СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

253
Цицерона [289] против Катилины, на которой училось много поколений ор
аторов, звучало так: «Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять на
шим терпением? Как долго еще ты в своем бешенстве будешь издеваться на
д нами?» Выражения типа «Попытаемся решить этот вопрос совместно с вам
и», «А теперь подойдем к этому же вопросу с другой стороны...», «Рассм
отрим эту проблему с иной точки зрения», «Что мы знаем об этом деле?»,
«И что же мы видим?» приглашают слушателя к активному взаимо¬действию
с лектором. Используйте личные местоимения и сокращенные формы, приня
тые в разговорной речи.
Все приведенные рекомендации направлены на усиле¬ние действенности реч
и, но ее эффективность определя¬ется не только мастерством оратора. А.
Ф. Кони писал о том, что умение быть оратором достигается выполнением
ряда требований: «Этих требований или условий, по моим наблюдениям и
личному опыту, три: нужно знать предмет, о котором говоришь, в точност
и и подробности... нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться е
го гиб-костью, богатством и своеобразными оборотами... Нако¬нец, нужно
не лгать... Изустное слово всегда плодотворнее письменного, оно живит
и слушающего и говорящего. Но этой животворной силы оно лишается, ког
да оратор сам не верит тому, что говорит, и, утверждая, втайне сомнева
¬ется или пытается призвать себе на помощь вместо зрелой мысли громкие
слова, лишенные в данном случае внутрен¬него содержания. Вот почему л
учше ничего не сказать, чем сказать ничего» [138, с. 142].
Речь, открыв возможность общения людей в совмест¬ном труде, явилась ка
тализатором его совершенствования. Прежде всего она выступает для чело
века как способ орга¬низации своего и чужого поведения, как орудие ана
лиза внешней среды, поскольку слово выделяет объект, давая ему имя, вк
лючает его в категорию сходных. Речь — это всегда средство внешнего пр
оявления мыслей и чувств одного человека для другого.

СОЗНАНИЕ
Осознать зло — значит немедленно начать бороться с ним.
М. Кольцов

Сознание как высшая ступень развития психики

В психологии сознание рассматривается как особая форма отражения, кото
рая является общим ка¬чеством описанных психических функций. Разви¬тие
всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формировани
е у человека внутренне¬го отражения внешнего мира, в некотором смысле
его мо-дели. Направляющее влияние этой модели на поведение человека от
ражается им как сознание. Марксизм исходит из активно-отражательной пр
ироды сознания. Объектив¬ный мир, воздействуя на человека, отражается
в его со-знании — превращается в идеальное, а сознание как иде¬альное
претворяется в действия, в реальное. Ленин писал, что сознание формиру
ется деятельностью, чтобы, в свою очередь, влиять на эту деятельность
(2, с. 194).
Один из основополагающих принципов советской пси¬хологии — принцип еди
нства сознания и деятельности заключается в утверждении их взаимосвязи
и взаимо¬обусловленности: деятельность человека определяет фор¬мирова
ние его сознания, а последнее, осуществляя регу¬ляцию деятельности чел
овека, улучшает его приспособ¬ленность к внешнему миру [161]. Сознание
формирует внутренний план деятельности, ее программу. Именно в сознан
ии синтезируются динамические модели действи¬тельности, при помощи кот
орых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде.
Сознание определяет предварительное, мысленное по¬строение действий, п
редусмотрение их последствий, конт¬роль и управление поведением челове
ка, его способности отдавать себе отчет в том, что происходит в нем са
мом и в окружающем его мире. Использование сознания по¬зволяет человек
у в конце процесса труда получить резуль¬тат, который уже в начале это
го процесса имелся в пред¬ставлении человека, т.е. идеально [6, с. 189
]. В отличие от животных, человек реализует не заложенную видовым опыт
ом программу поведения, определяемую чисто био-
256
логическими потребностями, а вырабатывает свою про¬грамму путем выдвиж
ения целей и задач.
Осознанная, целесообразная и произвольная регуля¬ция поведения человек
а возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель вн
ешнего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленное манипу-лиро
вание, она позволяет сопоставлять текущее состояние с прошлым и не тол
ько намечать цели будущего поведе¬ния, но и отчетливо их представлять.
Так реализуется предусмотрительность — представление последствий по-с
тупков до их совершения — и осуществляется поэтап¬ный контроль за приб
лижением к цели путем минимизации различия между реальным и желаемым п
оложением ве¬щей [389].
Преимущества внутренней модели перед необходи¬мостью реально опробоват
ь все намеченные действия про¬являются и в том, что она допускает пере
нос обучения, т. е. правильное решение новой задачи в неизвестной ране
е сфере, где у человека нет опыта, если по некоторым крите¬риям новая
задача имеет сходные со старой черты. Такой положительный перенос искл
ючает необходимость накоп¬ления собственного практического опыта в каж
дой кон-кретной области и тем улучшает адаптацию человека к среде. Одн
ако обращение к мысленному эксперименту и к предсказаниям на основе уч
ета динамических процес¬сов в модели может давать хорошие результаты т
олько в том случае, если внешняя среда меняется не слишком быстро: вед
ь любая модель инерционна, а если внешняя среда слишком изменчива, про
гноз на модели может при¬водить к ошибкам.
Очевидно, что без участия памяти не могут форми¬роваться и сохраняться
представления, которые являются объектами манипулирования при предвос
хищении резуль¬тата будущего поведения. Сам факт введения в память инф
ормации о некотором событии свидетельствует о его определенной значимо
сти (иначе оно не попало бы в дол¬говременную память), а присутствие т
ам этой информации неизбежно приводит к включению ее во всю систему со
хранявшихся до нее сходных фактов, т. е. к перестройке последней. Таки
м образом, воздействие памяти на созна¬ние — активно, ибо такая перест
ройка может порождать новые оценки событий и новые цели действий.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

прокат легкового авто без водителя.
какой лучше купить матрас для ребенка
Hosted by uCoz