СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Банкир манипулирует числительными в соответствии с правилами, предоста
вленными математиком. Эти числительные - имена чисел, а числа каким-то
образом воплощены в (реальных или фиктивных) долларах. Чтобы не забыт
ь, что он делает, банкир помечает свои числительные метками, такими ка
к знак доллара. Но они являются нематематическими и совершенно не нужн
ы компьютеру. В строгой математической процедуре, как и в процессе сно
видения, все операции контролируются паттерном взаимоотношений, но rel
ata не идентифицируются.

Теперь вернемся к контрасту между лингвистическим методом наименования
relata и иконическим методом создания избыточности во вселенной "орга
низм плюс другой организм", достигаемой путем передачи частей паттерно
в взаимодействия. Выше мы отмечали, что человеческая коммуникация, соз
дающая избыточность в отношениях между людьми, по-прежнему является пр
еимущественно иконической и достигается посредством кинестетики, парая
зыка, движений, отражающих намерения, действий и т.п. Эволюция вербаль
ного языка сделала свои величайшие успехи именно в работе со вселенной
"сообщение плюс окружающая среда".

В дискурсе животных избыточность привносится в эту вселенную посредств
ом сигналов, являющихся иконичес-кими частями возможного отклика сигна
льщика. Элементы окружающей среды могут выполнять функцию зримого прис
утствия, однако в общем упоминаться не могут. Аналогично при иконическ
ой коммуникации, касающейся отношений, relata (т.е. сами организмы) не
нуждаются в идентификации, поскольку субъект любого предиката в этом
иконическом дискурсе - сам отправитель сигнала, всегда зримо присутств
ующий.

Создается впечатление, что для перехода от иконического использования
частей паттернов собственного поведения к наименованию сущностей во вн
ешней среде были необходимы по меньшей мере два шага: изменение кодиро
вания и изменение центровки фрейма "субъект-предикат".

Попытки реконструкции этих шагов могут быть только спекулятивными, одн
ако можно высказать несколько замечаний.

(1) Имитация феноменов окружающей среды дает возможность сдвинуть фрей
м "субъект-предикат" с себя на некоторые сущности в окружающей среде,
даже сохраняя иконический код.

(2) Аналогичный сдвиг фрейма "субъект-предикат" с себя на другого лате
нтно содержится в таких взаимодействиях между животными, при которых A
предлагает паттерн взаимодействия, а В отрицает его посредством икони
ческого или зримо присутствующего "не делай" (don't). Субъектом сообще
ния В, вербализуемого здесь как "не делай", является А.

(3) Возможно, что парадигмы взаимодействий, базовые для иконического с
игнализирования, касающегося отношений, могли послужить эволюционными
моделями для парадигм вербальной грамматики. Я полагаю, мы не должны д
умать, что древнейшие рудименты вербальной коммуникации напоминают поп
ытки человека, знающего несколько слов иностранного языка, но не знающ
его грамматику и синтаксис. Несомненно, на всех стадиях эволюции языка
коммуникация наших предшественников была структурированной, оформленн
ой и целостной, а не состояла из разрозненных частей. Предшественники
грамматики, несомненно, столь же стары или даже старше, чем предшестве
нники слов.

(4) Иконические аббревиатуры описания собственных действий легкодоступ
ны. Они контролируют vis-a-vis посредством имплицитных ссылок на парад
игмы взаимодействия. Но любая подобная коммуникация необходимо являетс
я позитивной. Показать клыки - значит упомянуть драку, а упомянуть дра
ку - значит предложить ее. Не существует простой иконической репрезент
ации отрицания, не существует простого способа для животного сказать:
"Я тебя не укушу". Однако, легко представить себе способы коммуникации
негативных команд, если (и только если) другой организм первым предла
гает паттерн действий, который следует запретить. Посредством угрозы,
неподходящего отклика и т.д. возможна передача сообщения "не делай". П
аттерн взаимодействия, предлагаемый одним организмом, отрицается други
м, который разрушает предложенную парадигму.

Однако "не делай" очень отличается от "не". Обычно важное сообщение "Я
тебя не укушу" генерируется как соглашение между двумя организмами, с
ледующее за реальной или ритуальной дракой. То есть противоположность
финального сообщения прорабатывается и достигает reductio ad absurdum,
после чего может служить базой для взаимного мира, иерархического сле
дования или сексуальных отношений. В любопытном взаимодействии животны
х, которое называется "игрой" и напоминает драку, однако дракой не явл
яется, многое, вероятно, может быть понято как тестирование и подтверж
дение подобного негативного соглашения.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

фильтр заливной
Hosted by uCoz