СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

249
впечатление, что выступающий «отделывается». Вялая речь тоже неэффекти
вна, так как вызывает безразличие к теме выступления. Очень медленное
чтение лекции при¬водит к ослаблению восприятия, возникающие между сло
¬вами паузы накладывают на каждое слово дополнитель¬ную смысловую нагр
узку, слова получают неоправданно большую эмоциональную и содержательн
ую значимость, что затрудняет восприятие.
Понятность языка выступления зависит от множества факторов: словарного
состава, длины предложений, сте¬пени синтаксической сложности речи, н
асыщенности ее абстрактными выражениями, иностранными и специаль¬ными
терминами. Очень важно правильно употреблять слова. Несоответствие упо
требляемого слова его обще¬принятому значению или стилистическим норма
м вызы¬вает у слушателей негативные эмоции, которые могут свести на не
т цель выступления. Излишне выспренные выражения смешат, тривиальные —
раздражают, непра¬вильно употребляемые слова вызывают насмешку и иро-
нию. Выдающийся русский юрист и оратор А. Ф. Кони, хорошо знавший цену
точности построения фразы, писал:
«Стоит переставить слова в народном выражении ,,кровь с молоком" и ска
зать ,,молоко с кровью", чтобы увидеть значение отдельного слова, пост
авленного на свое место» [138, с. 89].
Необходимо обратить внимание на словарный состав речи. В языковом отно
шении суждения должны быть сформулированы так, чтобы соответствовать з
апасу зна¬ний слушателей и в некоторой степени характеру их ожи¬даний
— социальных установок. Образец гибкого следо¬вания письменной речи за
меняющейся во Франции обста¬новкой можно найти у Е. В. Тарле. Он прив
одит наблюде¬ние над спецификой подбора слов в парижской прессе, для о
писания продвижения Наполеона с момента его вы¬садки в бухте Жуан до в
ступления в Париж (период Ста дней). Первая публикация: «Корсиканское
чудовище вы¬садилось в бухте Жуан», вторая — «Людоед идет к Грассу», т
ретья — «Узурпатор вошел в Гренобль», четвер¬тая — «Бонапарт взял Лион
», пятая — «Наполеон при¬ближается к Фонтенбло», шестая — «Его императ
орское величество ожидается сегодня в своем верном Париже». Вся эта ли
тературная гамма извлечена из одних и тех же газет, издававшихся при о
дном и том же составе редак-
250
ции на протяжении нескольких дней: менялись ситуации и вместе с ними—с
лова [260, с. 351].
Для того чтобы слушатели доверяли выступающему, его язык должен быть в
известной мере близким к языку аудитории, в противном случае возникае
т отчужденность. " Следует иметь в виду, что, как отмечал еще Н. Г. Че
рны-шевский, формулой чувства групповой принадлежности становится утве
рждение «человек, говорящий нашим язы¬ком,— наш человек». Современный
русский литературный язык быстро развивается. Опытные преподаватели —
это люди, учившиеся говорить и получившие представление о языковой нор
ме 40—50 лет назад. Они сохраняют пред¬ставления о такой норме и понын
е. Молодежь овладевает уже изменившимся языком, у нее формируется иное
пред¬ставление о речевой норме. Отсюда и ряд психологических трудност
ей: «старшие» поколения относятся с непонима¬нием и нередко с возмущен
ием к речевой норме молодежи, а молодежь стремится любой ценой отстоят
ь свою рече¬вую самостоятельность. Едва ли зрелый человек скажет «до ф
онаря», «до фени», но и юноша не употребит выра¬жений «соблаговолите»,
«не извольте беспокоиться». Из этого можно сделать некоторые выводы:
необходимо осве¬жать речь отдельными образными элементами современ¬ног
о языка и, может быть, даже студенческого сленга, не доводя, разумеетс
я, этот процесс до абсурда — до язы¬ка людоедки Эллочки. Очень важно п
омнить, что функ¬ции распределения значений слов могут не совпадать у
вас и у ваших слушателей. То, что вам кажется смешным, они не поймут,
а там, где вы говорите о серь¬езных вещах, могут засмеяться. Учет этих
моментов су¬ществен для успешности лекторской и пропагандистской ра¬б
оты.
Нужно обратить внимание на то, что обилие слов-паразитов («так сказать
», «значит», «ну» и т. д.) отталки¬вающе действует на слушателей, и ре
чь засоряется ими особенно часто, когда лектор волнуется. Эмоциональна
я напряженность выступающего специфически искажает его речь, в ней поя
вляется «мусор» типа слов «это», «какой-то», «этот самый», «вот», «зна
чит» и паузы с наполните¬лями типа «э-э-э». Сильное волнение лектора м
ожет сде¬лать его выступление излишне категоричным, увеличив количеств
о слов с четкой позитивной и негативной ориен¬тацией («очень», «соверш
енно», «прекрасный»), участить повторы слов и склонность к использован
ию стереоти¬пов и терминов.
251
Язык выступления должен быть по возможности про¬стым. Не следует думат
ь, что сложность и наукообраз¬ность речи способствуют ее пониманию и з
авоеванию авто¬ритета лектора у слушателей. Некоторые лекторы без необ
ходимости используют слишком сложную форму для выражения совсем просты
х мыслей. Манера сложно изла¬гать очевидно простой материал иногда выя
вляет стрем¬ление создать определенную дистанцию между собой и со-бесе
дником, что ухудшает контакт. Представления о том, что о сложных научн
ых проблемах нельзя говорить живо и просто, совершенно несостоятельны.
Известный физик Гейзенберг писал: «Для физика возможность описания на
обычном языке является критерием того, какая сте¬пень понимания дости
гнута в соответствующей области» [по 142, с. 48]. Конечно, нужно отдав
ать себе отчет в том, что простота изложения требует не только большой
работы над формой, но и углубленного знания предмета.
Допустимо ли использовать в речи штампы и стерео¬типы? Совместная жизн
ь и сотрудничество людей форми¬руют общие для них стереотипы мышления.
Мысленным штампам соответствуют и языковые стереотипы в форме нормати
вных оборотов речи. Иногда целесообразно поль¬зоваться стереотипами, п
оскольку некоторые из них обла¬дают большой действенной силой, которая
сохраняется даже и тогда, когда условия, при которых были вырабо¬таны
конкретные штампы, изменились, например, «зов боевой трубы». Многие л
юди считают, что лучше обхо¬диться без штампов, но ведь штампы экономя
т воспри¬ятие, позволяя быстро просматривать материал для обоб-щенной
оценки его значимости.
Говорите кратко. Еще древние риторы предостерегали против длинных фраз
, поскольку они плохо действуют на слух аудитории и на дыхание оратора
. Цицерон [289] утверждал, что величайшее из достоинств оратора — не т
олько сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. Наско
лько известное высказывание Цезаря «Пришел, увидел, победил» лучше, че
м «Сначала пришел, потом увидел и после этого победил»!
Желательно выражаться точнее. Известный физик Дирак говорил точно и тр
ебовал точности от других. Однажды, окончив сообщение, он обратился к
аудитории:
252
«Вопросы есть?» — «Я не понимаю, как Вы получили это выражение»,— сказ
ал один из присутствующих. «Это ут¬верждение, а не вопрос,— произнес Д
ирак,— вопросы есть?».
Необходимо выражаться не только точно, но и образно. Вот пример из кни
ги врача-гипнолога П. И. Буля. Чело¬веку в гипнозе внушалось: «Вы съел
и жирную пищу». Затем экспериментально изучали процессы в желчном пузы
ре, но никаких результатов, сходных с картиной ре¬ального насыщения жи
рной пищей, не обнаружили. Тогда изменили формулу внушения: «Вы видите
перед собой на столе много вкусных питательных жирных блюд — яич¬ницу
с салом, колбасу, масло, ветчину с горчицей, свинину с хреном. Вы нач
инаете есть, выбирая то, что вы люби¬те...» Рентгеновские снимки желуд
ка и желчного пузыря показали картину, аналогичную той, которая возник
ает после реального насыщения подобной пищей. Чем кон¬кретнее речь, те
м ярче зрительные представления, и на¬прасно в погоне за наукообразием
вытравляют образность речи. Так, в газете писали о том, как режиссер
научно-популярного фильма «Воздуху и воде быть чистыми» сда¬вал его за
казчику. Дикторский текст начинался словами:
«Ученые формулируют эту проблему просто: или люди сделают так, что в в
оздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле станет ме
ньше людей». Два почтенных специалиста-заказчика усмотрели в этом кра¬
молу и исправили текст так: «Ученые формулируют эту проблему просто: и
ли люди обеспечат достаточную очистку выбросов в атмосферу и водоемы,
или фауна и флора будут подвержены уничтожению». И стало скучно.
Поэтичность речи способствует ее восприятию. Напри¬мер, архитектор Ф.
О. Шехтель обратился к своим слуша¬телям с такими словами: «Едва ли ес
ть сказка более волшебная, чем сказка о трех сестрах: Архитектуре, Жив
описи, и Скульптуре. С тех пор, как существует наш мир, мы не перестае
м зачаровываться этой постоянной сказкой, в которой в неменьшей степен
и участвует Музыка, Поэзия и остальные музы...» Слушатели запомнили эт
о на всю свою жизнь.
Желательно в речи чаще применять прямые обраще¬ния. Такой прием способ
ствует активизации мышления слушателей, так как они тем самым непосред
ственно во¬влекаются в решение излагаемых проблем. Начало речи


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

купить Chevrolet Niva
Hosted by uCoz