СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Сложность общения с окружающими у таких людей вызвана тем, что их пове
дение практически не отличается от поведения здоровых, поэтому здорово
го человека раз¬дражает эгоцентризм и подчеркивание больным тяжести св
оего состояния. Отсюда и проистекают типичные советы, вроде: «нужно вз
ять себя в руки», «каждый человек пере-
213
живает свои неудачи», «не нужно думать только о себе». Советы такого
рода не приносят пользы. Эгоцентризм больного неврозом — защитная стра
тегия, поскольку по его субъективным ощущениям он так болен, что может
заниматься только самим собой, и у него нет сил зани¬маться сверх это
го еще кем-либо или чем-либо. Каждый его контакт с внешним миром кажет
ся ему настолько бо¬лезненным, как если бы с него сняли кожу. Так как
такие люди легко ранимы, крайне чувствительны к обидам, не выдерживают
сколько-нибудь горячих споров, у них часто возникают бурные вспышки г
нева, чувство досады, огорче¬ния по самым незначительным поводам. Все
это соответ¬ствует поведению здорового человека, но с плохим харак¬тер
ом, что провоцирует и назидательный стиль советов окружающих. Полезно
иметь в виду, что человек легче переносит неудачи, потери, огорчения,
когда причины представляются ему чисто внешними, не зависящими от его
собственных поступков. Напротив, в основе большин¬ства неврозов обнару
живается внутренний конфликт, ощу-щение своей вины, своего упущения, в
следствие которого и возникла травмирующая человека ситуация. Пережи¬в
ания становятся источником невроза лишь в том случае, если они особо з
начимы, занимая центральное место в системе отношений личности к дейст
вительности.
Эмоциональный конфликт при заболевании неврозом по своей природе социа
лен. Человек заболевает не потому, что он стал жертвой несправедливост
и, а потому, что про¬явленная по отношению к нему несправедливость (де
йс¬твительная или кажущаяся) нарушила его представления о справедливос
ти, его веру в добро и зло, в смысл чело¬веческого существования. Лече
ние неврозов заключается прежде всего в попытке помочь человеку разобр
аться в возникшей ситуации. Необходимо пересмотреть те ком-поненты это
й ситуации, которые представляются ему не¬разрешимыми, и переориентиро
вать его в направлении развития у него активной и адекватной жизненной
по¬зиции.
Громадное значение для психического и физического здоровья имеет эмоци
ональный климат на работе и дома. Настроение каждого во многом зависит
от настроения окружающих, от их отношения, проявляющегося в словах, в
мимике, в поступках. Общаясь с людьми, невольно «заражаешься» их опти
мизмом или унынием. Наиболее
214
очевидными проявлениями благоприятной атмосферы, спо¬собствующими прод
уктивности совместной деятельности людей, являются внимание, доброжела
тельность, симпа¬тия человека к человеку.
Покажем роль эмоционального климата на примере из книги космонавтов А.
А. Леонова и В. И. Лебеде¬ва [157]. «Экипаж транспортного самолета со
стоял из четырех человек: командира, летчика, штурмана и ра¬диста. При
выполнении трудных и ответственных опера¬ций часто наблюдалась несогл
асованность действий штур¬мана и командира корабля. На этой почве возн
икали предпосылки к летным происшествиям. Профессиональная деятельност
ь экипажа стала протекать при повышенном эмоциональном напряжении, а м
ежду командиром и штур¬маном возникали конфликты и личная неприязнь. В
следствие этого у штурмана развилась неврастения, и он был отстранен н
а некоторое время от летной работы, а у командира экипажа была выявлен
а язва двенадцати¬перстной кишки. После излечения, попав в состав двух
разных экипажей, оба успешно продолжали летную дея¬тельность».
Одной из причин напряжения может явиться и слишком тесное принудительн
ое общение людей. Травмирующее воздействие определяется в этом случае
тем, что сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывает инфор¬
мативную ценность каждого из членов группы, что в конеч¬ном счете прив
одит к напряженности и стремлению к изоляции [253]. Стрессовые факторы
могут действо¬вать двояко: усиливать и ослаблять сплоченность группы,
что проявляется в характере поведения ее в конфликтной ситуации. Взаи
мопомощь, забота о других в стрессовой ситуации способствует возникнов
ению взаимной симпатии и росту сплоченности и солидарности группы. При
усиле¬нии сплоченности группы даже возникший конфликт «замыкается на
какой-нибудь внешний объект», например на любое лицо, не входящее в со
став группы, а при ослаб¬лении возникает конфликт между ее членами. В
тех случаях, когда такой конфликт открыто не реализуется, повышается с
тремление к уединению любыми способами, в том числе принятием позы, по
зволяющей не встречаться взглядом. Эффективным средством снятия нагруз
ки в этом случае служит некоторая относительная изоляция, физи¬ческая
или социальная.
215
Определенный уровень эмоционального возбуждения обеспечивает повышени
е эффективности деятельности че¬ловека. В то же время эмоциональное пе
ренапряжение может привести к снижению трудоспособности человека. Йерк
с и Додсон [401] установили, что зависимость про¬дуктивности деятельно
сти от уровня связанной с ней акти¬вации может быть описана инвертиров
анной U-образной кривой. Из этого следует, что по мере увеличения эмо¬
ционального возбуждения продуктивность вначале растет быстро, а затем
ее рост замедляется и начиная с некоторо¬го критического уровня эмоцио
нальное возбуждение уже ведет к падению уровня продуктивности — вначал
е медленному, затем резкому.
Указанная зависимость неоднократно подтверждалась в психологических ис
следованиях, и при этом было заме¬чено, что, чем сложнее и труднее дея
тельность, тем раньше наступает критическая точка спада продуктивности
. В этом случае снижение работоспособности проявляется в постоянном чу
встве усталости, вялости, несвежести, иногда и сонливости. Одновременн
о снижается способ¬ность к концентрации внимания, появляются рассеянно
сть и затруднения запоминания. Если в этих условиях человек должен чит
ать, то чтение может стать механическим, без усвоения содержания прочи
танного. Эмоциональная реакция перестает быть адекватной силе раздражи
теля: она слишком повышается при незначительной удаче и рез¬ко ухудшае
тся при малейшей неудаче. Человек стано¬вится нетерпеливым и плохо пер
еносит ожидание. Когда растет субъективная значимость какой-то деятель
ности и соответственно повышается эмоциональная напряжен¬ность, резуль
таты деятельности в течение длительного периода могут не ухудшаться за
счет мобилизации, но ресурсы организма постепенно истощаются, и это п
риводит к прогрессивному удлинению периодов восстановления работоспосо
бности. Если возможности восстановления отсутствуют, возникает потенци
альная опасность забо¬левания.
Показано, что для одних людей более характерна активная реакция на стр
есс, а для других — тормозная. При активной реакции мыслительные проце
ссы могут измениться в сторону схематизации, обобщения ситуа¬ции с выд
елением главных аспектов приложения усилий. Гиперактивная, импульсная
реакция, порождая суетли-
216
вость и неоправданную спешку, приводит к увеличению количества ошибок
при сохранении или даже возрастании темпа деятельности [181]. Тормозна
я реакция ведет к замедленному выполнению мыслительных операций, по-вы
шению инерционности при выработке новых навыков или при переучивании.
Эмоциональное перенапряжение приводит к сужению объема внимания и ухуд
шению способности его пере¬ключения и распределения, тем самым оно изм
еняет доступность сознанию полного объема значимой информа¬ции. Так, н
апример, если в спокойной обстановке опера¬тор может различать 5—7 сиг
налов, отличающихся по одному признаку, то в аварийной — только 2—3 си
г¬нала. Наблюдаются сдвиги световой чувствительности: при чрезмерном в
озбуждении повышается чувствитель¬ность к красному цвету и понижается
к синему.
Не только недостаток информации ведет к эмоцио¬нальному перенапряжению
, которое неблагоприятно сказывается на эффективности труда и состояни
и здо-ровья человека, но и полная информированность, стерео¬типность с
итуации, порождая чрезмерный автоматизм, привычность, монотонность, ус
траняя эмоции вообще, приводит к состоянию безразличия, скуки — тогда
труд становится утомительным, и его продуктивность падает. Следует име
ть в виду, что любимая работа не вызывает быстрого утомления и реже пр
иводит к переутомлению.
Управление эмоциями
Ключевую роль в эффективном самоуправлении играет осознание своих жизн
енных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей. Человек, сделав
ший главный жиз¬ненный выбор, в значительной мере предрешил все даль¬н
ейшие решения и тем самым избавил себя от коле¬баний и страхов. Его жи
знь свободнее, проще, он эко¬номит душевные силы. Попадая в трудную си
туацию, он соотносит ее значение с главными жизненными ценнос¬тями, и
своевременность подобного взвешивания норма¬лизует его состояние. В эт
ом случае критическая ситуация рассматривается не в сравнении с другим
событием, а оценивается на фоне общей перспективы, например всей жизн
и человека или всего человечества.
217


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

смешные статусы про парней | планшетный компьютер | качественный самогон
Hosted by uCoz