СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Замечания по управлению вниманием
Навыки управления вниманием аудитории очень важны для пропагандистов,
руководителей и преподавателей. Как уже упоминалось, факторы, привлека
ющие внимание, раз¬деляются на внешние и внутренние. К внешним относят
ся прежде всего интенсивность и физические характеристики сигналов, а
к внутренним — их новизна, актуальность для данного человека, соответс
твие его потребностям и эмоциональному настрою. Кроме того, внимание с
охра-няется, удерживается дольше на действиях, недостаточно автоматизи
рованных и поэтому требующих текущего кон¬троля и не законченных (прер
ванных внезапно) из-за необходимости удержания цели действия для его п
оследующего завершения.
Монотонность, шаблонность, стереотипность выполняе¬мых операций (даже
мыслительных) понижают устойчи¬вость внимания. В этом случае для его п
оддержания приходится прикладывать все большие усилия, что, в свою оче
редь, порождает утомление. Однообразие информации и ее малый приток, п
орождающие у человека состоя¬ние монотонии, сопровождаются ощущением с
куки и мед-
65
ленно текущего времени, вызывая торможение, сонли¬вость. Однако в ряде
профессий высокая ответственность за ошибку или запаздывание реакции
при необходимости быстро и точно отвечать на отдельные (особенно авари
й¬ные) сигналы требует, чтобы специалист постоянно нахо¬дился в состоя
нии готовности к действиям. Такие про¬фессии, как браковщик, контролер
, сборщик, оператор, диспетчер, требуют длительного внимания, устойчив
ого в течение всего рабочего дня. Так, во время дежурства у пульта дис
петчеру нередко приходится за счет волевых усилий поддерживать высокий
уровень произвольного внимания. Длительные усилия для поддержания бди
тель¬ности могут приводить к эмоциональной напряженности, способствующ
ей развитию утомления, что в случае возник¬новения острой ситуации мож
ет проявиться в резком сужении зоны внимания, нарушении его переключае
мости и распределяемости. Это хорошо видно из таких наблю¬дений: в нор
мальных условиях оператор, равномерно рас¬пределяя внимание, уделяет в
спомогательным приборам до 70% времени, а в аварийной ситуации концент
рирует внимание на небольшом числе основных, уделяя вспомо-гательным в
сего 7% времени. Кроме понижения распределенности внимания его изменен
ие выражается в пере¬ходе от количественного к качественному чтению по
каза¬ний приборов.
Влияние монотонии особенно ярко отмечается у води¬телей грузовиков в д
альних рейсах, у наблюдателей за раз¬личными экранами, у пилотов в дли
тельных полетах. Сни¬жение работоспособности, преждевременное наступле
ние утомления при монотонии усугубляется, если рабочее помещение запол
нено гудением приборов, шумом работаю¬щих установок или, наоборот, есл
и в нем тихо и пустынно. Школьники, занимающиеся в классе с гладкими б
елыми стенами без рисунков и украшений, с матовыми стеклами в окнах, у
стают быстрее и усваивают предмет хуже, чем в нормальных классах. Утом
ление от монотонии может быть уменьшено и необходимый уровень внимания
сохра¬нен рядом приемов: переключениями — заменой слуховой информации
на зрительную, изменением на короткое время темпа работы, но, главное
, для поддержания бдитель¬ности очень важно сохранить активное взаимод
ействие человека с автоматикой. В любой ситуации содержатель¬ность зад
ания, возможность творческого подхода к его ре-
66
шению, а также ответственное отношение к результату поддерживают устой
чивое внимание.
Один из известных приемов организации внимания опи¬рается на фактор но
визны. Эффектный рассказ, изложение какого-либо парадоксального случая
или спорного ут¬верждения сразу ставит слушателей перед пробле¬мой, и
нтригует и заставляет сконцентрировать вни¬мание.
Проиллюстрируем способы привлечения внимания. Замечательный русский юр
ист А. Ф. Кони был великолеп¬ным оратором. Он приводил такой пример из
своей практи¬ки: «Надо говорить о Калигуле, римском императоре. Если
лектор начнет с того, что Калигула был сыном Германика и Агриппины, чт
о родился в таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-т
о и там-то жил и воспитывался, то... внимание вряд ли будет зацепле¬но
. Почему? Потому, что в этих сведениях нет ничего необычного и, пожалу
й, интересного для того, чтобы завоевать внимание. Давать этот материа
л все равно при¬дется, но не сразу надо давать его, а только тогда, ко
гда привлечено уже внимание присутствующих, когда оно из рассеянного с
танет сосредоточенным. Стоять нужно на подготовленной почве, а не на п
ервой попавшейся случай¬ной. Это — закон. Первые слова должны быть сов
ершенно простыми... Можно начать так: В детстве я любил читать сказки.
И из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна: сказка о людоед
е, пожирателе детей. Мне, малень¬кому, было очень жалко тех ребят, кот
орых великан резал как поросят огромным ножом и бросал в дымящийся кот
ел. Когда я подрос и узнал... далее переходные слова к Калигуле. Вы сп
росите, причем тут людоед? А при том, что людоед в сказке и Калигула в
жизни — братья по жес¬токости» [137, с. 106].
Для привлечения внимания иногда используются и неожиданные приемы. Так
, в конце 60-х годов преподава¬тели биологии Калифорнийского университ
ета США приш¬ли к заключению, что классическая лекционная система терп
ит крах. Студенты перестали посещать многие лекции. И тогда профессору
Ричарду Икину, читавшему курс по истории биологии, пришла в голову ид
ея: для привлече¬ния внимания студентов гримироваться под великих биол
о¬гов прошлого и рассказывать об их открытиях от первого лица в манере
и стиле автора. Он подготовил и провел
67
подобным образом несколько лекций (рис. 4). Его высту¬пления пользовал
ись неизменным успехом, они привлекали не только множество студентов,
но их посещало с удо¬вольствием и большинство коллег Икина, поскольку
этот прием позволял полнее раскрыть радости и трудности научного творч
ества [334].
Рис 4 Один из методов концентрации непроизвольного внимания студентов
на лекции
Профессор Икин читает лекции по биологии в облике выдающихся биологов
прошлого. Верхний ряд: в центре — сам Икин, слева — он в облике Уильям
а Гарвея, справа — Чарльза Дарвина, нижний ряд слева направо Икин в об
лике Уильяма Бомона, Грегора Менделя, Луи Пастера
(Из кн Cakin R M Great scientists speak again London. 1975 )
Иногда внимание можно сконцентрировать, используя внешний фактор,— инт
енсивность сигнала. Выдающийся педагог, преподаватель теоретической ме
ханики А. П. Минаков [167, с. 29] рассказывал о том, как можно поступи
ть, если при изложении надо сделать на чем-либо акцент, ударение, и пр
иводил такой пример: «Прихо¬дит студент на зачет. Вы его спрашиваете:
"Что такое поступательное движение?"— "Поступательным движе¬нием назыв
ается такое, при котором прямая перемещается параллельно самой себе"..
. Тогда вы рисуете окружность и говорите: "Это вал. Виден с торца. Пря
мая мелом начерчена вдоль вала. Вал вращается, прямая переме-щается па
раллельно самой себе. Что это движение — поступательное?" Мгновенная б
ледность покрывает лицо студента. "Нет, не поступательное".—"А какое?"
—"Вра¬щательное"... Кто виноват? Педагог. Не сделал ударение на слове
"всякая". Одна прямая может перемещаться параллельно самой себе, а над
о — всякая. Надо было, когда читал лекцию, закричать на слове "всякая"
. Надо сказать еще "подчеркните это слово". Еще лучше выпус¬тить это с
лово совсем, а потом сказать, что виноват, забыл, впишите, пожалуйста.
Тогда получится, что это сло¬во написано сверху над строкой. Значит,
оно нужно».
Неполное представление содержания также может использоваться для привл
ечения внимания. Все, что изо¬бражено неполно, незаконченно, намеком,
штрихом, про¬буждает интерес людей, привыкших наблюдать предметы и явл
ения в их нормальной целостности. В этом случае воспринимающий человек
старается интерпрегировать не¬досказанное в соответствии с определенн
ыми личными наклонностями. Возможность личной интерпретации неоп¬редел
енного содержания притягивает внимание и будит заинтересованность. Вни
мание получает толчок и тогда, когда говорящий неожиданно прерывает на
чатую мысль и временно переключается на другую.