СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

d) По смыслу предыдущего абзаца, фрейм - это метакоммуникативное образ
ование. Любое сообщение, эксплицитно или имплицитно устанавливающее фр
ейм, в силу самого этого факта дает инструкции получателю либо способс
твует его усилиям понять сообщения! заключенные во фрейм.

e) Также верна и инверсия сказанного в предыдущем пункте. Каждое метак
оммуникативное или металингвистическое сообщение эксплицитно или импли
цитно определяет множество сообщений, которых оно касается; т.е. каждо
е метакоммуникативное сообщение является психологическим фреймом или о
пределяет таковой. Это очень ясно видно в случае таких маленьких метак
оммуникативных сигналов, как знаки препинания в печатном сообщении, но
в равной степени касается и таких сложных метакоммуникативных сообщен
ий, как определение психиатром своей собственной терапевтической роли,
исходя из чего следует понимать его вклад в полный объем психотерапев
тических сообщений.

f) Следует рассмотреть отношения между психологическим фреймом и гешта
льтом восприятия; здесь также может быть полезной аналогия с рамой кар
тины. Руо (Roualt) и Блейк очерчивают представленные на их картинах че
ловеческие фигуры и другие объекты. "Мудрые люди видят очертания и пот
ому их рисуют". Но вне этих линий, устанавливающих границу гештальта в
осприятия ("фигуры"), находится фон ("грунт"), который в свою очередь
ограничивается рамой картины. Подобным образом в схемах теории множест
в большая "вселенная", внутри которой располагаются меньшие множества,
сама заключается в "раму". Мы полагаем, что этот двойной фрейминг не
просто является "фреймом внутри фрейма", но указывает на то, что мента
льные процессы имеют сходство с логикой в том отношении, что нуждаются
во внешнем фрейме для ограничения фона, по отношению к которому должн
ы восприниматься фигуры. Эта потребность часто не удовлетворяется, что
причиняет дискомфорт, как если, например, мы видим скульптуру в окне
лавки старьевщика. Мы полагаем, что потребность во внешней границе фон
а связана с предпочтением избегать парадоксов абстрагирования. Когда о
пределяется логический класс или множество объектов (например, класс с
пичечных коробков), становится необходимо определить границы множества
объектов, которые следует исключить (в данном случае - границы множес
тва всех тех вещей, которые не являются коробками). Однако объекты, вк
лючаемые в фоновое множество, должны иметь ту же степень абстракции, т
.е. принадлежать к тому же "логическому типу", что и объекты самого мн
ожества. Чтобы избежать парадокса, не следует рассматривать классы кор
обков и не-ко-робков как члены "класса не-коробков" (хотя оба эти объе
кта явно не являются коробками). Никакой класс не может быть членом са
мого себя. Таким образом, рама картины, поскольку она ограничивает фон
, рассматривается здесь как внешнее выражение особого и очень важного
типа психологического фрейма - фрейма, чья функция состоит в определен
ии границ логического типа. Фактически именно на это и указывалось выш
е, когда говорилось, что рама картины - это инструкция зрителю, чтобы
он не применял предпосылки, относящиеся к фигурам на картине, к обоям
позади нее.

Но именно этот тип фрейма способен ввергнуть в парадокс. Правило избег
ания парадоксов требует, чтобы элементы вне любой ограничительной лини
и имели тот же логический тип, что и внутри нее; но, как показывает вы
шеприведенный анализ, рама картины - это линия, отделяющая элементы од
ного логического типа от элементов другого логического типа. Мимоходом
отметим, что правило Рассела не может быть установлено без нарушения
правила. Рассел настаивает, что все элементы несоответствующего логиче
ского типа должны быть исключены (например, при помощи воображаемой ли
нии) из фона любого класса, т.е. он настаивает на проведении воображае
мой линии именно такого типа, который он запрещает.

(19) Всю область фреймов и парадоксов можно проиллюстрировать на матер
иале поведения животных, где выделяются сообщения, которые:

a) являются знаками состояний (mood-signs);
b) симулируют знаки состояний (при игре, угрозе, притворстве и т.д.);
c) дают получателю возможность отличать знаки состояний от знаков, нап
оминающих знаки состояний. Сообщение "Это - игра" относится к типу (с)
. Оно говорит получателю, что определенные щипки, укусы и другие значи
мые действия не являются сообщениями типа (а).

Таким образом, сообщение "Это - игра" устанавливает фрейм того типа, к
оторый способен ввергнуть в парадокс: это есть попытка различения или
проведения линии между категориями различных логических типов.

(20) Данное обсуждение игры и психологических фреймов устанавливает ме
жду сообщениями констелляцию (систему отношений) триадического вида. О
дин пример этой констелляции анализируется в пункте (19), однако очеви
дно, что констелляции этого вида встречаются не только на до-человечес
ком уровне, но также и в значительно более сложной коммуникации челове
ческих существ. Фантазия или миф могут симулировать описательное повес
твований, и для различения этих типов дискурса люди используют сообщен
ия, устанавливающие фрейм, и т.д.

(21) В конце мы приходим к комплексной задаче применения этого теорети
ческого подхода к частному явлению психотерапии. Здесь ход наших размы
шлений может быть кратко суммирован постановкой нескольких вопросов и
частичными ответами на них.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Hosted by uCoz