СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

161
Подзадачи не связаны некоторой общей целью и желанием ее конкретного д
остижения, и поэтому конфликт не может быть осознан.
Необходимый элемент познания — страстность, эмо¬ционально окрашенное о
тношение к задаче, оно опреде¬ляет устойчивость и глубину установки. Т
олько устой¬чивая мотивация допускает длительные усилия в одном направ
лении при временном отвлечении, переключении, отдыхе и позволяет вновь
вернуться к задаче, сохра¬нить устойчивость самоуправления. Неспособн
ость соот¬нести мотив, цель и результат проявляется не только в мышлен
ии, но и в поведении при отсутствии само¬управления.
В обстановке строгой регламентации (пооперацион¬ного внешнего управлен
ия) люди с нарушениями соот¬несения цели и результата остаются упорядо
ченными в своих мыслях и поступках, т. е. могут выполнять опе¬рацию за
операцией в правильной очередности для до¬стижения разумной цели. Там
, где обстоятельства требуют от них проявления собственной инициативы,
они пассив¬ны, безвольны, внушаемы, быстро поддаются случайным влияни
ям, т. е. обнаруживают легкость перевода на внеш¬нее управление, так к
ак, по существу, их активность направляется не глубинными установками,
а обусловлена внешними факторами.
Нельзя сказать, что в этом случае у человека вообще отсутствуют побужд
ения и мотивы, ведущие к достижению осознанно поставленных целей. Одна
ко сами эти цели являются всегда ближайшими и, что особо важно, не фор
мируются самостоятельно, а задаются извне — внеш¬ними обстоятельствами
, окружающими людьми. Отсутст¬вие постоянных внутренних побуждений дае
т о себе знать исключительным слабоволием, внушаемостью.
Нарушение соотношения цели и результата мышле¬ния как неспособность ко
нцентрировать и удерживать внимание на цели до момента соотнесения с р
езульта¬том, утрата гибкости мышления, повреждение механизма возврата
к прерванному действию после отвлечения, поте¬ря ощущения противоречив
ости утверждений вследствие выполнения каждого звена на пути к решению
общей задачи, как если бы это звено представлялось бы от¬дельным и не
зависимым,— все это в конечном счете при¬водит к непредсказуемости в м
ышлении и поведении.
162
Картина отклонений в мышлении при алкоголизме также характеризуется за
метным снижением критики, сла¬боволием. Использование наркотиков в кач
естве средства понижения психоэмоционального напряжения и активиза¬ции
положительных эмоций приводит к противоречивым по своим психологическ
им свойствам состояниям. С по¬мощью наркотиков можно усилить и возбужд
ение и тор¬можение. И в том и другом случае алкоголь огрубляет восприя
тие, повышает его пороги и тем понижает субъ¬ективную сложность ситуац
ии, позволяя расслабиться и снять контроль за своим поведением. Подобн
ое пониже¬ние внутренней напряженности в ситуации общения вна¬чале соз
дает субъективную иллюзию эмоциональной бли¬зости с окружающими людьми
, тем самым порождая ощущение облегчения общения, внутренней свободы,
но потом наступает похмелье и отчужденность осознается еще острее.
Одновременно наблюдается нарушение самооценки. Реальные возможности че
ловека вследствие хронического отравления алкоголем снижаются (хотя он
сам это не всег¬да ощущает), а оценка своих возможностей за счет ил¬л
юзии упрощения ситуаций и облегчения общения с людь¬ми резко возрастае
т, поэтому возникает значительное рассогласование между фактическими в
озможностями и их оценкой самим человеком. Неоправданное завышение сво
их возможностей при этом ведет к хронической недо¬оценке сложности воз
никающих задач — шапкозакида¬тельству. На фоне нарушения самокритики (
критики к себе) возникают разнообразные расстройства мышления, выражаю
щиеся в легковесности суждений, неустойчивости внимания, беспечности.
Скорость и глубина деградации личности при алкоголизме наступают тем б
ыстрее, чем менее выраженной является иерархическая организация мотиво
в у конкретного человека. Если у него нет доста¬точно выраженных интер
есов, четко очерченных целей жизни, а все цели как бы одинаково слабые
, то (при прочих равных условиях) для него алкоголь значительно быстре
е становится ведущим мотивом и легко деформи¬рует мышление и деятельно
сть, делая их более упро¬щенными, стереотипными. Процесс идет по пути
роста инерционности в мыслях, распада тонких профессиональ¬ных навыков
и, как следствие, приводит к дисквалифи¬кации.
163
В мышлении алкоголиков обнаруживается ряд откло¬нений от нормы в стор
ону примитивных форм: недо¬статочное отграничение существенных элемент
ов от вто¬ростепенных, нарушение процесса обобщения, конкретно-ситуаци
онный характер мышления, затруднения при словесном обозначении понятий
.
Мы коснулись роли соотношения мотива, цели и конт¬роля за результатом
в мышлении. На примере анализа специфики мыслительных процессов у боль
ных с повреж¬дением лобных долей и алкоголизмом рассмотрели мно¬жество
отрицательных следствий субъективно равной приемлемости всех решений.
В качестве примера другой крайности по этому па¬раметру (равной неприе
млемости решений) можно обра¬титься к специфике соотнесения цели и рез
ультата при депрессии. Депрессии могут быть результатом неудач и бед у
психически здоровых людей, возрастными явления¬ми и следствием заболе
вания — маниакально-депрессив¬ного психоза. Человек в состоянии депрес
сии видит все события неоправданно часто в черном цвете. Поэтому любой
результат кажется ему недостаточным. Повышен¬ная критичность приводит
к оценке любого промежуточ¬ного решения как неудовлетворительного. То
гда контроль препятствует движению к цели. Человек не переходит к осущ
ествлению следующих звеньев в цепи действий, не делает никаких попыток
найти выход из положения. От¬сутствие усилий, естественно, порождает
неудачу, а это, в свою очередь, подкрепляет неуверенность в себе — обр
а¬зуется порочный круг.
Описанные примеры приведены здесь, чтобы акценти¬ровать чрезвычайно ва
жную роль адекватного соотноше¬ния цели и результата в мышлении.
Теперь обратимся к динамическим характеристикам мыслительных операций.
Скорость мыслительных опера¬ций — один из важнейших параметров мышлен
ия, ею определяются широта охвата анализируемой ситуации, умение рассм
атривать признаки объектов и ситуаций как бы одновременно, способность
оперировать не единичны¬ми, а крупными блоками информации, т. е. в ко
нце концов скорость оперирования связана с возможностью формирования п
онятийного мышления — главного инст¬румента познания.
164
Особенно отчетливо роль скорости мыслительных опе¬раций выявляется при
анализе мышления больных эпи¬лепсией. В связи с уменьшением скорости
операций мыш¬ление у них становится более инерционным, что посте¬пенно
ведет за собой деавтоматизацию навыков. Как уже подчеркивалось, форми
рование навыков автоматических умственных действий связано с обобщение
м отдельных мыслительных операций в блоки. Оперирование со все более о
бобщенными блоками определяет нарастание ско¬рости выполнения мыслител
ьных задач. Под влиянием убывающей (в связи с болезнью) скорости опера
ций все сформированные при обучении мыслительные блоки раз-укрупняются
и вновь становятся самостоятельными едини¬цами. Каждый из элементов в
новь, как и в начале обу¬чения, требует к себе особого внимания и усил
ий для удержания в памяти, чтобы прийти к логически непро¬тиворечивому
заключению или правильно выполнить дей¬ствие. Скорость мышления прогр
ессивно понижается. И как компенсация нарастают целеустремленность, то
ч¬ность и педантичность. При этом определенные характе¬ристики мышлени
я изменяются в направлении, противо¬положном тому, которое наблюдается
у ребенка в период формирования понятийного мышления. Обнаруживается
как бы возврат к элементам детской логики. Например, выявляется нечувс
твительность к противоречию, посколь¬ку прямые и обратные операции не
объединяются в пол¬ностью обратимые композиции.
Мы уже упоминали, что в норме эгоцентризм ребенка преодолевается при о
владении операцией свободного пере¬носа начала системы координат. Имен
но это умение рас¬ширяет мыслительное поле человека и позволяет по¬смо
треть на себя со стороны. Вследствие развиваю¬щейся под влиянием болез
ни инерционности (так же, как при задержках развития децентрации у реб
енка) наблю¬дается использование вместо индукции и дедукции трансдукци
и, т. е. вместо переходов от частного к общему, и наоборот, человек в
рассуждениях все чаще перехо¬дит от частного к частному, что порождает
несогла¬сованность объема и содержания.
В норме возрастное развитие мыслительной операции обратимости делает д
оступным для человека свободное движение от частного к общему и от общ
его к част¬ному — индукцию и дедукцию. Так, ребенок сначала при-
165


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Экономическое обоснование приобретения транспортного средства в лизинг статьи.на этой странице Вы сможете бесплатно скачать Шпаргалки переводчик на мобильный телефон.
Hosted by uCoz