СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Вспомогательные средства языка
Надежность речевого общения людей повышается с по¬мощью вспомогательны
х (паралингвистических) средств: темпа речи, акцентирования части выск
азывания, эмоцио¬нальной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жес
тов и мимики [127]. Рассмотрим их значение.
Вариации темпа речи ограничены размерами интер¬вала между словами, пос
кольку предел ускорения темпа определяется разборчивостью фразы. Следо
вательно, эко¬номия времени за счет ускорения темпа речи незначитель¬н
а, а ее разборчивость при этом может пострадать. Однако регулируя темп
, можно усилить выразительность речи. Замедление с одновременным пониж
ением силы голоса способно привлечь внимание к особо ответственным мес
¬там выступления. Если оратор понижает силу голоса почти до шепота и г
оворит доверительно, то слушающие напря¬гаются и оказываются активно в
ключенными в восприятие материала. Тихий голос сближает людей, а крик
их разоб¬щает. Вы слышали когда-нибудь, чтобы мужчина выкри¬кивал слов
а, ухаживая за женщиной? Стратегия говорить тихим голосом очень полезн
а в общении с шумными детьми и со взрослыми, которые имеют склонность
повы-шать голос в качестве аргумента.
Всякое высказывание в принципе может быть двух¬слойным: основной слой
— логическое содержание, оце¬ночный — эмоциональная окраска. Если перв
ый передает некоторую информацию, то второй выражает отношение говорящ
его к этой информации. Эмоциональная окраска речи (интонация) нередко
является решающим фактором для интерпретации значения и смысла словесн
ых выска-зываний. У человека с детства вырабатывается умение распредел
ять внимание между словесной и паралингвистической информацией, без эт
ого он не мог бы судить об истинности высказывания, ибо оценка высказы
вания в этом плане состоит в сопоставлении смысла словесной информации
со смыслом, полученным по другим каналам. Нам очень важно понять, как
было сказано: «да» в смысле «да», «да» в смысле «быть может» или да в
смысле «нет»! Бернард Шоу говорил, что есть только один способ напи¬с
ать слова «да» или «нет», но существует пятьдесят спо¬собов их произне
сти. С этой точки зрения, эмоциональная выразительность лектора, несом
ненно, положительно вли-
246
яет на восприятие и запоминание материала. Однако слиш¬ком эмоциональн
ая речь может и отталкивать слушате¬лей, которые нередко испытывают не
ловкость при виде эмоционального разгула выступающего. В устной речи л
учше апеллировать к фактам, вызывающим эмоции, чем проявлять эмоции.
Жесты и мимика говорящего, безусловно, оказывают влияние на восприятие
речи и ее оценку. Некоторая жи¬вость мимики, активность и изящество ж
естикуляции усиливают выразительность речи, помогают удержи¬вать внима
ние и поэтому в небольших дозах желатель¬ны. Однако чрезмерное увлечен
ие мимикой быстро утом¬ляет аудиторию и вызывает у нее отрицательные э
моции. Как сделать жест и мимику контролируемыми? Идеальное средство о
братной связи — звуковое кино или видео¬запись.
Сила голоса, его тембр, обертоны, дикция по своей природе связаны с фи
зиологическими особенностями чело¬века и зависят от его психического с
остояния. Тембр голоса, манера говорить, интонация многое могут расска
¬зать о чувствах и характере человека. Еще в «Книге за¬нимательных ист
орий», написанной Абуль-Фараджем [9] в XIII в., даются советы, как по
голосу судить о различ¬ных чертах характера человека: «Тот, кто разгов
аривает, постепенно понижая голос, несомненно, чем-то глубоко опечален
; кто говорит слабым голосом — робок, как яг¬ненок; тот, кто говорит п
ронзительно и несвязно, глуп, как коза».
Громадное значение для выразительности и точности речи имеет акцентиро
вание слова в предложении. В лю¬бую, самую обыкновенную разговорную фр
азу с помощью акцентов можно вложить столько значений, сколько в ней с
лов, и даже больше. Приведем пример такой много¬значности из книги А.
М. Арго. Он выбрал фразу «Дайте мне стакан чаю» и показал разнообразие
ее смыслов в за¬висимости от акцентированного слова. «Если мы делаем
упор на первом слове, открываем следующее: ,,Довольно пустой болтовни!
Я пришел усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я рас
скажу все новости". Упор на втором слове: ,,Соседу справа дали, соседу
слева дали, всем налили, всех спросили, про меня забыли — почему так?
Дайте и мне, если всем даете...". На третьем слове: „Вы знаете прекра
сно, что я не пью из чашки, дайте
247
мне стакан. Можете хоть немного считаться с моими при¬вычками!" И, нак
онец, на четвертом: „Чаю. Понимаете — не вина, не кофе! Ничто так не у
толяет жажду, как добрый, душистый, хорошо настоявшийся чай"!» [21, с.
78]. Уже этот пример показывает все богатство возможностей, со¬здавае
мых управлением интонацией.
Таким образом, для того чтобы понять содержание речи, нужно проанализи
ровать, что было сказано, т. е. семантический состав высказывания, и з
атем, как было сказано. Только после этого речь может быть воспринята
достаточно однозначно.
Вспомогательные паралингвистические средства ис¬пользуются и в письмен
ной речи. Она более развернута, чем устная, поскольку отличается отсут
ствием обратной связи от собеседника. Если внешними опорами для выде¬л
ения ключевых элементов текста в устной речи служат акценты и паузы, т
о в письменной речи их замещают абзацы и курсивы. К паралингвистическо
й графике долж¬ны быть отнесены варианты красочного и шрифтового оформ
ления текста. Особый шрифт или цвет заставляют читателя присоединять к
информации, непосредственно извлекаемой из высказывания, мысль о важн
ости, сроч¬ности, опасности некоторого сообщения. Размером знака перед
ается его значение в контексте — этот прием исполь¬зовали еще древние
египтяне, когда фигуру фараона рисовали меньшей, чем фигуру главного б
ога, но большей, чем фигуры домашних божков. Для усиления воздей¬ствия
на читателей используется также необычное распо¬ложение текста и даже
пустое пространство.
В данном разделе речь рассматривалась как орудие мысли и как средство
общения людей. В качестве сред¬ства мышления речь включена в процесс в
ычленения новых отношений между предметами в виде слов, обозна¬чающих
понятия, и в виде зрительных символов, которые представляют образы выс
окого уровня обобщения в пись¬менной речи. Будучи средством общения, р
ечь развива¬лась параллельно с развитием коллективного труда, и в грам
матической структуре речи запечатлена общая для человечества логика вз
аимодействия людей. Уникальные особенности каждого языка связаны с ист
орическим раз¬витием говорящего на нем народа. Когда человек овла¬дева
ет родным языком, он получает слова-понятия в гото¬вом виде, обусловле
нном историческим развитием данного
248
языка. Специфика усвоенных понятий предопределяет мировосприятие челов
ека, способ классификации предме¬тов, свойственный людям, владеющим да
нным языком.
Язык лектора
Существенное значение для восприятия и понимания выступления имеет язы
к оратора. Важно обратить внима¬ние на произношение слов, дикцию, мими
ку и жести¬куляцию: аудитория чувствительна к неправильному про¬изноше
нию и плохой дикции, это отвлекает ее внимание от содержания, концентр
ирует его на форме и ухудшает отношение к выступающему. Невнятная речь
, вызванная плохой дикцией, также оказывает отрицательное воздей¬ствие
, все силы слушателей уходят на то, чтобы разобрать, что говорят, при
этом они отвлекаются от существа вы¬ступления. Для улучшения дикции по
лезно записать лек¬цию на магнитофон и проанализировать ее с точки зре
ния правильности и отчетливости речи.
Выступающий перед аудиторией должен иметь хорошо поставленный голос. О
т этого в значительной мере зависит успех передачи содержания, направл
енного не только к разуму, но и к чувствам слушателей. Невозможно пере
¬дать всю глубину содержания, воздействовать на ауди¬торию и эмоционал
ьно, и эстетически, если голос хриплый, сипящий и монотонный. Помимо э
того охрипший оратор вызывает у слушателей непреодолимую потребность п
ро-чистить горло кашлем. Кстати о кашле. Кашель аудитории как-то мешал
лектору начать выступление. В ответ на его просьбу перестать кашлять
из аудитории ответили: «Что значит перестать? Кашель ведь неуправляем»
. «Пред¬ставьте себе — управляем»,— ответил лектор и рассказал о народ
овольце Н. А. Морозове, который, попав в Шлиссельбургскую крепость с о
чагом туберкулеза в легких и зная, что кашель ускоряет болезненный про
цесс, усилием воли приказал себе не кашлять. Когда через 30 лет он выш
ел на свободу, врачи поразились: от туберкулеза не осталось и следа. «
Кстати,— закончил лектор,— обратите внимание: за то время, пока я расс
казывал, ни один из вас не кашлянул» [185].
Речь должна быть сбалансирована по темпу. Тороп¬ливость, обычно вызван
ная робостью оратора, создает


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

цокольный сайдинг альта профиль | жидкость для заправки электронных сигарет- Магазин. | На сайте www.wormiks.ru wormix.
Hosted by uCoz