих исследование этого феномена задачей, не терпящ
ей отлагательства.

(16) Это, во-первых, привычка человека изменять скорее окружающую сред
у, нежели себя. Столкнувшись с изменяемой переменной внутри себя (напр
имер, температурой), которую он должен контролировать, организм может
произвести изменения либо внутри себя, либо во внешней среде. Он может
либо адаптироваться к окружающей среде, либо адаптировать окружающую
среду к себе. В истории эволюции подавляющее большинство шагов было сд
елано организмами внутри самих себя. Некоторые шаги носили промежуточн
ый характер, когда организмы достигали изменений в окружающей среде по
средством локальных изменений. В отдельных случаях неантропоидные орга
низмы достигали создания вокруг себя модифицированной микросреды: тако
вы, например, гнезда некоторых муравьев и пчел (hymenoptera), гнезда п
тиц, концентрированные хвойные леса, колонии грибов и т.д.

Во всех подобных случаях логика эволюционного прогресса была направлен
а к созданию экосистем, которые поддерживают только доминантные виды,
контролирующие окружающую среду, а также их симбионтов и паразитов.

Человек - выдающийся модификатор окружающей среды - достигает подобных
одновидовых экосистем в своих городах, однако он делает следующий шаг
и организует особые среды и для своих симбионтов, которые также объед
иняются в одновидовые экосистемы. Таковы поля пшеницы, культуры бактер
ий, инкубаторы птицы, колонии лабораторных крыс и т.п.

(17) Во-вторых, соотношение могущества целенаправленного сознания и ок
ружающей среды быстро менялось на протяжении последних ста лет, а скор
ость изменения этого соотношения, несомненно, растет в ногу с технолог
ическим прогрессом. В качестве модификатора окружающей среды сознатель
ный человек сегодня вполне способен разрушить самого себя и эту среду
(причем с самыми лучшими сознательными намерениями).

(18) В-третьих, за последние сто лет возник особый социологический фен
омен, угрожающий изолировать сознательную цель от многих корректирующи
х процессов, которые могли бы поступать из менее сознательных частей р
азума. В наши дни социальная сцена характеризуется существованием боль
шого числа самомаксимизирующихся сущностей, которые в соответствии с з
аконодательством имеют что-то вроде статуса "лиц": это тресты, компани
и, политические партии, профсоюзы, коммерческие и финансовые агентства
, нации и т.п. Биологический факт состоит в том, что эти сущности имен
но не являются лицами. Они не являются даже совокупностями целостных л
ичностей. Они являются совокупностями частей личностей. Когда мистер С
мит входит в зал заседаний своей компании, от него ожидается, что он с
узит свое мышление до специфических целей всей компании либо той части
компании, "представителем" которой он является. К счастью, он не впол
не способен на это, и некоторые решения компании принимаются под влиян
ием соображений, возникающих в более широких и более мудрых частях раз
ума. Однако в идеале от мистера Смита ожидается, что он будет действов
ать как чистое нескорректированное сознание - как дегуманизированное с
ущество.

(19) Наконец, следует упомянуть некоторые факторы, которые могут дейст
вовать как корректоры. Это области человеческой деятельности, не огран
ичиваемые искажениями, возникающими при образовании пар в интересах со
знательной цели, т.е. те, где мудрость имеет признание.

a) Здесь, несомненно, самый главный фактор - это любовь. Мартин Бубер
произвел классификацию межличностных отношений сходным образом. Он диф
ференцирует отношения "Я - Ты" от отношений "Я - Это", определяя после
дние как нормальный паттерн взаимодействия между человеком и неодушевл
енными объектами. Он также рассматривает схему "Я - Это" как характерн
ую для тех человеческих отношений, в которых цель важнее любви. Однако
если сложная кибернетическая структура сообществ и экосистем до некот
орой степени аналогична одушевленности, тогда возможно представить отн
ошения "Я - Ты" между человеком и его обществом или экосистемой. В это
й связи особый интерес представляет образование "сензитивных групп" во
многих деперсонализированных организациях.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

театр красный факел г новосибирск | Заказ автобуса, транспортное обслуживание арендованный микроавтобус на свадьбу. | детская обувь оптом ростов
Hosted by uCoz