СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Этот вопрос надо исследовать. При обсуждении обучения-II утверждалось,
что такие слова, как "зависимость", "гордость", "фатализм" относятся
к характеристикам "Я", приобретенным (обучение-II) в последовательност
ях взаимоотношений. Эти слова фактически являются терминами для "ролей
" в отношениях и указывают на нечто, искусственно выхваченное из интер
активных последовательностей. Также утверждалось, что правильным спосо
бом определения строгого значения таких слов является установление фор
мальной структуры последовательностей, в которых данная характеристика
была, по-видимому, выучена. Так, интерактивная последовательность пав
ловского обучения была предложена как парадигма для некоторого вида "ф
атализма" и т.д.
Но сейчас мы спрашиваем о контекстах этих учебных контекстов, т.е. о б
олее широких последовательностях, которые содержат в себе эти парадигм
ы.
Рассмотрим небольшую единицу обучения-II, упомянутую выше в качестве и
сточника "лазеек" для избегания обучения-III. Определенная личностная
характеристика (назовем ее "настойчивостью") генерируется опытом множе
ственных последовательностей со спорадическим подкреплением. Теперь мы
должны спросить о более широком контексте таких последовательностей.
Как генерируются такие последовательности?
Этот вопрос подобен взрыву. Простая стилизованная лабораторная последо
вательность взаимодействий генерируется сетью обусловленностей (а такж
е до некоторой степени сама ее определяет), в сотнях направлений ведущ
ей за пределы лаборатории к процессам планирования психологических исс
ледований, взаимоотношений между психологами, финансирования исследова
ний и т.д. и т.п.
Рассмотрим ту же формальную последовательность в более "естественной"
среде. Организм ищет нужный или потерянный объект. Свинья вынюхивает ж
елуди, игрок не отходит от игрального автомата в надежде сорвать банк,
мужчина ищет ключи от своей машины. Существуют тысячи ситуаций, в кот
орых живые существа должны проявить настойчивость в поведении определе
нного рода именно потому, что подкрепление спорадично или маловероятно
. Обучение-II упрощает вселенную, относя эти случаи в одну категорию.
Но если обучение-III касается контекстов этих случаев, то категории об
учения-II взрываются.
Рассмотрим, что означает слово "подкрепление" на разных уровнях. Дельф
ин получает от тренера рыбу, когда делает то, чего хочет тренер. На ур
овне обучения-I факт получения рыбы сцеплен с "правильностью" некоторо
го действия. На уровне обучения-II факт получения рыбы подтверждает по
нимание дельфином его отношений (возможно, инструментальных или зависи
мых) с тренером. Заметим на этом уровне, что если дельфин ненавидит ил
и боится тренера, то боль, причиненная последним, может быть позитивны
м подкреплением, подтверждающим эту ненависть. ("Если я этого не хочу,
то я это докажу".)
Но как быть с "подкреплением" на уровне обучения-III (для дельфина и д
ля человека)?
Если, как я утверждал выше, существо выталкивается на уровень обучения
-Ш "противоречиями", генерируемыми на уровне обучения-Н, тогда можно о
жидать, что именно разрешение этих противоречий будет позитивным подкр
еплением на уровне обучения-Ш. Такое разрешение может иметь много форм
.
Однако попытки достичь уровня обучения-III могут быть опасными, и неко
торые слетают под откос. В психиатрии они часто получают ярлык психоти
ков, и многим из них бывает трудно использовать местоимение первого ли
ца.
Для других, более счастливых, разрешение противоречий может привести к
распаду многого из того, что было выучено на уровне обучения-II, откр
ыв простоту, при которой голод ведет прямо к пище, а идентифицированно
е "Я" больше не распоряжается организацией поведения. Это - непорочные
младенцы мира.
Как ускорить хостинг под-битрикс.Комната ялта жилье.Хотите узнать подробную информацию о вашем или о любом другом IP адресе или домене?