СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Исследования показывают, что авторитет преподава¬теля оказывает сущест
венное положительное влияние на его восприятие слушателями и оценку пр
иводимой им ар¬гументации. Особенно ярко это проявилось в условиях, ко
гда одни и те же сведения преподносились аудитории в одних случаях как
исходящие от признанных автори¬тетов, а в других — как исходящие от л
иц, не пользую¬щихся признанием. Например, трем группам испытуемых пре
длагали одно и то же интервью, в котором речь шла о необходимости мягк
ого обращения с несовершеннолет¬ними преступниками. Человека, с которы
м беседовали, представляли по-разному. Первой группе он был представ¬л
ен как судья по делам несовершеннолетних, второй — как прохожий с улиц
ы, а третьей — как человек, сам в прошлом бывший преступником. Испытуе
мые должны были ответить на вопросы, касающиеся понятности ин¬тервью.
Речь судьи вполне понятной признали 73% испы¬туемых, речь прохожего —
63%, а бывшего преступни¬ка—только 29%. Таким образом, в оценке понятн
ости были установлены значительные расхождения, которые зависели от ст
епени доверия к источнику информации, развившегося как следствие его а
вторитета (в данном случае профессионального). Чем выше авторитет исто
чни¬ка информации, тем больше изменяется не только доступ¬ность матери
ала, но тем сильнее и его убеждающая сила. В группах, которым предъявл
ялись тексты, приписывае¬мые заслуживающим доверия источникам, число л
иц, изменивших свое первоначальное мнение по изложенному вопросу, сост
авило в среднем 23%. Если же тексты при¬писывались источнику, не заслу
живающему большого доверия, по мнению данной аудитории, то тот же текс
т приводил к изменению позиции только у 8% испытуемых [302].
От преподавателей требуются непрерывные усилия не только для создания
и укрепления, но и для поддер¬жания своего авторитета среди студентов,
поэтому неко¬торые действия, способные его нарушить, он должен тщател
ьно контролировать. Так, бесконтрольное повторе¬ние однотипных сообщен
ий, одной и той же информации приводит к пределу насыщения — такому со
стоянию аудитории, при котором наступает резкое снижение способ¬ности
людей к восприятию, возникает раздражение про¬тив «словесной жвачки» и
падает доверие к сообщаемой информации.
415
К сожалению, опытные преподаватели подвержены возрастной и профессиона
льной деформации. Их прояв¬ления многообразны. Возрастная деформация м
ожет ска¬зываться в убеждении, что и теперь лучше всего учить других т
ак же, как когда-то обучали их самих. Препода¬ватели забывают, что с т
ех пор, как они учились, прошло много лет. За это время изменились не
только знания, но и формы и методы их преподнесения, а зрелому препода
-вателю, как и каждому человеку, кажется, что воспринятое в молодости
— это самое правильное, самое нужное, самое полезное. Поэтому он склон
ен держаться за старые мето¬ды и настороженно, а нередко и враждебно в
осприни-мает новые способы обучения, тем более, что овладение ими треб
ует от него дополнительных усилий. Кроме того, возрастная деформация м
ожет проявляться в стремлении преподавателя «лепить» каждого студента
по своему обра¬зу и подобию, не отдавая себе отчета в том, что он стал
преподавателем именно потому, что был одним из лучших студентов. Тепе
рь он предъявляет к студентам повышен¬ные требования, ожидая от каждог
о проявления тех же способностей, которыми сам обладал в его возрасте.
Обна¬руживается возрастная деформация и в том, что зрелые преподавате
ли, имея собственных детей студенческого возраста, нередко переносят с
пособ взаимодействия с ними на своих учеников, обращаясь с ними, как с
детьми. Это может рассматриваться студентами, считающими себя взрослы
ми людьми, как недостаточно тактичное пове¬дение.
Профессиональная деформация может возникать как следствие давления пов
торяемости — необходимости мно¬гократного воспроизведения одного и тог
о же курса лек¬ций, практических или лабораторных занятий. В этом случ
ае наблюдается возникновение речевых и мыслитель¬ных стереотипов, что
и ведет к «окостеневанию» курса. Такой отработанный курс читать препод
авателю легко, поскольку он весь управляется автоматически и не загру¬
жает сознания читающего, но неинтересно, и у препода¬вателя понижается
уважение к себе, падает самооценка и растет тревожность. Эмоциональна
я привлекательность
416
педагогического труда в связи с этим может с годами по¬нижаться, что и
ногда приводит к потере интереса к пре¬подаванию и, следовательно, к п
отере мастерства. Для того чтобы избежать деформирующего влияния много
¬кратного повторения одних и тех же ответов, на консуль¬тациях перед э
кзаменами можно использовать фоноконсультации. Преподаватель разрабаты
вает в течение учеб-ного года и записывает на магнитофонную ленту два-
три наиболее трудных для студентов вопроса. Фоноконсультации оказывают
существенную помощь в период подго¬товки к экзаменам, например, их ак
тивно используют пре-подаватели Политехнического института в Тольятти.
Для предупреждения симптомов профессиональной де¬формации полезно не т
олько ежегодно обновлять содер¬жание или форму изложения материала, но
и регулярно использовать особую форму обратной связи с аудито¬рией —
рейтинг. Рейтинг — это оценка качества работы преподавателя студентами
. Для проведения рейтинга сту¬дентам раздают анкеты и просят ответить
на ряд содер¬жащихся в них вопросов. Вот несколько вопросов из такой а
нкеты.
Считаете ли Вы, что Ваш преподаватель хо¬рошо знает свой предмет? Счит
аете ли Вы, что предмет свой он знает, но не умеет излагать? Считаете
ли Вы, что он излагает свой предмет слишком сложно (слишком по¬пулярно
)? Хотели ли бы Вы, чтобы количество часов по этому курсу было увеличе
но (уменьшено)? После обра¬ботки анкет обобщенные неперсонифицированны
е резуль¬таты сообщаются только самому преподавателю. Такая обратная с
вязь позволяет не только поддерживать пре¬подавание на определенном ур
овне, но и непрерывно совершенствовать лекторское мастерство.
Куратор и двойная адаптация студента
Одна из граней профессиональной деятельности пре¬подавателя — активное
общение со студентами в процессе их воспитания. Обеспечить эту работу
наряду с общест¬венными организациями призван институт кураторов. Пе¬
ред кураторами поставлены следующие задачи. Изучение индивидуальных ос
обенностей студентов для оказания им помощи в планировании индивидуаль
ного развития; уско¬рение формирования из академической группы сплочен
¬ного работоспособного коллектива; создание климата свободы и доверия,
позволяющего студентам свободно об¬суждать с куратором личностно знач
имые ситуации. Все эти задачи прежде всего предполагают умение куратор
а общаться — быть открытым, тактичным, расположенным, способным к эмпа
тии.
417
Для выявления актуальных проблем кураторской ра¬боты нами было проведе
но исследование на факультетах повышения квалификации преподавателей Л
енинградско¬го политехнического института им. М. И. Калинина и Ленингр
адского государственного университета имени А. А. Жданова. В процесс
е анализа мнений преподавате¬лей выявились те позиции, с которых содер
жание кура¬торской работы кажется различным. Наиболее независи¬мыми (н
ескоррелированными) оказались следующие пози¬ции: студента I—II курсов
— иногороднего неуспеваю¬щего; студента IV—V курсов — местного успева
ющего.
Затем 120 преподавателям и 120 студентам четвертого курса было предлож
ено развернуто ответить на вопрос: «Что бы вы сказали о кураторе и его
работе, с позиции каждой из этих ролей?» Из индивидуальных ответов со
¬ставлены суммарные описания.
С точки зрения студента I—II курсов, куратор мог бы: организовать допо
лнительные консультации; помогать разрешать конфликты с преподавателям
и; способствовать налаживанию быта и питания студентов; настаивать на
поселении в одну комнату студентов из одной группы; по¬могать организа
ции эффективных самостоятельных заня¬тий группы и совместного отдыха;
консультировать по рациональным методам работы с учебным материалом. Д
ля этого куратор должен иметь не только желание по¬могать студентам, н
о и умение сблизиться со студентами, разбираться в их индивидуальных и
личностных особен¬ностях. Но, к сожалению, куратор часто лезет в душу
, когда не просят, его не найти, когда очень нужно с ним посоветоватьс
я; по всякому поводу он вместо дела читает скучные нотации; кураторски
й час — просто потеря вре¬мени.
С точки зрения студента IV курса: без куратора можно было бы и обойтис
ь (зачем великовозрастным сту¬дентам няня?), но кое в чем все-таки мож
но использовать его опыт.
418
Он мог бы приобщить к научной работе, поре¬комендовать тему работы и н
аучного руководителя, по¬мочь советом в подготовке к дальнейшей профес
сиональной работе, способствовать в распределении. Но препо¬даватели,
выполняющие эту обязанность, не умеют управ¬лять группой, не имеют нео
бходимых психологических знаний, из них не подбирают специально только
тех, кто имеет расположенность к такой деятельности, и практи¬чески н
е готовят к этой работе. Вследствие этого боль¬шинству из них очень тр
удно находить общий язык со сту¬дентами и они не испытывают должного у
довлетворения от этих обязанностей. Уже из приведенных описаний видно
многообразие психологических проблем, стоящих перед кураторами.
Сначала обратимся к некоторым аспектам адаптации студентов в вузе. При
выкание студента затрудняется прежде всего несовпадением способов преп
одавания в средней школе и в вузе. Недостаточное понимание лек¬ций, из
лагаемых в иной манере, чем в школе, отсутствие ежедневного контроля,
вначале может отрицательно вли¬ять на успеваемость и на самочувствие с
тудентов, и неред¬ко ведет к разочарованию и потере уверенности в свои
х силах. Приспособление замедляет и смена бытовых усло¬вий, поэтому ос
обенно трудна адаптация для иногородних студентов.
Слишком тесное общение, возникающее в связи с по¬селением в общежитие,
нередко приводит к определенным психологическим трудностям. Нарастани
ю напряженности в отношениях и конфликтам способствует высокая пред-ск
азуемость поведения соседей по комнате. Определенная доля новизны исче
рпывается уже через несколько меся¬цев, и если не происходит дружеског
о сближения, нега¬тивные стороны совместного проживания могут начать о
бостряться. Можно наметить несколько возможных путей коррекции труднос
тей в общении. Во-первых, куратор мо¬жет помочь студенту отчетливо осо
знать тот факт, что в возникшем конфликте никто не виноват и для норма
-лизации ситуации полезно сохранение некоторой дистан¬ции, обеспечиваю
щей достаточную информативность об¬щения, во-вторых, обратить его вним
ание на целесообраз¬ность предъявления повышенных требований прежде вс
его к себе, а уж потом к соседям по комнате, в-третьих, способствовать
понижению претензий студента на то, что¬бы все общались с ним столько
, сколько ему хочется.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Шведская стенка купить здесь. | Используемая косметика Помада Тушь, где можно купить брендовую косметику через интернет магазина.
Hosted by uCoz