СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

приводят к акцентированию одного из отношении и тем самым к открытию и
х аналогии. Получаемый при этом познавательный выигрыш определяет возн
икновение чувств радости и удовлетворения, которыми сопровож¬дается во
сприятие подобного сходства или удачных ме¬тафор. Искомые аналогии мог
ут инициироваться струк¬турной схожестью, функциональным подобием и сх
од¬ством соотношений. Что помогает усмотреть схожесть? Намеки. Они дол
жны повести, направить образование ассоциаций. В роли таких намеков и
выступают операции смещения и символической трансформации.
Смещение — намек на что-то важное посредством жестко связанной с ним,
но субъективно малозначимой детали. Подобная связь позволяет проникнут
ь в запрет¬ную зону подсознания — поля памяти, находящиеся под влияние
м защитных механизмов. Символическая транс¬формация — это намек другог
о рода. Здесь представи¬телем события — символом — выступает самая вол
ную-щая в нем деталь, намекающая на все остальное. Подоб¬ный символ по
зволяет оптимально использовать память за счет эмоционального воздейст
вия, подготовить (подо¬греть) определенные зоны памяти и тем облегчить
вспо-минание всего связанного с данной ситуацией. Когда же тем или ин
ым способом максимально и направленно акти¬визирована, подготовлена к
работе память (как подсо¬знательные ее зоны, так и доступные произволь
ному счи¬тыванию), в действие вступает конденсация, позволяя выделить
и усмотреть общность, пусть частичную и отда¬ленную [180].
Поскольку операции конденсации, смещения и сим¬волической трансформаци
и не осознаются, то возникает вопрос: какими осознанно управляемыми вс
помогатель¬ными действиями можно способствовать их развитию?
Путем, ведущим к облегчению операции смещения, может служить сознатель
ное торможение подробного, де¬тального анализа задачи, выделения в ней
значимой детали. Следует попытаться сместить внимание с цент¬ральных
на данный момент деталей и особенностей задачи на задачу в целом, сдел
ать попытку усмотреть общие от¬ношения, пропорции, композицию и провес
ти эмоциональ¬ную оценку данных.
324
Подобный тренинг реализуется через концентрацию внимания не на содержа
тельных, а на эсте¬тических критериях как форме скоростной целостной о
ценки: красиво ли, гармонично ли, приятно ли будет, если мы подойдем к
этому с такой-то стороны и выберем такое-то решение? Интуитивные гипо
тезы чаще формулируют те ученые, которые умеют воспринять всю область
своих исследований в целом и почувствовать в ней определен¬ный порядок
и гармоничную структуру. Известно, напри¬мер, что Эйнштейн поверил в
свою общую теорию отно¬сительности потому, что почувствовал ее внутрен
нюю стройность и гармоничность.
Когда человек пристально вглядывается только в опре¬деленное место, гд
е ожидаются изменения, он скорее всего не увидит пусть еще смутных, но
весьма важных преобра¬зований, происходящих вне поля его внимания. Ес
ли глаза и уши сфокусированы на одной части объекта (проблемы), то тру
дно оценить взаимоотношения этой части с окру¬жающим. Поэтому и говоря
т, что для активизации интуи¬тивного решения человек должен стимулиров
ать перифе-рическое (латеральное) мышление, т. е. развивать опера¬ции
смещения. Правильное применение его связано с не¬которой отстраненност
ью — нельзя слишком близко под¬ходить к какой бы то ни было части, что
бы не утерять представление о ее положении внутри целого. Именно периф
ерическое восприятие способствует усмотрению того, что не ожидалось, н
е планировалось, что невозможно было предвидеть.
Может возникнуть впечатление, что этот совет нереали¬зуем, поскольку в
ыделение пропорций и композиции, опи¬рается на предварительный логичес
кий анализ. В самом деле, долгое время считалось, что отношения как та
ковые не могут быть восприняты чувственно, и подобное абст¬рактное опи
сание действительности достижимо только на вершине развития психики и
доступно лишь мыслитель¬ному процессу. Однако психологи показали, что
у ре¬бенка на генетически ранних ступенях развития прежде всего воспри
нимается целостность и отношения — гештальт.
Для продуктивной активизации интуиции полезно не только воспринять про
блему в целом, но и оперировать с ней как с монолитным объектом. Вмест
о обозрения проблемы по частям следует пробовать изменять, транс¬форми
ровать всю ее сразу. Одновременное представление и преобразование всег
о поля приложения усилий — ти¬пично правосторонняя операция, она будет
облегчать
325
конденсацию и способствовать направлению мысли в же¬лаемое русло.
Значима не только концентрация на восприятии и пре¬образовании задачи
в целом. Полезно также отказаться от строгой, однозначной формулировки
задачи на началь¬ных этапах работы и использовать менее жесткие, не с
лишком точные формы представления желаемого реше¬ния. Всякое описание
изменяет, деформирует задачу, по¬скольку оно зависит от знакомых терми
нов. Чем лучше расплывчатое неоднозначное описание? Тем, что оно про¬в
оцирует порождение метафор, символов и тем, что спо¬собствует возникно
вению нового взгляда на проблему и усмотрению аналогий.
Левостороннее дискурсивно-логическое мышление ос¬новано на выделении о
тличительных признаков, верба¬лизации и категоризации вещей и явлений
действитель¬ности, но действительность сама по себе свободна от дробле
ния на свойства и признаки. Однако вследствие использования однозначны
х терминов и формулировок сознание не может воспринимать мир таким, ка
ков он есть, а видит его расколотым на оппозиции, разделенным на индив
идуальные признаки и формы, увешанным ярлыками с наименованиями, и чел
овек воспринимает мир односто¬ронне, ограниченно, принимая эту иллюзию
за истинную реальность.
Как было сказано, полушария взаимно тормозят друг друга (они реципрокн
ы). Поэтому, желая способствовать растормаживанию правого полушария, н
еобходимо соз¬давать условия торможения левого. Для этого можно постар
аться не выделять крупным планом какую-либо деталь задачи (проблемы).
Такое акцентирование на де¬тали — функция левого полушария. В этом смы
сле поле¬зен прием обобщенного взгляда на проблему, подробно описанный
в методе мозговой атаки (см. главу «Активные методы обучения»).
Поскольку правосторонние операции не осознаются, а только переживаются
, возникает потребность повысить чувствительность к своим смутным ощущ
ениям, научиться понимать их и доверять этому пониманию. Очень часто с
обственные переживания кажутся человеку сначала неяс¬ным хаосом чувств
и настроений, но в некоторый момент в его представлении на первый пла
н выдвигаются те черты, которые более или менее похожи на то, о чем он
слышал
326
или видел у других людей. И только тогда эти черты ста¬новятся существ
енными для его мысли и объединяются в его сознании в нечто целое, а вс
е остальное богатство ощущений уходит из поля внимания и мало-помалу с
ти¬рается в сознании.
Если человек недостаточно себе доверяет, то его пере¬живания незаметно
обедняются и преображаются сооб¬разно с теми схемами, которые он восп
ринял от окружаю¬щих людей. Поэтому полезно научиться доверять себе бо
льше и самостоятельно структурировать свои чувства в представления, ус
иливая тем самым символическую трансформацию. С этой целью можно, напр
имер, трени-роваться в отгадывании значения слова при подпороговой его
экспозиции, т. е. пытаться догадаться, что это за слово еще до достиж
ения интервала времени или яр¬кости, достаточных для однозначного поро
гового разли¬чения. Обнаружив, что он неожиданно часто правильно отгад
ывает эти слова, т. е. может использовать слабые сигналы, человек начи
нает больше доверять себе, чаще опирается на свои еще не отчетливые ощ
ущения. Осо¬бенно полезна подобная тренировка для представителей точны
х наук: гуманитарии и люди искусства в среднем чувствительнее к подпор
оговым импульсам.
Если человек расслабится, приведет себя в состояние релаксации, наприм
ер настроится помечтать, то в этом состоянии будет облегчено восприяти
е подпороговой ин¬формации вследствие активизации работы подсознания.
Если перед релаксацией человека предварительно инфор¬мировать и ориент
ировать на желаемые критерии качества решения, то это может создавать
благоприятные условия для перехода подсознательно накопленной у него и
нфор¬мации в сознание.
На начальных этапах решения полезно уяснить не столько то, что желател
ьно получить, сколько личную зна¬чимость ожидаемого результата. Повыше
ние эмоциональ¬ной вовлеченности создает оптимальные условия для сим-в
олической трансформации и тем самым для последующе¬го поиска в памяти
конкретного решения с помощью организации зоны направляющих стимулов.
Выявление в первую очередь эмоциональных оценок и общего отно¬шения к
предмету отчетливо обнаружилось в следующем эксперименте. Опытным преп
одавателям предложили все¬сторонне охарактеризовать студента по предст
авленному


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Российский ковчег: архитекторы разработали автономный плавучий дом.
прибыльная стратегия форекс м15.ночь страха смотреть онлайнsmm агентство
Hosted by uCoz