СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя
и криво, да сами.
Лессинг

Отношение к новому и преодоление стереотипов
Постоянное пополнение и обновление знаний — важнейшая сторона професси
ональной деятель¬ности любого специалиста. Объем информации, необходим
ый для плодотворной работы по специальности, возрастает с большой скор
остью. Усвоенный материал быстро устаревает и нуждается в обновлении.
Например, уровень знаний молодых специа¬листов по окончании вуза остае
тся удовлетворительным в течение пяти лет, после чего им необходимо за
тра¬чивать до 10% рабочего времени для поддержания своих знаний на дол
жной высоте. Поэтому обучение, ориенти¬рованное только на запоминание
материала, уже не может удовлетворять современным требованиям. На перв
ый план выступает проблема формирования таких качеств вни¬мания, памят
и и мышления, которые позволяют человеку самостоятельно усваивать пост
оянно возобновляющуюся информацию, и развития таких способностей и нав
ыков, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечили
бы ему возможность не отставать от уско-ряющегося научно-технического
прогресса.
Одна из существенных особенностей, отличающих по¬вышение квалификации
от традиционного учебного про¬цесса, состоит в необходимости не только
обучать зре¬лых людей, но и переучивать их, т. е. преодолевать сопрот
ивление ранее сформированных стереотипов.
В процессе переподготовки новые сведения далеко не всегда воспринимают
ся как непреложные истины, даже если они подкреплены фактами успешного
их применения на практике. В возникшей ситуации жизненный опыт специа
листа, составляющий его профессиональное бо¬гатство и опору, становитс
я барьером для восприятия нового. Человек заранее убежден, что ему нич
его нового не сообщат, поэтому интерес к предмету не пробуждается и, к
ак следствие, новая информация не воспринимается. Одним из приемов про
буждения интереса служит ввод¬ный контроль знаний. Если его результаты
свидетельствуют о том, что слушатели не могут справиться с предложенн
ыми задачами, то они побуждаются пере¬смотреть свои представления об у
ровне своей осведом-ленности и субъективную самооценку, т. е. мотиваци
я обучения повышается.
450
Одно из самых распространенных предубеждений че¬ловека — предубеждение
против нововведений и перемен. Оно объясняется тем, что каждое новшес
тво требует дополнительных затрат времени на переучивание, при¬способл
ение и т. д,, при этом сама перестройка связана с определенными усилия
ми. Поэтому аргументированные доводы в пользу необходимости и целесооб
разности таких усилий помогают ослабить противодействие, отрицатель¬ны
е эффекты предубеждения и постепенно подготовить специалиста и коллект
ив в целом к предстоящим пере¬менам. Чтобы уменьшить противодействие н
ововведениям, следует учесть привычки, традиции, сложившиеся стерео¬ти
пы общения и работы, но главное — суметь показать все выгоды от переме
н, как общественные, так и личные, для каждого, кто предпринимает усил
ия. Перенесение центра тяжести в обсуждаемых проблемах с вопросов о то
м, кто виноват в том, что сейчас что-то плохо, на то, что делать и поч
ему станет лучше, подготавли¬вает почву для раскрытия преимуществ от н
ововведений.
Все имеющиеся доводы и рекомендации следует направлять к единой цели:
предотвратить немедленную бурную реакцию против перемен — ее последств
ия могут оказаться нежелательными. Такая реакция может спо-собствовать
формированию отрицательной установки по отношению к конкретным новшес
твам; в дальнейшем она будет противодействовать как эффективному переу
чива¬нию, так и возможности получения удовлетворения от затраченных дл
я этого усилий.
Хорошей иллюстрацией приема преодоления подобно¬го барьера служит сист
ема «ринги», распространенная в ряде крупных фирм Японии. Она использу
ется при необходимости внедрения изменений в промышленности. Проект пр
едполагаемых изменений начинает движение и обсуждение снизу. Заинтерес
ованные лица постепенно знакомятся с проблемой, выражают свое мнение,
мно¬гочисленные визы на проекте нововведения свидетель¬ствуют об этом.
Впоследствии, когда решение об из¬менении принято, не нужно прилагать
усилий для его
451
популяризации и продвижения по каналам исполнения — такая работа уже
сделана в процессе обсуждения и согласования. Решение воспринимается к
ак плод совмест¬ной, групповой деятельности, так как еще до принятия р
ешения сознание всех участников пропитывается дета¬лями и идеей новшес
тва.
Настороженность и скрытый протест могут развиться вследствие не только
общего предубеждения по отно¬шению к новшествам, но и возрастных иллю
зий. Не¬которые опытные преподаватели зрелого возраста дума¬ют, что им
уже, пожалуй, поздно переучиваться: нет сил и желания, и несколько ле
т можно продержаться и так. К сожалению, первое неверно, а последнее м
а¬ловероятно. Советская психологическая наука со всей определенностью
показала: никогда не поздно совершен¬ствоваться — нет возрастных огран
ичений в постижении нового. Наоборот, чем больше жизненный и профессио
¬нальный опыт, тем успешнее идет обучение новому, одна¬ко, проходит он
о эффективнее при положительном на¬строе и правильной организации обуч
ения.
Традиционная психология и педагогика так долго под¬держивали представл
ение о том, что взрослый человек способен к обучению в меньшей степени
, чем подросток, и что для обучения в зрелом возрасте требуется зна¬чи
тельно большая затрата энергии, что оно глубоко уко¬ренилось. Однако э
то представление неправильное, по¬скольку, опираясь на разумное исполь
зование жизнен¬ного и профессионального опыта, а также учитывая воз¬ра
стные особенности обучаемого, можно существенно сни¬зить затраты сил и
времени на обучение. Главным ин¬струментом повышения эффективности об
учения стали активные методы [90]. Они оказались наиболее пригод¬ными
именно для взрослых. Активные методы усвоения новых сведений и приемов
в значительной мере умень¬шают давление традиций и стереотипов, сформ
ировав-шихся в профессиональной сфере, поскольку новые прие¬мы не конк
урируют со старыми, а включаются в иных условиях и при решении других
задач.
Почему, собственно, возникает сопротивление при пе¬реучивании и почему
преодоление любой устоявшейся позиции, ломка мыслительных стереотипов
сопряжены для человека с отрицательными эмоциями? Причины подобно¬го
эмоционального настроя кроются в воздействии психологических барьеров.
452


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Но если вы захотите увидеть объемные фотографии. | Фото мужчины модели и еще.
бесплатные звонки с интернета, новая версия.
Hosted by uCoz