СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Я не стану вдаваться в сложные вопросы обучения, связанные с этим проц
ессом, а вернусь к проблеме шизофрении. Идентифицированный пациент сущ
ествует внутри семейного окружения, но если посмотреть на него изолиро
ванно, то можно отметить некоторые особенности его коммуникативных при
вычек. Эти особенности могут быть отчасти обусловлены генетикой или фи
зиологией, однако все равно имеет смысл поднять вопрос о функции этих
особенностей в той коммуникативной системе, частью которой он является
, - в семье. В определенном смысле ситуация такова: несколько индивиду
умов были подвергнуты "взаимной утряске", и один из них получился явно
отличным от остальных. Мы должны поинтересоваться не только отличием
материала, из которого может быть сделан этот индивидуум, но также тем
, каким образом его отличительные характеристики развились в системе с
емьи. Можно ли в особенностях данного пациента увидеть соответствие (т
.е. либо гомогенность, либо комплементарность) характеристикам других
членов группы? Мы не сомневаемся в том, что значительная часть шизофре
нической симптоматики в определенном смысле выучена, основана на опыте
. Однако организм может выучить только то, чему его учат обстоятельств
а жизни и опыт обмена сообщениями с окружающими. Он не может учиться с
лучайно. Он может только учиться походить или не походить на окружающи
х. Значит, нам необходимо исследовать тот опыт, на фоне которого возни
кает шизофрения.

Наша гипотеза "двойного послания" (подробно о ней см.: "К теории шизоф
рении" в этой книге) состоит из двух частей: формального описания комм
уникативных привычек шизофреника и формального описания тех последоват
ельностей опыта, которые, по всей видимости, могли бы обучить индивиду
ума специфичным для него искажениям коммуникации. На деле мы обнаружив
аем, что эта гипотеза в целом удовлетворительно описывает симптомы, и
семьи шизофреников характеризуются последовательностями, предсказанным
и гипотезой.

Для шизофреника типично изымать из своих сообщений все, что явно или н
еявно указывает на отношения между ним и его адресатом. Шизофреники об
ычно избегают местоимений первого и второго лица. Они стараются не соо
бщать, какого рода сообщение они передают - буквальное или метафоричес
кое, ироническое или прямое. Похоже, что для них затруднительны все со
общения и значимые действия, подразумевающие близкий контакт между соб
ой и другими. Для них может быть в равной степени невозможно получить
как пищу, так и отказ дать пищу.

Собираясь в Гонолулу на конференцию Американской Ассоциации Психиатров
, я сказал своему пациенту, куда и когда я улетаю. Он посмотрел в окно
и сказал: "Этот самолет летает ужасно медленно". Он не мог сказать: "
Я буду скучать", поскольку этим он идентифицировал бы себя по отношени
ю ко мне или меня по отношению к себе. Сказать: "Я буду скучать" значи
ло бы установить базовую предпосылку наших отношений, определив типы с
ообщений, которыми должны характеризоваться наши отношения.

Можно наблюдать, как шизофреник избегает или искажает все, что могло б
ы идентифицировать либо его самого, либо лицо, к которому он обращаетс
я. Он может устранить все, что указывает на принадлежность этого сообщ
ения, и в частности - ссылки на отношения между двумя идентифицируемым
и людьми с определенными стилями и предпосылками, управляющими их пове
дением в этих отношениях. Он может избегать всего, что дало бы возможн
ость другому интерпретировать его слова. Он может скрывать, что он гов
орит метафорами или специальным кодом, и он постарается исказить или с
крыть любую пространственно-временную привязку. Если взять за аналогию
телеграфный бланк, можно сказать, что шизофреник опускает все, что до
лжно быть вписано в служебную часть бланка, и модифицирует текст основ
ного сообщения так, чтобы исказить или скрыть любые указания на эти ме
такоммуникативные элементы нормального целостного сообщения. То, что о
станется, скорее всего будет метафорическим высказыванием, не помеченн
ым как таковое. В крайних случаях не остается ничего, кроме монотонной
передачи сообщения "Между нами нет отношений".

Суммируя эти наблюдения, можно сказать, что шизофреник общается так, к
ак будто он ожидает наказания всякий раз, когда показывает, что считае
т себя правым в своем видении контекста своего собственного сообщения.

"Двойное послание" - центральный концепт для этиологической половины н
ашей гипотезы - теперь может быть определено как опыт получения наказа
ния именно за свою правоту в видении контекста. Наша гипотеза предпола
гает, что этот повторяющийся опыт порождает у индивидуума привычку к т
акому поведению, словно он постоянно ожидает такого наказания.

Мать одного из наших пациентов обрушилась на своего мужа с обвинениями
за его отказ в течение пятнадцати лет передавать ей контроль над фина
нсами семьи. Отец пациента сказал: "Я признаю, что не передавать тебе
эти дела было моей большой ошибкой. Я признаю это. Я это исправил. При
чины, по которым я считаю, что это было ошибкой, совершенно отличаются
от твоих, но я признаю, что это было моей очень серьезной ошибкой".

Мать: Да ты просто шутишь.
Отец: Нет, я не шучу.
Мать: Хорошо, но, когда ты это сделал, мы уже влезли в долги, и я не п
онимаю, почему ты об этом не говорил. Я думаю, женщина должна знать.
Отец: Может, по той же причине, почему Джо (их сын-пси-хотик) никогда
тебе не говорит о своих проблемах в школе.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

видеоняня бу купить. | тюль оптом | запчасти для грузовых иномарок
Hosted by uCoz