СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Однако биологический компонент приспособительной функции такого сложно
го психического процесса, как эмоция, — способствовать своевременной и
полноценной энергетической мобилизации организма в экстремальных усло
виях — не ограничивает роль эмоций в жизни чело¬века. Теоретические по
ложения П. К. Анохина [19] под¬черкивают стабилизирующую функцию эмоци
й и ее глу¬бинную связь с процессами предсказания ситуации на базе сле
дов памяти. Он считал, что эмоциональные пережи¬вания закрепились в эв
олюции как механизм, удерживаю¬щий жизненные процессы в оптимальных гр
аницах и пред¬упреждающий разрушительный характер недостатка или избыт
ка жизненно значимых факторов. Положительные эмоции появляются тогда,
когда представления о будущем полезном результате, извлеченные из памя
ти, совпадают с результатом совершенного поведенческого акта. Не-совпа
дение ведет к отрицательным эмоциональным состояниям. Положительные эм
оции, возникающие при дости¬жении цели, запоминаются и при соответству
ющей обста¬новке могут извлекаться из памяти для получения такого же п
олезного результата.
П. В. Симонов [242] предложил концепцию, согласно которой эмоции предс
тавляют собой аппарат, включаю¬щийся при рассогласовании между жизненн
ой потреб¬ностью и возможностью ее удовлетворения, т. е. при не-достат
ке или существенном избытке актуальных сведений, необходимых для дости
жения цели. При этом степень эмоционального напряжения определяется по
требностью и дефицитом информации, необходимой для удовлетворе¬ния это
й потребности. В нормальных ситуациях человек ориентирует поведение на
сигналы высоковероятных со¬бытий, и благодаря такой стратегии оно ока
зывается адекватным реальной действительности и ведет к дости¬жению пр
испособительного эффекта. Однако в особых случаях, в неясных ситуациях
, когда человек не распо¬лагает точными сведениями для того, чтобы орг
анизовать
195
свои действия по удовлетворению существующей потреб¬ности, нужна иная
тактика реагирования, включающая побуждение к действиям в ответ на си
гналы при малой вероятности их подкрепления.
Хорошо известна притча о двух лягушках, попавших в банку со сметаной.
Одна, убедившись, что выбраться невозможно, прекратила сопротивление и
погибла. Другая продолжала прыгать и биться, хотя все ее движения и к
азались бессмысленными. Но в конце концов сметана под ударами лягушечь
их лап загустела, превратилась в комок масла, лягушка влезла на него и
выпрыгнула из банки. Эта притча иллюстрирует роль эмоций с указан¬ной
позиции: даже бесполезные на первый взгляд действия могут оказаться с
пасительными.
Эмоциональный тон аккумулирует в себе отражение наиболее общих и часто
встречающихся признаков полез¬ных и вредных факторов внешней среды, у
стойчиво сохра¬няющихся на протяжении длительного времени. Благо¬даря
этому организм получает выигрыш во времени и уве¬личивает скорость реа
кций, поскольку за счет своей обобщенности эмоциональный тон помогает
принять пусть предварительное, но зато быстрое решение о значении но¬в
ого сигнала вместо сопоставления нового сигнала со все¬ми известными и
хранимыми в памяти. Эмоциональный тон позволяет человеку быстро реаги
ровать на новые сигналы, сведя их к общему биологическому знамена-телю
: полезно — вредно.
Приведем в качестве примера данные эксперимента Лазаруса [150], которы
е свидетельствуют, что эмоция может рассматриваться как обобщенная оце
нка ситуации. Целью эксперимента было выяснение, от чего зависит мнени
е зрителей — от содержания, т. е. от того, что происходит на экране, и
ли от субъективной оценки того, что показывают. Четырем группам здоров
ых взрослых испытуемых показали кинофильм о ритуальном обычае австрали
йских аборигенов — инициации — посвящении мальчиков в мужчины, при это
м создали три разных версии музыкального сопровождения. Первая (с трев
ож¬ной музыкой) подсказывала трактовку: нанесение риту¬альных ран — оп
асное и вредное действие, и мальчики могут погибнуть. Вторая — (с мажо
рной музыкой) на¬страивала на восприятие происходящего как долгождан-н
ого и радостного события: подростки с нетерпением
196
ждут посвящения в мужчины; это день радости и ликова¬ния. Третье сопро
вождение было нейтрально-повествова¬тельным, как если бы ученый-антроп
олог беспристрастно рассказывал о незнакомых зрителю обычаях австра¬ли
йских племен. И, наконец, еще один вариант — конт¬рольная группа смотр
ела фильм без музыки — немой. Во время демонстрации фильма велось набл
юдение за всеми испытуемыми. В минуты тяжелых сцен, изображавших саму
ритуальную операцию, у испытуемых всех групп были зарегистрированы при
знаки стресса: изменение пуль¬са, электропроводимости кожи, гормональн
ые сдвиги. Зри¬тели были спокойнее, когда воспринимали немой вариант,
а тяжелее всего им было при первой (тревожной) версии музыкального соп
ровождения. Эксперименты показали, что один и тот же кинофильм может в
ызывать, а может и не вызывать стрессовую реакцию: все зависит от того
, как зритель оценивает происходящую на экране ситуацию В данном экспе
рименте оценка навязывалась стилем му¬зыкального сопровождения.
Как возникает обобщенная оценка? В. К. Вилюнас [63] считает, что стаби
льные отношения к предметам, имеющим жизненную значимость, формируются
вследствие пере¬ключения фокуса переживания с главного свойства пред¬
мета потребности на весь целостный его образ, т. е. при своеобразном р
аспространении субъективных отношений в пространстве и времени. Именно
качествами генерали¬зации объясняется свойство эмоций изменять воспри
ятие человеком причинных связей, что обычно называют «ло¬гикой чувств»
. Так, ребенок при виде человека в белом халате настораживается, воспр
инимая его белый халат как признак, с которым связана эмоция боли. Он
рас¬пространил свое отношение к врачу на все, что с ним свя¬зано и его
окружает. Воздействие эмоции генерализовано не только в пространстве,
но и во времени, что проявля¬ется в консервативности эмоций. Эмоциона
льный тон мо¬жет рассматриваться как обобщенная познавательная оценка.
Почему возникли эмоции, почему природа «не могла обойтись» мышлением?
Есть предположение, что когда-то эмоции и были предформой мышления, вы
полнявшей самые простые и самые жизненно необходимые функции (55, 262)
. Действительно, необходимым условием для вы¬членения отношений между
объектами в чистом виде, как
197
это происходит в процессе развитого мышления, является децентрация —
способность свободно перемещаться в мысленном поле и смотреть на предм
ет с разных точек зре¬ния. В эмоции человек еще сохраняет пуповину свя
зи своей позиции только с самим собой, он еще неспособен вычле¬нять об
ъективные отношения между предметами, но уже способен вычленить субъек
тивное отношение к какому-либо предмету. Именно с этих позиций и можно
говорить, что эмоция — важнейший шаг на пути развития мышле¬ния.
Переживательный компонент эмоции обеспечивает че¬ловеку возможность пр
испособиться к существованию в информационно неопределенной среде. В у
словиях пол¬ной определенности цель может быть достигнута и без по¬мощ
и эмоций; у человека не будет ни радости, ни тор¬жества, если в заране
е определенное время, совершив не¬сколько строго определенных действий
, он окажется у це¬ли, достижение которой заведомо не вызывало сомнени
й.
Эмоции возникают при недостатке сведений, необходи¬мых для достижения
цели, они способствуют поиску новой информации и тем самым повышают ве
роятность дости¬жения цели [60, 242]. Обычно люди вынуждены удовлет-во
рять свои потребности в условиях хронического дефи¬цита информации. Эт
о обстоятельство способствовало раз¬витию особых форм приспособления,
связанных с эмо¬циями, которые обеспечивают приток дополнительной ин-ф
ормации, изменяя чувствительность сенсорных входов. Повышая чувствител
ьность, эмоции способствуют реаги¬рованию на расширенный диапазон внеш
них сигналов. Одновременно возрастает разрешающая способность вос¬прия
тия сигналов внутренней среды, и, следовательно, больше гипотез извлек
ается из хранилищ памяти. Это, в свою очередь, приводит к тому, что пр
и решении задачи могут быть использованы маловероятные или случайные а
ссоциации, которые в спокойном состоянии не рассмат¬ривались бы.
В условиях дефицита информации, необходимой для организации действий,
возникают отрицательные эмоции. Как считает П. В. Симонов [242], эмоци
я страха разви¬вается при недостатке сведений, необходимых для защиты.
Именно в этом случае становится целесообразным реаги¬рование на расши
ренный круг сигналов, полезность которых еще не известна. Подобно энер
гетической мобили-
198
зации такое реагирование избыточно и незакономерно, но зато оно предот
вращает пропуск действительно важ¬ного сигнала, игнорирование которого
может стоить
жизни.
Самой сильной отрицательной эмоцией является страх, который определяет
ся как ожидание и предсказание не¬удачи при совершении действия, котор
ое должно быть вы¬полнено в данных условиях [361]. Повторные неудачи в
сочетании с необходимостью вновь и вновь повторять безуспешное действ
ие приводят к страху перед этим дей¬ствием. Информированность способст
вует преодолению страха. Так, в соревнованиях равных по силе спортивны
х команд, как известно, чаще побеждают хозяева поля, т. е. спортсмены,
выступающие в своем спортивном зале, в своей стране. Предварительная
информированность спортсменов об условиях соревнований, о соперниках,
о стране, ее нравах, обычаях способствует тому, чтобы в со¬знании спор
тсменов не оставалось места неосведомлен¬ности, а вместе с тем тревоге
, сомнению и страху.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

женские балетки это один из тех видов обуви который безусловно, тапочки туфли.
Hosted by uCoz