СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Напомним, что целенаправленно можно повлиять только на то, что остаётс
я в поле сознания а автоматизи¬рованные и автономные действия управляю
тся подсозна¬тельно и находятся вне сферы волевых решений. Поэто¬му кл
ючевая задача самоуправления — осознать причины подсознательно направл
яемого поведения. Критическое отношение возможно лишь к осознаваемой и
нформации, так как только осознание создает возможность выбора поступк
ов и переживаний. Известный психолог Фресс писал: «С того момента, как
мы начинаем отдавать себе отчет в ситуации, мы уже перестаем быть пре
жними. Мужчина, который отдает себе отчет в своей одержи¬мости, женщин
а, которая поняла, что нелюбима, рабочий, который осознал себя пролета
рием,— все они уже не те, что были прежде, по крайней мере в той облас
ти, в ко¬торой это стало новым условием их поведения»[по 226, с. Ж.].
Действие механизмов психологической защиты направлено на сохранение вн
утреннего равновесия путем вытеснения из сознания всего того, что серь
езно угро-
282
жает системе ценностей человека и вместе с тем его внутреннему миру. В
то же время не упустим из виду, что исключение из сознания подобной и
нформации меша¬ет самоусовершенствованию человека. В данном контексте
важно сконцентрировать внимание на том, что защитные механизмы поддерж
ивают внутренний мир человека в не¬которой гармонии с внешним миром не
за счет актив¬ного изменения и преобразования недостатков окружаю¬щег
о мира или собственного характера, а за счет внут¬ренних перестроек, п
риводящих к устранению из восприя¬тия и памяти конфликтной и травмирую
щей информа-ции.
Выступая как предохранительные клапаны, оберегаю¬щие целлостность и га
рмоничность внутреннего мира, механизмы защиты могут приводить в опред
еленных усло¬виях к гиперкомпенсации и тем самым превратиться из защит
ников в препятствия, затрудняющие развитие лич¬ности и снижающие актив
ность жизненной позиции че¬ловека при достижении социально значимых це
лей. Поэ¬тому для целей самоусовершенствования и помощи дру¬гим полезн
о понимать, какими средствами можно в допу¬стимых пределах нейтрализов
ать или ослабить действие защитных механизмов. Однако в каждом конкрет
ном слу¬чае, прежде чем направлять усилия на коррекцию по¬ведения, над
о обнаружить, что оно деформировано вме¬шательством защити.)
Как обнаружить вторжение защиты? Когда человек отклонился от избранног
о курса или, столкнувшись с при¬вычной ситуацией, ведет себя в ней ина
че, нежели рань¬ше. Коль скоро поведение становится необычным и не¬пон
ятным, предположение о влиянии защиты становится более правомерным. Ти
пичные изменения в объяснении своих поступков и в самих поступках могу
т выглядеть следующим образом. Потерпев неудачу, человек срочно снижае
т значимость травмирующего фактора, не заботясь о внутренней непротиво
речивости своей аргументации:
«Пусть я меньше зарабатываю, зато я порядочный че¬ловек». Либо он осущ
ествляет перекладывание вины за результаты своих действий на другого,
даже когда всем и ему в том числе очевидно, что вина в том его собстве
н¬ная. Вместе с попытками уменьшить диссонанс между желаниями и достиж
ениями человек по непонятным для окружающих причинам уходит от ситуаци
й и информа-
283
ции, которые могли бы усилить неприятное переживание этого расхождения
. Избегание подобных ситуаций прояв¬ляется в неожиданном уходе из семь
и, изоляции, от¬чуждении от профессиональной группы.
Под влиянием защиты поведение человека может ста¬новиться нелепым, поя
вляются причудливые объяснения, неадекватность прогноза возможных посл
едствий своих действий. Одним словом, человеку изменяет его обычная ло
гика. В чем причина? Она в том, что защита транс¬формирует способы ана
лиза собственных мотивов и по¬ступков, поскольку такая измененная логи
ка позволяет оправдаться перед собой, перед кем-то, удовлетворить глуб
инные, но социально порицаемые тенденции. Под¬черкнем: в данном случае
речь идет не о преднамерен¬ном обмане, а о непреднамеренной ошибке, к
оторую чело¬век не замечает и в глубине души замечать не хочет. Отклон
ения в трактовке мотивов и реальных побужде¬ний провоцируются определе
нным переживанием, непри-емлемым для собственных осознанных установок.
Оно мо¬дифицирует сознание, выступая в нем под маской моти¬вов иного
рода, субъективно оцениваемых положительно и приемлемых для человека,
но объективно толкающих на отклоняющееся от личных или социальных норм
по¬ведений.
Итак, возникло предположение, что человек попал в трудную ситуацию и в
озможно его мировосприятие иска¬жено каким-либо защитным механизмом. В
подобных си¬туациях иногда целесообразно массированно и искренне подд
ержать его, похвалить, поднять человека в его соб¬ственных глазах и во
мнении окружающих. Упреки даже за фактически допущенные ошибки демора
лизуют вино¬вного, вселяют в него неуверенность в своих силах. Он начи
нает относиться к неудачам как к неизбежным. Психологические следствия
подобной деморализации мо¬гут проявиться в ожесточении, равнодушии, у
нынии, напряженности. Если обращаться с недостойным человеком так, как
он того заслуживает, то можно испортить его еще больше, обращение с н
им как с достойным спо¬собствует тому, что он делается лучше. В «Брать
ях Кара-мазовых» Ф. М. Достоевского Карамазов-отец говорит: «Ведь если
б я только был уверен, когда вхожу, что меня за милейшего и умнейшего
человека сейчас же примут,— господи! Какой бы я тогда был добрый чело
век!» [101, с. 58] .
284
При получении своевременной под¬держки защита, связанная со страхом ос
уждения, слабе¬ет, человек становится доступнее критике, что дает ему
силы преодолеть свои недостатки. Известно, что лобовые словесные наста
вления не спо¬собствуют коррекции характера, его выравниванию и развит
ию. Более того, жесткая критика, задевая ядро личности, способствует а
ктивизации психологической за¬щиты и затрудняет преодоление недостатко
в. Поэтому щадите самолюбие собеседника: «На вашем месте я бы несомнен
но поступил так же, если бы располагал теми же сведениями. Но, к сожал
ению, вы не полностью или не совсем точно информированы».
Даже если человек уже способен воспринимать кри¬тику, надо помнить о п
редельных усваиваемых дозах расхождения между его позицией и другой —
противо¬стоящей. Когда эти позиции прямо противоположны, усвоение прек
ращается, и вновь включается один из защитных механизмов, и вновь доми
нирует версия, со¬гласно которой тот, кто возражает,— человек глупый,
мало знающий, мало опытный, мало авторитетный, по¬этому его позиция не
значима и может быть отверг¬нута.
Подготовка человека к разумному осознанию его не¬благовидных поступков
сводится к тому, чтобы мелкими шагами изменять его понимание и прогно
з, постепенно подводя его к реальной оценке случившегося. Чем больше н
еожиданность, тем сильнее эмоциональная реакция и тем вероятнее включе
ние защиты. В тех случаях, когда обна¬руживается полное неприятие конт
раргументации, разум¬нее подвигать человека к новой точке зрения, внач
але критикуя частности на фоне общей доброжелательности и подчеркивая
прежде всего элементы объединяющие как более общие, и лишь затем — раз
ъединяющие, пода¬вая их как второстепенные. Здесь полезно использовать
метод Сократа. Он рекомендовал сначала встать на не¬верную точку зрен
ия — вместе с ошибающимся собесед¬ником, изыскать и обсудить ее положи
тельные стороны и на этом основании объявить себя союзником — теперь у
же общей точки зрения. Общаясь с ним дружески, как с союзником, путем
дальнейших рассуждений, взвешивая уже не только «за», но и «против», п
ерейти вместе с ним на правильную точку зрения.
285
Воздействие, направленное на коррекцию наличной по¬зиции, эффективнее,
если советы и рекомендации подаются в несколько общем, незавершенном
виде, особенно при высоком культурном и образовательном статусе собесе
дника. Определенность может быть воспринята как форма давления. Облегч
ение восприятия, лучшее усвоение неоднозначных формулировок происходит
за счет индиви¬дуальной активности самого человека, который доопреде¬
ляет воспринятое, перерабатывает его и придает ему собственную, личнос
тно-значимую, завершенную форму. Вложив свои усилия в понимание, в офо
рмление реко¬мендации, человек становится соавтором идеи, и тогда это
уже не навязанное со стороны, а свое мнение, и тем самым становится из
лишней защита от вторжения посто¬роннего в его внутренний мир.
Важно разобраться, относит ли человек неудачи на счет своих слабых спо
собностей или недостатка за¬траченных усилий. Ведь, как многие предпол
агают, спо¬собности изменить нельзя, поэтому мысль о своих слабых спос
обностях неприятна и имеет тенденцию вытесняться, прекращая активность
. Как показано психологическими исследованиями, в первом случае челове
к быстрее отка¬зывается от попыток осуществить свое намерение. Поэто¬м
у желая поддержать его активность, можно подска¬зать ему: задача очень
сложная и даже от очень спо¬собных людей обычно требует усилий больше
, чем было им затрачено.
При необходимости обратить внимание человека на неудачные формы его по
ведения или аргументации лучше говорить не о них непосредственно, а о
своем восприятии и своих переживаниях в соответствующей ситуации: «Мне
всегда неловко смотреть, когда человек, сидя в транспорте, закрывает
глаза, чтобы не видеть стоящей перед ним старушки»; «Я испытываю неудо
бства, когда слышу подобный, унтер-офицерский юмор» и т. п. В чем преи
мущества такой косвенной критики? Во-первых, труд¬но спорить с человек
ом, который говорит о своих пе¬реживаниях, а не о моих недостатках. Во
-вторых, не исключено, что не все так остро реагируют на подобные недо
статки, и тогда это высказывание не слишком обидно, и можно думать, чт
о я не такой уж плохой человек. Пилюля подслащена, и защита пропускает
информацию, а когда она усвоена, возможно и продолжение: конечно,
286
я человек хороший, но ведь все-таки кому-то неловко, неудобно, так не
стать ли мне еще лучше.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

частное порно фото смотреть бесплатно. | создание сайтов симферополь | Смотрите http://www.kraus.com.ua элегантные Керамические умывальники Kraus.
лечение невралгии тройничного нерва киев, коррекция.
Hosted by uCoz