СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Замечания по управлению вниманием
Навыки управления вниманием аудитории очень важны для пропагандистов,
руководителей и преподавателей. Как уже упоминалось, факторы, привлека
ющие внимание, раз¬деляются на внешние и внутренние. К внешним относят
ся прежде всего интенсивность и физические характеристики сигналов, а
к внутренним — их новизна, актуальность для данного человека, соответс
твие его потребностям и эмоциональному настрою. Кроме того, внимание с
охра-няется, удерживается дольше на действиях, недостаточно автоматизи
рованных и поэтому требующих текущего кон¬троля и не законченных (прер
ванных внезапно) из-за необходимости удержания цели действия для его п
оследующего завершения.
Монотонность, шаблонность, стереотипность выполняе¬мых операций (даже
мыслительных) понижают устойчи¬вость внимания. В этом случае для его п
оддержания приходится прикладывать все большие усилия, что, в свою оче
редь, порождает утомление. Однообразие информации и ее малый приток, п
орождающие у человека состоя¬ние монотонии, сопровождаются ощущением с
куки и мед-
65
ленно текущего времени, вызывая торможение, сонли¬вость. Однако в ряде
профессий высокая ответственность за ошибку или запаздывание реакции
при необходимости быстро и точно отвечать на отдельные (особенно авари
й¬ные) сигналы требует, чтобы специалист постоянно нахо¬дился в состоя
нии готовности к действиям. Такие про¬фессии, как браковщик, контролер
, сборщик, оператор, диспетчер, требуют длительного внимания, устойчив
ого в течение всего рабочего дня. Так, во время дежурства у пульта дис
петчеру нередко приходится за счет волевых усилий поддерживать высокий
уровень произвольного внимания. Длительные усилия для поддержания бди
тель¬ности могут приводить к эмоциональной напряженности, способствующ
ей развитию утомления, что в случае возник¬новения острой ситуации мож
ет проявиться в резком сужении зоны внимания, нарушении его переключае
мости и распределяемости. Это хорошо видно из таких наблю¬дений: в нор
мальных условиях оператор, равномерно рас¬пределяя внимание, уделяет в
спомогательным приборам до 70% времени, а в аварийной ситуации концент
рирует внимание на небольшом числе основных, уделяя вспомо-гательным в
сего 7% времени. Кроме понижения распределенности внимания его изменен
ие выражается в пере¬ходе от количественного к качественному чтению по
каза¬ний приборов.
Влияние монотонии особенно ярко отмечается у води¬телей грузовиков в д
альних рейсах, у наблюдателей за раз¬личными экранами, у пилотов в дли
тельных полетах. Сни¬жение работоспособности, преждевременное наступле
ние утомления при монотонии усугубляется, если рабочее помещение запол
нено гудением приборов, шумом работаю¬щих установок или, наоборот, есл
и в нем тихо и пустынно. Школьники, занимающиеся в классе с гладкими б
елыми стенами без рисунков и украшений, с матовыми стеклами в окнах, у
стают быстрее и усваивают предмет хуже, чем в нормальных классах. Утом
ление от монотонии может быть уменьшено и необходимый уровень внимания
сохра¬нен рядом приемов: переключениями — заменой слуховой информации
на зрительную, изменением на короткое время темпа работы, но, главное
, для поддержания бдитель¬ности очень важно сохранить активное взаимод
ействие человека с автоматикой. В любой ситуации содержатель¬ность зад
ания, возможность творческого подхода к его ре-
66
шению, а также ответственное отношение к результату поддерживают устой
чивое внимание.
Один из известных приемов организации внимания опи¬рается на фактор но
визны. Эффектный рассказ, изложение какого-либо парадоксального случая
или спорного ут¬верждения сразу ставит слушателей перед пробле¬мой, и
нтригует и заставляет сконцентрировать вни¬мание.
Проиллюстрируем способы привлечения внимания. Замечательный русский юр
ист А. Ф. Кони был великолеп¬ным оратором. Он приводил такой пример из
своей практи¬ки: «Надо говорить о Калигуле, римском императоре. Если
лектор начнет с того, что Калигула был сыном Германика и Агриппины, чт
о родился в таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-т
о и там-то жил и воспитывался, то... внимание вряд ли будет зацепле¬но
. Почему? Потому, что в этих сведениях нет ничего необычного и, пожалу
й, интересного для того, чтобы завоевать внимание. Давать этот материа
л все равно при¬дется, но не сразу надо давать его, а только тогда, ко
гда привлечено уже внимание присутствующих, когда оно из рассеянного с
танет сосредоточенным. Стоять нужно на подготовленной почве, а не на п
ервой попавшейся случай¬ной. Это — закон. Первые слова должны быть сов
ершенно простыми... Можно начать так: В детстве я любил читать сказки.
И из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна: сказка о людоед
е, пожирателе детей. Мне, малень¬кому, было очень жалко тех ребят, кот
орых великан резал как поросят огромным ножом и бросал в дымящийся кот
ел. Когда я подрос и узнал... далее переходные слова к Калигуле. Вы сп
росите, причем тут людоед? А при том, что людоед в сказке и Калигула в
жизни — братья по жес¬токости» [137, с. 106].
Для привлечения внимания иногда используются и неожиданные приемы. Так
, в конце 60-х годов преподава¬тели биологии Калифорнийского университ
ета США приш¬ли к заключению, что классическая лекционная система терп
ит крах. Студенты перестали посещать многие лекции. И тогда профессору
Ричарду Икину, читавшему курс по истории биологии, пришла в голову ид
ея: для привлече¬ния внимания студентов гримироваться под великих биол
о¬гов прошлого и рассказывать об их открытиях от первого лица в манере
и стиле автора. Он подготовил и провел
67
подобным образом несколько лекций (рис. 4). Его высту¬пления пользовал
ись неизменным успехом, они привлекали не только множество студентов,
но их посещало с удо¬вольствием и большинство коллег Икина, поскольку
этот прием позволял полнее раскрыть радости и трудности научного творч
ества [334].

Рис 4 Один из методов концентрации непроизвольного внимания студентов
на лекции
Профессор Икин читает лекции по биологии в облике выдающихся биологов
прошлого. Верхний ряд: в центре — сам Икин, слева — он в облике Уильям
а Гарвея, справа — Чарльза Дарвина, нижний ряд слева направо Икин в об
лике Уильяма Бомона, Грегора Менделя, Луи Пастера
(Из кн Cakin R M Great scientists speak again London. 1975 )

Иногда внимание можно сконцентрировать, используя внешний фактор,— инт
енсивность сигнала. Выдающийся педагог, преподаватель теоретической ме
ханики А. П. Минаков [167, с. 29] рассказывал о том, как можно поступи
ть, если при изложении надо сделать на чем-либо акцент, ударение, и пр
иводил такой пример: «Прихо¬дит студент на зачет. Вы его спрашиваете:
"Что такое поступательное движение?"— "Поступательным движе¬нием назыв
ается такое, при котором прямая перемещается параллельно самой себе"..
. Тогда вы рисуете окружность и говорите: "Это вал. Виден с торца. Пря
мая мелом начерчена вдоль вала. Вал вращается, прямая переме-щается па
раллельно самой себе. Что это движение — поступательное?" Мгновенная б
ледность покрывает лицо студента. "Нет, не поступательное".—"А какое?"
—"Вра¬щательное"... Кто виноват? Педагог. Не сделал ударение на слове
"всякая". Одна прямая может перемещаться параллельно самой себе, а над
о — всякая. Надо было, когда читал лекцию, закричать на слове "всякая"
. Надо сказать еще "подчеркните это слово". Еще лучше выпус¬тить это с
лово совсем, а потом сказать, что виноват, забыл, впишите, пожалуйста.
Тогда получится, что это сло¬во написано сверху над строкой. Значит,
оно нужно».
Неполное представление содержания также может использоваться для привл
ечения внимания. Все, что изо¬бражено неполно, незаконченно, намеком,
штрихом, про¬буждает интерес людей, привыкших наблюдать предметы и явл
ения в их нормальной целостности. В этом случае воспринимающий человек
старается интерпрегировать не¬досказанное в соответствии с определенн
ыми личными наклонностями. Возможность личной интерпретации неоп¬редел
енного содержания притягивает внимание и будит заинтересованность. Вни
мание получает толчок и тогда, когда говорящий неожиданно прерывает на
чатую мысль и временно переключается на другую.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Изготовление мебели Днепропетровск на http://www.056.ua. | управление шу производство шкафов, шкафы, купить шкаф управления освещением.
Букет невесты Минск узнать больше.
Hosted by uCoz