СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

228
Наиболее яркие феномены рационализации получили названия «кислый вино
град» и «сладкий лимон» Первый, известный по басне Эзопа «Лиса и виног
рад» отражает понижение значимости недоступного. Защита по типу «сладк
ого лимона» направлена не столько на дискре¬дитацию недосягаемого объе
кта, сколько на преувеличе¬ние ценности имеющегося. Если человек демон
стрирует пренебрежительное отношение к высшему образованию,
278
то не исключено, что он защищается от огорчений в связи с упущенной во
зможностью учиться. Этот же чело¬век не жалеет сил, чтобы дать своим д
етям высшее об¬разование, которое ему самому якобы не нужно. Точно так
и похвальба альковными подвигами — тоже может выступать как психологи
ческая защита от представления о себе как о сексуально неполноценном ч
еловеке.
Близким к рационализации способом психологической защиты является вклю
чение, при котором также пере¬оценивается значимость травмирующего фак
тора. Для этого используется новая глобальная система ценностей, куда
прежняя система входит как часть, и тогда отно¬сительная значимость тр
авмирующего фактора понижает¬ся на фоне других, более мощных. Примером
защиты по типу включения является катарсис –облегчение внутрен-него к
онфликта при сопереживании. Если человек наблю¬дает и сопереживает дра
матические ситуации других лю¬дей, существенно более тягостные и травм
ирующие, чем те, которые тревожат его самого, он начинает смотреть на
свои беды по-другому, оценивая их по сравнению с чужими. Издревле ката
рсис связывают с театром. Действи¬тельно, собственные мучительные сост
ояния зрителей мо¬гут облегчаться, когда они переживают события, проис
хо¬дящие с героями классической трагедии на театраль¬ной сцене. В этом
— одно из благотворных влияний теат¬рального искусства на психику чел
овека. Из сказанного становится понятным, что люди, способные искренне
со¬переживать страданиям окружающих, не только облегча¬ют их другим,
но способствуют улучшению и своего психического здоровья.
Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на
действие с доступным объектом. Замещение разряжает напряжение, созданн
ое недоступ¬ной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Когда че
ловеку не удается выполнить действие, необхо¬димое для достижения пост
авленной перед ним цели, он иногда совершает первое попавшееся бессмыс
ленное дви¬жение, дающее какую-то разрядку внутреннему напряже¬нию. За
мещающая деятельность может отличаться от исходной переводом активност
и в иной план, например из практического осуществления в мир фантазии.
В Япо¬нии работает балаганчик «Отведи душу».
279
Посетитель входит в темное помещение, отгороженное от улицы занавеской
, получает несколько простых тарелок, бьет их по одной и удаляется, ра
зряжая таким образом свое внут¬реннее напряжение. Такое замещение мы ч
асто видим в жизни, когда человек срывает свое раздражение, гнев, доса
ду, вызванные одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся пре
дмете (рис. 15).

Рис. 15. Домашний тиран.
(Из кн.: Херлуф Бидструп. Львов, I960.)
Изоляция или отчуждение.— обособление внутри сознания травмирующих чел
овека факторов. При этом не¬приятным эмоциям блокируется доступ в созн
ание, так что связь между каким-то событием и его эмо¬циональной окрас
кой не отражается в сознании. Этот вид защиты напоминает «синдром отчу
ждения», для кото¬рого характерно чувство утраты эмоциональной связи с
280
другими людьми, ранее значимыми событиями или соб¬ственными переживани
ями, хотя их реальность и осозна¬ется. Феномены дереализации, деперсон
ализации и рас¬щепления личности (множественности «я») могут быть связ
аны с такой защитой. В литературе описано более 200 случаев расщеплени
я личности. Очень часто двойник воплощает то, что чуждо первому «я», т
о, к чему оно относится со страхом или отвращением, против чего про-те
стует его существо. Эти разные «я» могут ничего не знать друг о друге.
Известен случай с тремя лицами Евы Уайт. 25-летняя Ева обратилась к вр
ачу по поводу головных болей и провалов памяти после них. Пока врач об
думывал это, его пациентка резко изменилась: вместо сдержанной, воспи¬
танной дамы перед ним возникла легкомысленная девица, которая языком и
тоном, совершенно чуждым Уайт, стала бойко обсуждать проблемы последн
ей, говоря об ней в третьем лице. На вопрос о ее собственном имени, де
вица ответила, что ее зовут Ева Блэк. В течение 14 месяцев пе¬ред врач
ом появлялась то одна, то другая Ева. Блэк не разделяла чувств Уайт по
поводу ее неудачного замужест-ва, по поводу материнской любви и по др
угим вопросам. Характеры у них были совсем разные: Уайт — строгая, сде
ржанная, преимущественно грустная женщина, одева¬лась просто и консерв
ативно, держалась с достоинством, любила стихи, говорила спокойно и мя
гко, была хорошей хозяйкой и любящей матерью. Блэк — общительная, экс¬
центричная, по-детски тщеславная, заразительно веселая и беззаботная,
говорила с грубоватым юмором, любила приключения, одевалась вызывающе,
не любила ничего серьезного. В ходе психотерапии помимо этих двух Ев
на сцене появилось еще третье лицо — Джейн, которая сильно отличалась
и от Евы Уайт, и от Евы Блэк [396].
Избирательность отношения человека к группе и кол¬лективу связана с оп
осредованием психологической защи¬той. Она является своеобразным фильт
ром, включающим¬ся при существенном рассогласовании собственной систе¬
мы ценностей и оценкой своего поступка или поступков близких людей, от
деляющим желательные воздействия от нежелательных, соответствующие убе
ждениям, потребно¬стям и ценностям личности от несоответствующих. При-
менительно к воспитанию это может проявляться в повы¬шенно критическом
отношении к воспитателю или пре-
281
подавателю, при этом защитные отношения могут быть перенесены с личнос
ти воспитателя на содержание пре¬подаваемого им предмета. Полезно имет
ь в виду, что воздействие психологической защиты может способство¬вать
сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении им социал
ьных норм и запретов, посколь¬ку, снижая действенность социального кон
троля, она соз¬дает почву для самооправдания.
Если человек, относясь к себе в целом положительно, допускает в сознан
ие представление о своем несовер¬шенстве, о недостатках, проявляющихся
в конкретных действиях, то он становится на путь их преодоления. Он м
ожет изменить свои поступки, а новые поступки преоб¬разуют его сознани
е и тем самым всю его последующую жизнь. Если же информация о несоотве
тствии желаемо¬го поведения, поддерживающего самоуважение, и реаль¬ных
поступков в сознание не допускается, то сигналы конфликта включают ме
ханизмы психологической защиты и конфликт не преодолевается, т. е. чел
овек не может встать на путь самоусовершенствования.
Преодоление психологической защиты


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

программа для удаления файлов, приложение. | Горячий интернет-маркетинг по материалам сайта.
Hosted by uCoz