СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

— Очень плохи,— отвечал он.— Вчера был доктор¬ский съезд, и теперь док
тор здесь.
— Возьми вещи,— сказал Алексей Александрович, и, испытывая некоторое о
блегчение от известия, что есть все-таки надежда смерти, он вошел в пе
реднюю» [263, с. 480].
Важно отметить, что забывается не только сама трав¬мирующая мысль, но
и ряд других, связанных с ней по ассоциации.
К механизмам психологической защиты относят обыч¬но отрицание, вытесне
ние, проекцию, идентификацию, рационализацию, включение, замещение, от
чуждение и др.
Отридание сводится к тому, что информация, которая тревожит и может пр
ивести к конфликту, не восприни¬мается. Имеется в виду конфликт, возни
кающий при появлений мотивов, противоречащих основным установ¬кам личн
ости, или информации, которая угрожает са¬мосохранению, престижу, само
оценке. Этот способ защиты вступает в действие при конфликтах любого р
ода, не тре¬буя предварительного научения, и характеризуется замет¬ным
искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в д
етском возрасте и зачастую не позво¬ляет человеку адекватно оценивать
происходящее вокруг, что, в свою очередь, вызывает затруднения в повед
ении. Например, при массовом социологическом исследовании взрослым люд
ям задавали вопрос, убедили ли их материа¬лы прессы в том, что курение
вызывает рак легких. По¬ложительный ответ дали 54% некурящих и только
28% курящих. Большинство курящих отрицали значение при¬водимых фактов
, поскольку их принятие означало бы осознание серьезной опасности для
их собственного здо-ровья [65].
Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления от внутреннего
конфликта путем активного выклю-
274
чения из сознания неприемлемого мотива или неприят¬ной информации. Нап
ример, особо неудобные для нас факты особенно легко забываются. Вытесн
ение — бессоз¬нательный психический акт, при котором неприемлемая инфо
рмация или мотив отвергаются цензурой на пороге сознания. Ущемленное с
амолюбие, задетая гордость и обида могут порождать декларирование ложн
ых мотивов своих поступков, чтобы скрыть истинные не только от других,
но и от себя. Истинные, но неприятные мотивы вытесняются с тем, чтобы
их заместили другие, прием¬лемые с точки зрения социального окружения
и пото-му не вызывающие стыда и угрызений совести. Ложный мотив в это
м случае может быть опасен тем, что позво¬ляет прикрывать общественно
приемлемой аргументацией личные эгоистические устремления.
Вытесненный мотив, не находя разрешения в пове¬дении, сохраняет, однак
о, свои эмоциональные и веге¬тативные компоненты. Несмотря на то, что
содержатель¬ная сторона травмирующей ситуации не осознается и человек
может активно забыть сам факт того, что он совершил некоторый неблагов
идный поступок, например струсил, тем не менее конфликт сохраняется, а
вызван¬ное им эмоционально-вегетативное напряжение субъек-тивно может
восприниматься как состояние неопреде¬ленной тревоги. Поэтому вытесне
нные влечения могут про¬являться в невротических и психофизиологически
х симп¬томах. Обмолвки, описки, неловкие движения также не¬редко свиде
тельствуют о вытеснении [280]. Интересно, что быстрее всего вытесняетс
я и забывается человеком не то плохое, что ему сделали люди, а то плох
ое, что он причинил себе или другим. Неблагодарность связана с вытесне
нием, все разновидности зависти и бесчислен¬ные компоненты комплексов
собственной неполноценности вытесняются с огромной силой. Великолепный
пример вытеснения приведен в эпизоде из «Войны и мира» Л. Н. Толстого
, где Николай Ростов с искренним вооду¬шевлением рассказывает о своей
храбрости на поле боя. В действительности он струсил, но вытеснение бы
ло столь сильным, что он уже сам верил в свой подвиг [264].
275
При вытеснении неразрешенный конфликт обнаружи¬вает себя различными си
мптомами, высоким уровнем тре¬вожности и чувством дискомфорта. Яркий п
ример вы¬теснения описан в работе А. М. Свядоща. «Больной X. 28 лет, о
днажды, спускаясь утром по лестнице, чтобы пойти на работу, вдруг оста
новился, так как у него по¬явилась мысль: не осталась ли открытой двер
ь? Вер¬нулся, проверил — дверь была плотно закрыта. С этого времени ег
о стало преследовать навязчивое сомнение: не осталась ли дверь открыто
й? При уходе из дому дверь закрывалась женой на засовы, задвижки, замк
и и тем не менее он по многу раз в день, оставив работу, вынужден был
возвращаться домой, чтобы проверить, не осталась ли дверь открытой. Он
понимал необоснован-ность своей тревоги, боролся с ней, но не мог ее
преодо¬леть. Сам больной не мог связать свое заболевание с ка¬кой-нибу
дь причиной. Оно казалось ему возникшим без всякого внешнего повода» [
235, с. 363]. А предыстория болезни такова. Пациент был женат вторично
, первую жену он очень любил и прожил с нею около двух лет. К концу эт
ого периода он стал вспыльчивым, раздражи-тельным, и отношения с женой
стали ухудшаться. Как-то раз, придя домой и застав дверь открытой, он
нашел записку от жены, в которой она сообщала, что ушла от него к дру
гому человеку. Пациент очень болезненно переживал уход жены, просил ее
вернуться, но она отка¬залась. Через полтора года он женился вторично
. Этот брак оказался удачным, и они прожили вместе около двух лет, ког
да внезапно развилось болезненное состояние. Же¬на отметила, что незад
олго до появления описанной на¬вязчивости супруг стал вспыльчивым, раз
дражитель¬ным, ворчливым, и в связи с этим отношения между ними ухудши
лись. Сам больной этого не замечал. В приведенном случае навязчивое со
стояние отражало переживания человека. Возникшая внутренняя связь меж¬
ду открытой дверью и уходом первой жены означала в скрытой символическ
ой форме боязнь потерять вторую жену, когда отношения с ней стали ухуд
шаться. Мысль о потере оказалась для него столь тягостной, что она был
а вытеснена, т. е. не нашла отражения в сознании, и прорвалась в скрыт
ой форме в виде боязни застать дверь дома открытой. Психотерапия помог
ла осознать эту связь, привела к избавлению от этого состояния. Таким
образом, вытеснение означает подавление, иск¬лючение из сознания импу
льса, провоцирующего напряже¬ние и тревогу.
276
Бывает, что человек должен принять ка¬кое-то трудное решение, связанно
е для него с длительными волнениями и переживаниями. В таком случае он
может внезапно «забыть» об этом деле. Аналогично он способен полность
ю утратить воспоминание о своем не¬этичном поступке, невыполненном обе
щании. Возника-ет амнестический барьер — охранительное забвение, Л. Н.
Толстой назвал это «раздвиганием душевного ме¬ханизма», дающего возмо
жность забыть то, что сделало бы жизнь невыносимой) Приведем пример по
добной ситуации из романа «Воскресение». «Воспоминания эти не сходи¬ли
сь с ее теперешним миросозерцанием и потому были совершенно вычеркнуты
из ее памяти или скорее где-то хранились в ее памяти нетронутыми, но
были так за¬перты, замазаны, как пчелы замазывают гнезда клочней (черв
ей), которые могут погубить всю пчелиную работу, чтобы к ним не было н
икакого доступа... Маслова вспо¬минала о многих, но только не о Нехлюд
ове. О своем детстве и молодости, а в особенности о любви к Нехлю¬дову
она никогда не вспоминала. Это было слишком больно. Эти воспоминания
где-то далеко нетронутыми ле-жали в ее душе. Даже во сне никогда не ви
дала Нехлю¬дова... Ей нужно было прочно и окончательно забыть обо всем
этом, чтобы не убить себя, не стать безумной» [265, с. 164].
Важно, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелатель
ную, травмирующую его информа¬цию, она полностью вытесняется из его па
мяти. Поэтому если мы замечаем, что неоднократно забываем нечто, то по
ра задать себе вопрос, действительно ли мы хотим вос¬пользоваться данн
ой информацией.
Проекция — бессознательный перенос (приписывание) собственных чувств,
желаний и влечений, в которых че¬ловек не хочет себе сознаться, понима
я их социальную неприемлемость, на другое лицо. Например, когда челове
к по отношению к кому-то проявил агрессию, у него не¬редко возникает т
енденция понизить привлекательные ка¬чества пострадавшего. Человек, по
стоянно приписываю¬щий другим собственные стремления, противоречащие е
го моральным нормам, получил даже специальное назва¬ние — ханжа.
Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, прис
ущих другому человеку и не до¬ступных, но желательных для себя. У дете
й — это про¬стейший механизм усвоения норм социального поведения
277
и этических ценностей. Так, мальчик бессознательно ста¬рается походить
на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. Благодаря иденти
фикации достигает¬ся также символическое обладание желаемым, но недо¬с
ягаемым объектом [278]. В расширенном толковании идентификация — неосо
знаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолеть собстве
нную слабость и чувство неполноценности.
Рационализация — псевдоразумное объяснение человеком своих желаний,
поступков, в действительности выз¬ванных причинами, признание которых
грозило бы по¬терей самоуважения. В частности, рационализация связа¬на
с попыткой снизить ценность недоступного. Так, пе¬реживая психическую
травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем,
что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону ее пониже
¬ния: не получив страстно желаемого, убеждает себя, что «не очень-то и
хотелось». Рационализация используется человеком в тех особых случаях
, когда он, страшась осознать ситуацию, пытается скрыть от себя тот фа
кт, что в своих действиях побуждается мотивами, находя¬щимися в конфли
кте с его собственными нравственными стандартам. Например, героине ром
ана Л. Н. Толстого «Война и мир» Наташе необходимо избавиться от мысли
об измене любви, об измене князю Андрею. «Вернувшись домой, Наташа не
спала всю ночь; ее мучил неразре¬шимый вопрос, кого она любила: Анато
ля или князя Андрея?» У Наташи совершается внутренняя психоло¬гическая
работа по объяснению разумными причинами свершившихся событий. Эта ра
бота устраняет душевный конфликт между представлениями о порядочности
и ре-альным поведением. В конце концов героиня говорит:
«Мне кажется, что я сто лет люблю его (Анатоля). Да и не любила никого
так, как его» [264, с. 378,


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

светильники для комнаты | Женская мужская Обувь, мужские туфли рыжего цвета классические.
Hosted by uCoz