СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

качестве преобладающих компонентов вносит некоторую специфику в мыслит
ельный процесс. С одной стороны, в образной структуре возможна особая
широта охвата си¬туации, что способствует одновременной представимости
условий задачи и поля гипотез, облегчая мыслительный процесс. С друго
й стороны, поскольку, в отличие от понятий, образы сохраняют модальнос
тную специфич¬ность, постольку наблюдается повышенная яркость и де¬тал
ьность возникающих представлений, что может затруд¬нять динамику мысли
тельного процесса, делать его вяз¬ким, препятствуя абстрагированию и п
ереходу к более высоким уровням обобщенности. Весьма вероятно, что име
нно эти ограничения образного мышления способство¬вали историческому п
ереходу к мышлению понятиями. Переход от образного мышления к понятийн
ому идет через формирование образных схем как переходного звена от пре
дставлений к понятиям.
По мнению Л. М. Веккера [59], специфика мышле¬ния заключается в самом
процессе обратимого перевода информации с языка образов на символическ
ий речевой язык. Если задача воплощает в себе рассогласованность иском
ых отношений как на языке образов, так и на речевом, что исключает воз
можность взаимоперевода, то решение содержит в себе согласование обеих
форм и допускает обратимость перевода. Если при оперирова¬нии образам
и не вычленяются отношения или они выде¬ляются, но не переводятся на я
зык символов, или если не сохраняется инвариантность отношений в проце
ссе пере-вода, то это оперирование не есть мышление. По мере совершенс
твования мыслительного процесса в нем в ка¬честве компонентов использу
ются не только понятия, но и такие производные от них более сложные об
разования, как суждения и умозаключения, и, кроме того, возрастает дли
на цепи, которую человек может строить из этих элементов. Однако урове
нь развития связан не только с составом компонентов и длиной формируем
ой из них цепи, но и с динамической структурой мышления, т. е. су¬щест
венное значение имеет скорость, с которой человек может приспосабливат
ь элементы и операции к конкрет¬ным задачам. Способность гибко пользов
аться освоенны¬ми операциями и операторами и быстро переключаться с од
ного объекта познания на другой, устанавливая связи между различными о
бъектами мысли, называют сообразительностью.
158
Кроме того, скорость мыслительного процес¬са тем больше, чем в большей
мере он свернут, т. е. чем в большей мере человек оперирует уже сложи
вшимися обобщениями, исключающими необходимость анализа в некоторых зв
еньях. Таким образом, продуктивность мыш¬ления зависит от автоматизиро
ванности процессов сверты¬вания, а не только от достигнутого уровня эл
ементов и
операций.
Итак, существо динамики мыслительного процесса мо¬жет быть представлен
о следующим образом. Вначале воз¬никает мотив как результат рассогласо
вания имеющихся средств решения задачи и необходимых результатов. За¬т
ем ориентировка, которая заканчивается постановкой вопросов, они — рез
ультат известного понимания задачи и начало ее решения. Отвечая на воп
росы, человек на¬чинает взвешивать и перебирать возможные альтернатив¬
ные решения. Найдя наиболее подходящее, он времен¬но допускает, что он
о найдено, и производит его сличе¬ние с исходно требуемым. Если совпад
ение удовлетво¬рительно, то процесс заканчивается, если нет — иссле¬ду
ется другая альтернатива.
Характеристики мыслительного процесса
Для правильного понимания аргументации и мотивов поведения людей полез
но представлять себе роль и зна¬чение определенных характеристик мышле
ния. В качестве основных мы выделяем для анализа следующие.
Взаимосвязь мотива, цели и результата. Мотив, как было отмечено в пред
ыдущем разделе, служит пусковым механизмом мыслительного процесса. Спо
соб¬ность формировать и длительно удерживать цель позво¬ляет организов
ать и поддерживать сосредоточенность вни¬мания на задаче и тем самым с
оздает условия для доведения решения до конца. Постоянный контроль соо
т¬ношения цели и результата определяет дальнейшую стра¬тегию — процесс
поиска решения либо прекращается, ли¬бо продолжается.
Скорость мыслительных операций. Динамические характеристики определяют
изменение ско¬рости мыслительных операций. Они связаны с мерой обоб-щ
енности отдельных элементов в крупных блоках, взаи¬модействующих в про
цессе мышления при обучении и реа¬лизации навыков.
159
Характер вероятностного прогнозирования событий, извлекаемых как из па
мяти, так и из внешней среды. Эта характеристика выявляется в специфик
е накопления статистик, при организации информации в памяти, как нерав
номерность весов для следов различных событий, за¬висящих от опыта и л
ичной значимости этих событий.
Выделение перечисленных характеристик мышления может показаться нескол
ько искусственным, поскольку, казалось бы, невозможно расчленить едины
й, целостный процесс на компоненты. Однако все эти характеристики неза
висимы, и их значение обнаруживается, когда они изменены, нарушены или
вообще выпадают из процесса. Тогда отчетливо проявляется роль каждой
не только в организации мышления, но и в целостном поведении, построен
ном на базе измененного мышления.
Каждая из выделенных характеристик может варьиро¬вать в широком диапаз
оне выраженности — от малоза¬метных и часто встречающихся отклонений,
возникающих, например, под влиянием эмоциональных перегрузок через ста
бильные заострения (акцентуации) личности в преде¬лах нормы [156], до
серьезных нарушений, приводящих к распаду всей системы мышления при ра
зличных психи¬ческих заболеваниях. Понимание причин и особенностей мыс
лительного процесса и поведения может быть углубле¬но при анализе край
них точек на шкале изменения этих характеристик.
Соотношение цели и результата проявляется особенно отчетливо при наруш
ении удержания цели в процессе решения задачи (например, в связи с пор
ажением лоб¬ных долей мозга). Поскольку при этом каждый из полу¬ченных
промежуточных результатов не сопоставляется с конечной целью, постоль
ку все они кажутся приемлемыми. Человек, не соотносящий результат с це
лью, становится безмятежным, он спокоен вне зависимости от эффектив¬но
сти своего мышления и поведения, у него практи¬чески исчезают причины
для недовольства своими дей¬ствиями и переживания с депрессивным оттен
ком. От-сюда понятно и повреждение долгосрочного плана дей¬ствий, при
последовательной реализации которого от¬дельно контролируется каждый э
тап приближения к це¬ли.
Как уже отмечалось, процесс порождения мысли тре¬бует личной заинтерес
ованности в решении проблемы,
160
тогда рассогласование между мотивом и возможностями осознается как соб
ственная, субъективно значимая зада¬ча. При этом формируется установка
на решение, на¬правляющая и поддерживающая ориентировку в условиях за
дачи, и сравнение ожидаемых результатов с достигаемы¬ми — так организу
ются условия, необходимые для крити¬ческого отношения к результату при
недостаточном сов¬падении желаемого и полученного.
Влияние способности концентрировать внимание на за¬даче проясняется пр
и анализе мышления у лиц, не спо¬собных удерживать конечную цель, осущ
ествлять система¬тические мыслительные усилия. Поставив перед собой во
-прос, они ни на мгновение не задумываются, не делают попыток целенапр
авленно извлечь подходящую информа¬цию из памяти, а моментально заполн
яют паузу любыми, сколь угодно фантастическими конструкциями. Подобные
особенности помогают понять, что в норме разнообра¬зие вопросов, возн
икающих в связи с решением зада¬чи, позволяющее уяснить ее разные стор
оны, непременно предполагает наличие установки как механизма возврата
к исходной точке анализа после очередного отвлечения. Так реализуется
непрерывный текущий контроль качества получаемого результата, и если е
го нет (например, при некоторых поражениях лобных долей мозга), то каж
дый ответ равно пригоден.
В этих условиях мышление определяется любым гос¬подствующим в данный м
омент представлением. Больные этого не замечают и могут настаивать на
противоре¬чивых, взаимно исключающих друг друга представлениях, обнару
живая нарушение критической оценки совпадения цели и результата. Возни
кает специфическая нечувстви¬тельность к противоречиям, как следствие
отсутствия сомнений: первая, случайно всплывающая мысль кажется неопро
вержимой, ее не удается корригировать, а если и появляется возражение,
то оно кажется слабым по срав¬нению с этой первой мыслью. Коррекция д
елается воз¬можной только тогда, когда мысли принимают другое направле
ние. Все это следствия невозможности длитель¬ного удержания цели, явля
ющейся как бы эталоном для сравнения. В ситуации выбора у человека с о
писанными особенностями вообще не создается конфликта, поскольку кажда
я отдельная задача не представляется для него частью цепи задач.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Индивидуалки Спб смотрите на http://sexbabochka.ru.
Hosted by uCoz