СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Интуиция: многократная смена доминирования
Взаимодействие полушарий в норме реципрокно, т. е. при обработке инфор
мации в одном полушарии другое на это время несколько затормаживается
и до некоторой степени снижается интенсивность и отчетливость прояв¬ле
ний его функций. Например, у человека с временно функционирующим тольк
о правым полушарием происхо¬дит ухудшение словесного восприятия, а дру
гие виды восприятия одновременно улучшаются. Интересной ил¬люстрацией
взаимного торможения полушарий служит характер решения специальных лог
ических задач. Для эксперимента подобрали такую задачу, с которой люди
в нормальном состоянии, как правило, не справляются.
311
Затем ее предложили людям, у которых временно отключи¬ли правое полуш
арие головного мозга, и обнаружилось, что они справились с ней существ
енно лучше. Почему же люди с работающими обоими полушариями оказались
менее способными, чем люди с одним работающим полу¬шарием? Допускают,
что обычно у человека, решающего такую задачу, правое полушарие «заглу
шает» логический голос левого, и лишь при выключении правого полушария
этот голос левого может быть услышан.
Значение попеременной активизации полушарий видно и из такого примера.
Обнаружено, что у большой части заикающихся не типична локализация фу
нкции речи: нет доминирования левого полушария, а проявляется сим-метр
ичное ее представительство в обоих полушариях. Можно предположить, что
процессы, связанные с форми¬рованием речи, которые в норме должны раз
виваться с фиксированным сдвигом, у них разворачиваются с дру¬гим сдви
гом или даже одновременно. Тем более, что экспериментально показано —
задержка обратной связи (когда человек с определенной задержкой слышит
соб¬ственную речь) приводит к заиканию любого человека. Интересно, чт
о указанные формы заикания сочетаются с бедностью эмоциональной окраск
и речи, т. е. с признака¬ми правосторонней недостаточности.
Выявленные реципрокные отношения полушарий по¬зволяют уловить динамику
переключения с образного язы¬ка на логический и обратно в процессе ре
шения задачи, а также уяснить затормаживающее воздействие на мысли¬тел
ьный процесс как избыточной образности, так и слиш¬ком ранней и отчетл
ивой вербализации, ведь известно, что коль скоро некоторая схема решен
ия задачи уже сфор¬мулирована словесно, возможность «иного» видения эт
ой задачи резко снижается. Однако реципрокность суще¬ственна не только
для мыслительных операций в процессе поиска решения. Как уже было отм
ечено, правое по¬лушарие обрабатывает информацию в поле «здесь и те¬пе
рь», но не всякое действие может быть оптимально реализовано именно в
этих условиях — часто его нужно отсрочить и перенести. Участие левого
полушария как раз позволяет произвести такой перенос действия. Правое
и левое полушария отражают различные отрезки вре¬менной оси и, работая
в разном темпе, обеспечивают адекватное восприятие пространства и вре
мени. Правое
312
полушарие упорядочивает информацию о прошлом, а ле¬вое на этой основе
строит прогноз о будущем.
Для понимания проблемной ситуации и принятия ре¬шения обычно необходим
о подняться над деталями и уви¬деть ее не только обобщенно, но и в нов
ом ракурсе. Такая позиция требует изменения, уменьшения контакта с вне
ш¬ней средой. Это отключение не может быть длительным, поскольку ситуа
ция непрерывно меняется. Координиро¬ванная работа полушарий с периодич
еским переносом акцента (динамическое доминирование) позволяет при¬ним
ать решение, не теряя контроля за внешней средой. Например, во время н
еожиданных и опасных ситуаций на борту самолета летчик иногда отстране
ние наблюдает за своим поведением. Происходит как бы раздвоение психик
и: в короткий временной интервал он, с одной сто¬роны, мгновенно совер
шает сложнейшие вычисления и ста¬тических и динамических компонентов с
истемы с гро¬мадным числом степеней свободы, вычислений, которые при о
сознанном выполнении потребовали бы длительного времени — не мгновений
, а с другой стороны, продолжает практическое управление самолетом.
Мыслительный процесс, приводящий к получению но¬вой информации об отно
шениях и связях объектов, всегда требует участия обоих полушарий. Мы п
редполагаем, что этот процесс включает несколько последовательных эта¬
пов, когда доминирует по очереди то одно, то другое полу¬шарие. Когда
доминирует левое, то результаты мысли¬тельной деятельности, достигнуты
е к этому моменту, могут быть вербализованы и осознаны. Когда доминиру
ет пра-вое, мыслительный процесс, развиваясь имманентно, не может быть
осознан и вербализован. И только когда вновь доминирует левое, возник
ает ощущение внезапности полученного результата, несвязанности его с с
остояниями, непосредственно предшествовавшими его получению, не¬осозна
нности ни подготовительных этапов, ни промежу¬точных операций. В таких
случаях обычно считается, что решение найдено интуитивно, а обратная
связь, свидетель¬ствующая о получении интуитивного решения, замыкается
через возникающие эмоциональные ощущения.
Интуицию обычно рассматривают как специфический метод познания, при ко
тором возникает иллюзия прямого усмотрения искомого вывода. По мнению
Декарта [95], с помощью интуиции истина открывается разуму человека
313
путем прямого усмотрения без использования логических определений и до
казательств как промежуточных звеньев познания. В настоящее время счит
ается, что переход (скачок) от одной логической системы к другой при р
ас-суждении возможен лишь с помощью интуиции.
Неоднократно возникал вопрос: что более значимо для интуитивного решен
ия — логический или чувственный компонент? Высказывались различные мне
ния. Например, в книге, посвященной психологии математического твор¬че
ства, ее автор Адамар [10] на основе анализа большого числа самонаблюд
ений известных ученых пришел к обос¬нованному заключению, что чисто ло
гических открытий не существует, однако, впадая в другую крайность, ут
верж¬дал, что открытие всегда происходит на бессознательном уровне, ка
к некая вспышка идеи после предварительной сознательной работы, и слов
а совсем не участвуют в про¬цессе творчества. Близкую позицию по данно
му вопросу занимал Пиаже [214]. Он рассматривал интуицию как образное
предметное мышление, характеризующее глав¬ным образом дологическую ста
дию развития интеллекта, считая, что с возрастом роль интуиции несколь
ко умень¬шается, и она уступает место более социальному типу мышления
— логическому.
Другие исследователи полагают, что в процессе твор¬чества логические и
чувственные компоненты дополняют друг друга. Например, Маслоу считает
непременными две фазы творчества. С его точки зрения, первая характер
и-зуется импровизацией и вдохновением. При этом «твор¬ческая личность
в состоянии вдохновения утрачивает прошлое и будущее и живет только на
стоящим моментом, она полностью погружена в предмет, очарована и загру
-жена настоящим, текущей ситуацией, происходящим здесь и сейчас, предм
етом своих занятий» [372, с. 61]. Вторая фаза — это разработка или лог
ическое развитие идей, возникших в первой стадии. В основе представлен
ий Пуанкаре — тоже двухкомпонентный процесс. По его мне¬нию, посредств
ом логики доказывают, а посредством ин¬туиции изобретают, т. е. усматр
ивают нечто новое в окру¬жающем мире. Он писал: «Логика говорит нам, ч
то на та¬ком-то пути мы, наверное, не встретим препятствий, но она не
говорит, каков путь, который ведет к цели. Для этого надо издали видет
ь цель, а способность, научающая видеть ее, есть интуиция» [по 10]. Де
йствительно, трудно
314
представить себе творческий процесс без предвосхищения цели.
В качестве основных особенностей интуитивного ре¬шения обычно отмечают
чувственность образов, неосоз¬нанность способов получения результата,
большую значи¬мость пространственно-временных компонентов, целост¬нос
ть восприятия. Все это свидетельствует о существен¬ном вкладе механизм
ов правого полушария в этот процесс. Но коль скоро результат интуитивн
ого решения осозна¬ется и может быть оречевлен и проверен на логическу
ю непротиворечивость, необходимо предположить участие в этом процессе
левого полушария. Многие исследователи подметили, что внешние проявлен
ия интуиции (характе¬ризующиеся одномоментностью возникновения результ
ата и его нерасчлененностью) субъективно ощущаются как скачок из ситуа
ции, когда не было никакого решения, к ситуации, когда есть готовое, ц
елостное решение. Под¬черкнем, что обычно никакие подготовительные и п
роме¬жуточные этапы этого процесса не осознаются.
Обсуждая механизмы межполушарных взаимодейст¬вий и учитывая особенност
и интуитивного решения (учас¬тия в нем обоих полушарий и ощущение скач
кообразного возникновения результата), мы допускаем, что скачок от¬раж
ает переход обработки информации из одного полуша¬рия в другое. В соот
ветствии с этой гипотезой, интуиция рассматривается как переход от чув
ственных образов к по¬нятиям или от понятий к чувственным образам. А п
осколь¬ку не выявлено промежуточных ступеней между наглядны¬ми образам
и и понятиями и даже самые элементарные по¬нятия качественно отличаютс
я от чувственных представле¬ний, указанный переход должен иметь скачко
образный характер и не может быть представлен и виде промежу¬точных эл
ементов. Скачки, разрывность могут объяснить субъективное ощущение неп
осредственности интуитивно получаемого знания — усмотрение результата.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

скачать порно фильмы торрент | play doh пластилин купить.
элитные матрасыпсихотерапевт тольятти
Hosted by uCoz