СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

182
ного процесса в нужное русло, они не дают мысли «рас¬текаться по древу
». Например, на развитие способности ставить нужные вопросы направлен
метод проблемного обучения. Он ставит участника в положение первооткры
¬вателя. Описывается несколько разных точек зрения на рассматриваемую
проблему и затем предлагается каждо¬му самостоятельно определить прави
льную, т. е. участники подводятся к противоречию в рассуждениях и долж
ны, проанализировав обсуждаемые факты, разрешить это про¬тиворечие пут
ем последовательного формулирования воп¬росов и ответов на них. Изложи
в знания о системе фактов (например, планетарную модель атома, периоди
ческую систему элементов Д. И. Менделеева), можно постановкой вопросов
побудить изучающих эти системы самостоятель¬но заполнить недостающие
элементы в них.
Если человек получает ответ на вопрос, который еще у него не созрел, т
о заключенные в ответе знания усваива¬ются плохо. В этом смысле предва
рять интерес готовыми ответами нецелесообразно. В проблемном обучении
инте¬рес не предваряется, участникам предоставляется воз¬можность как
бы самостоятельно пройти мысленный путь, которым шел исследователь к с
воему открытию. Каждый этап обучения содержит незначительное количеств
о новой информации с акцентом на самостоятельные поиски путей выхода з
а ее пределы. Важно подчеркнуть, что в рамках метода проблемного обуче
ния постижение нового материа¬ла начинается не со знакомства с известн
ым способом ре¬шения некоторой задачи, а с создания условий, форми¬рую
щих потребность получить решение именно этой зада¬чи. Тогда человек ус
ваивает знания не потому, что ему их сообщили, а потому, что у него во
зникла потребность в этих конкретных знаниях. Отвечая на возникающие,
те¬перь уже личностно значимые вопросы, человек быстрее и глубже пости
гает новый материал. Можно отметить, что при решении нестандартных зад
ач и в процессе практи¬ческого применения полученных знаний преимущест
во неизменно оказывается за проблемным методом.
Как уже было показано, вопросы дают толчок мыш¬лению, ограничивая и ра
знообразие непроизвольных ассо¬циаций, и поле осознанного перебора гип
отез. Поскольку ассоциации очень подвержены индивидуальным и социаль-н
ым штампам и стереотипам, необходимо осознанно выс¬вобождать их из-под
жесткого контроля шаблонного
183
мышления, добиваясь снятия так называемых психологи¬ческих барьеров.
(Трудность этой задачи усугубляется тем, что любое преодоление, ломка
мыслительных стерео¬типов связаны для человека с отрицательными эмоция
ми.) Сущность психологического барьера заключается в тен¬денции исполь
зовать штампы. Незаметно для себя человек попадает на «традиционный» п
уть мышления, начинает думать в общепринятом, обычном направлении и, е
сте-ственно, ничего нового, оригинального придумать не мо¬жет. Влияние
барьера выражается в том, что решающий ту или иную задачу не только ч
резмерно сужает зону поиска гипотез, но и направление этого сужения уж
е предопределено штампом. Естественно, что тогда ориги¬нальное решение
становится недоступным.
Обнаружено несколько видов барьеров — специфи¬ческих препятствий в мыш
лении, своеобразных табу. Это и самоограничения, связанные с инертност
ью и трафарет¬ностью нашего мышления, и преклонение перед живыми автор
итетами («сам Н. Н. скептически отозвался о пер¬спективности работ в э
том направлении») и мертвыми («еще Пуанкаре указывал на неразрешимость
аналогич¬ной проблемы»), и запреты, основанные на ложной ана¬логии («
это похоже на создание вечного двигателя»). Один из наиболее действенн
ых способов подавления но¬вых идей — это представление, согласно котор
ому никто не имеет права сомневаться в каком-либо решении, если сам не
предлагает лучшего или более доказательного.
Для преодоления перечисленных барьеров полезно в начале решения задачи
подвергнуть анализу все поле гипотез независимо от их ожидаемой проду
ктивности. И только по мере того как анализ продвигается, он должен со
средоточиваться на все более узкой сфере, имеющей более близкое отноше
ние к решаемой задаче.
Для облегчения преодоления указанных трудностей и чтобы не упустить ва
жных гипотез при случайном пере¬боре, разработан специальный метод — «
Морфологичес¬кий анализ» [12]. Он состоит в расчленении задачи на функ
циональные элементы и последовательном исследо¬вании всех возможных ко
мпозиций этих элементов во всем разнообразии их параметров. Другим спо
собом на¬править ассоциации в нужную сторону является метод «фокальных
объектов» [12]. В рамках этого подхода про¬изводится анализ сочетания
свойств изучаемого объекта
184
и нескольких случайных, но принудительным образом вы¬бранных.
Еще одним способом ухода от стереотипов в решении является умение целе
направленно видоизменять, «пока¬чать» условия задачи. С этой целью мож
но изменять размеры объекта как в сторону уменьшения — до нуля, так и
в сторону увеличения — до бесконечности, можно варьировать и время сущ
ествования объекта от микроин¬тервалов до бесконечности. Тот же эффект
достигается и при дроблении объекта на части и при поиске решения для
отдельных частей раздробленного объекта. Целесоо¬бразно использовать
и перенос решения в другое простран¬ство или введение неравномерности
в пространственные особенности среды или объекта [12].
В мышлении понятиями заложена еще одна возмож¬ность оптимизации решени
я задачи. Использование поня¬тий разного уровня позволяет, переходя от
менее обобщен¬ных понятий к более обобщенным и обратно, уйти от про¬т
оренных путей решения.
Одним из действенных способов активизации мышле¬ния считают подсказку.
Ее можно предлагать или на разных (раннем и позднем) этапах решения з
адачи, или на одном и том же этапе применять подсказки различного уров
ня — более или менее конкретные. В качестве под¬сказки для решения осн
овной задачи можно использовать вспомогательную задачу, менее трудную,
но содержащую принцип решения основной, который может быть перене¬сен
. Рассмотрим пример из книги А. В. Брушлинского [47]. Задача: будет ли
гореть свеча в космическом корабле в условиях невесомости? Решение: н
евесомость исключает конвекцию, и горение невозможно, так как продукты
го¬рения не удаляются из пламени и оно гаснет из-за отсут¬ствия кисло
рода. На первых стадиях решения этой задачи могут быть предложены две
более легкие вспомогательные задачи-подсказки, решение которых тоже ос
новано на принципах конвекции и диффузии. Почему батареи водя¬ного ото
пления располагаются в комнате внизу, а не на¬верху? (Конвекция.) Поче
му сливки на молоке быстрее отстаиваются в холодном помещении? (Диффуз
ия.)
Используют разнообразные подсказки: сообщение оче¬редного хода решения
, дополнительных данных, приведе¬ние аналогии. Однако надо иметь в вид
у, что подсказка, совпадающая по времени с формированием собственного
185
решения, может резко затормозить его или вовсе со¬рвать — так называе
мый эффект запирания [83]. Эффект запирания нередко проявляется на экз
амене, если под¬сказка экзаменатора, предложенная в момент, когда экза
¬менующийся почти достиг результата, разрушает мысли¬тельную схему соб
ственного решения и он даже не может понять, что ему подсказывают, нас
только он поглощен реализацией своего решения.
В последнее время быстрыми темпами стали разви¬ваться разнообразные ба
тареи аналитических методик измерения интеллекта. Они включают много х
орошо по¬добранных и детально описанных задач. Давайте посмот¬рим на с
овокупность тестов с другой позиции: все это богатство может быть испо
льзовано для иной цели — не для измерения, а для развития мышления. Об
ратимся к некоторым из широко известных тестов [181 и будем их рассмат
ривать в качестве пособий для гармонического развития всех сторон мысл
ительного процесса.
В тесте Векслера шесть субтестов оценивают словесно-логический и пять
— практический интеллект, каждый из них соотнесен с определенной грань
ю мысли¬тельного процесса. Общий объем знаний может быть расширен и ур
овень развития памяти и мышления поднят при тренировке на задачах субт
еста «Общая осведом¬ленность». Умение строить умозаключения и понимать
переносный смысл пословиц можно тренировать с по¬мощью заданий субтес
та «Общая понятливость». Скорость мыслительных операций повышается при
тренировке на задачах субтеста «Арифметический». Развить способность
к логическим обобщениям и поднять уровень абстракт¬ности мыслительных
процессов помогут задачи на отыс¬кание общих и существенных признаков
из субтеста «Сходство».
Конструктивное мышление хорошо отрабатывать на задачах субтеста «Кубик
и Косса», так как для их решения необходимо свободно владеть навыками
переноса зри¬тельного образа с карточки-образца на определенную констр
укцию, которая строится при этом из цветных куби¬ков. Освоение материа
лов субтеста «Недостающие детали» способствует установлению тесных свя
зей логического мышления с вниманием. Умение уловить суть истории, изо
браженной на картинках, и упорядочить ее фрагменты в логической послед
овательности в единое смысловое


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

холодильники харьков | телевизоры led цены | отзывы о стиральных машинах
Hosted by uCoz