СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

В процессе обучения в памяти человека фиксируются вероятности отдельны
х альтернатив, определяя поведение
113
в сходных ситуациях. Следующая формула учитывает влияние вероятности
отдельных альтернатив:
Т = а + b log N,
где а учитывает условную (временную) вероятность, b — вероятность данн
ого объекта [357].
Влияние вероятностной структуры сигналов видно из экспериментов Брунер
а [46]. Шести испытуемым предъяв¬лялись в дефиците времени для распозн
авания одновре¬менно два бессмысленных слова, образованных как стати¬с
тические приближения к английскому языку первого и четвертого порядков
. Испытуемые правильно определяли 43% букв первого слова и 93% второго
(с учетом их места в слове). Несмотря на то, что возможности предсказ
ания отдельных букв в обеих последовательностях равноценны, различие в
результатах распознавания зависело от того, что испытуемые «знали» ве
роятность следования букв друг за другом в родном для них английском я
зыке.
Человек нередко допускает ошибки, пытаясь оценить частоту событий, при
чем те из них, которые легче воспро¬изводятся его памятью (вспоминаютс
я), кажутся ему бо¬лее частыми. Испытуемым прочитали список из одинако
¬вого числа мужских и женских фамилий и спросили, каких больше? Больши
нство испытуемых ответило, что женских, поскольку женские фамилии прин
адлежали толь¬ко знаменитостям, а среди мужских фамилий таких не бы¬ло
.
Таким образом, использование все более разнообраз¬ных видов предынформ
ации об объекте позволяет сделать предсказание более глубоким и эффект
ивным. Осущест¬вляя преднастройку к действиям, человек принимает во вн
имание только те ситуации, которые прогнозируются с вероятностью, боль
шей некоторого порога. Смысл такой стратегии очевиден: при практически
необозримом числе возможностей человек упрощает сложную картину среды
, учитывая лишь малое число высоко вероятных событий. Можно было бы пр
едположить, что уменьшение времени реакции, связанное с уменьшением чи
сла альтернатив, опосредовано сопутствующим увеличением вероятности по
явления каждого объекта. Однако, как показывают исследования [328], вр
емя реакции на объект, имевший место в 75% всех предъявлении, было бол
ьшим, когда он
114
предъявлялся в опыте с четырьмя альтернативами, чем когда с двумя. Это
т факт говорит о том, что число альтер¬натив влияет на время реакции н
езависимо от вероятности появления стимула.
Стратегия случайного перебора человеком обычно не используется. Многие
поступки, которые кажутся человеку случайными, далеко не таковы. Напр
имер, если предло¬жить раскрасить клетки на бумаге в произвольной посл
е-довательности пятью цветными карандашами, то окажет¬ся, что раскраше
нные одинаково клетки будут соседство¬вать друг с другом значительно р
еже, чем это диктует слу¬чай. Такое поведение становится понятным, есл
и обратить внимание на то, что, изучив вероятностную природу окру¬жающ
его мира и пользуясь этой информацией, человек может выходить за преде
лы непосредственно восприни¬маемых свойств предметов и предсказывать с
войства, не¬доступные восприятию.
Ценность информации. Возможна ситуация, когда наи¬большее значение в р
ешении конкретной задачи имеет не самый вероятный стимул. Тогда на пер
вый план выдви¬гается его информативность (ценность).
Ценность сигналов для человека может определяться различными факторами
: характером получаемого подкреп¬ления, возможностями сигнала способст
вовать выбору и предсказанию, ролью сигнала в достижении цели дея-тель
ности. А. А. Харкевич [284] определил понятие цен¬ности информации в с
ообщении через увеличение вероят¬ности достижения цели. Он предложил м
еру ценности, являющуюся функцией отношения вероятностей достиже¬ния ц
ели до получения этого дополнительного сообщения и после его получения
. М. М. Бонгард [40] характеризо¬вал понятие полезной информации в соо
бщении измене¬нием трудности некоторой задачи, решаемой человеком. В к
ачестве меры трудности использовались логарифмы среднего числа проб, с
деланных в процессе решения за¬дачи до и после поступления этого сообщ
ения. А. Н. Кол¬могоров [130] вообще исключил использование вероят¬нос
ти при определении ценности информации. Им предло¬жен подход, согласно
которому ценность информации оп¬ределяется через длину программы, пот
ребной для ее извлечения. Информативностью обладают сигналы, сни¬жающи
е неопределенность и трудность задачи и повышаю¬щие вероятность достиж
ения цели. Если найден способ
115
отыскания таких ценных стимулов, то можно упорядочить их по этому нов
ому критерию, вновь сократить исходный класс объектов и ускорить время
выбора. Выяснилось, на¬пример, что придание одному из альтернативных
сигналов «аварийного» значения ускоряет реакцию на этот сигнал относит
ельно других, равновероятных с ним сигналов [164].
Установка. Избирательность памяти в значительной мере определяется суб
ъективной ценностью события — установкой. Скорость реакции зависит не
только от объек¬тивной вероятности события, но и от установки человека
на ожидание именно этого события. Роль непосредствен¬ной установки и
априорного знания в распознавании про¬демонстрировали исследования, в
которых испытуемым предлагали прослушать сильно зашумленную запись бес
е¬ды двух лиц [342]. После первого проигрывания записи слушатели ничег
о не поняли, тогда им сообщили, что собе¬седники обсуждают вопрос о за
казе нового костюма, о портных, ценах на одежду и фасонах. Затем запис
ь была проиграна вторично, и большинство слушателей ока¬залось в состо
янии проследить за всем разговором. Слова как бы сразу «всплыли наружу
». Полученный результат можно объяснить тем, что, не имея никаких пред
варитель¬ных сведений относительно обсуждаемого предмета, слу¬шатели в
ыдвигали гипотезы относительно любых тем. По¬лучив установку «о портно
м», они смогли сузить диапа¬зон гипотез, сконцентрировать свое внимани
е только на них и правильно распознать содержание беседы.
У человека формируется особая система, ожидания на основании знакомств
а с ситуацией. Если эта система не оправдывает себя на практике, то пр
оизводится ее за¬мена. Впечатления от повторяющихся ситуаций форми¬рую
т состояние внутренней готовности, которая проявля¬ется как тенденция
воспринимать вновь встречающийся предмет определенным образом, обуслов
ленным особен-ностями предшествующих восприятии. Установка облег¬чает
восприятие и опознание, повышая их скорость и точ¬ность, но иногда мож
ет привести и к ошибкам. Например, если рассматривать изображения в ве
рхнем ряду рис. 10, двигаясь слева направо, то последнее воспринимаетс
я как фигура сидящей женщины. Если рассматривать изо¬бражение второго
ряда в том же порядке, то последнее воспринимается как лицо мужчины. Т
ак под влиянием
116
разных установок одно изображение соотносится с различ¬ными категориям
и.
Экспериментально исследовалось влияние непосред¬ственной установки на
выдвигаемую гипотезу. С помощью интрукции у испытуемых двух групп созд
авали установку на появление слов, относящихся к определенным кате-гор
иям: животных или кораблей [391]. Затем испытуемым предъявлялось бессм
ысленное слово «sael» в дефиците времени. При установке на животных эт
о слово воспри¬нималось как «seal»— тюлень, если на корабли, то как «s
ail» — парус. Затем испытуемым обеих групп предла¬галась другая задача
— заполнить пробелы в словах с пропущенными буквами. Оказалось, что в
се испытуемые заполнили пробелы в соответствии с выработанной уста¬нов
кой. Следовательно, установка продолжала существо¬вать и после выполне
ния задания, при котором она была сформирована, влияя на последующее р
ешение сходной задачи.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

элитные девушки выезд, агентство москва.
Тротуарный бордюр читать далее.На www.aikisinten.spb.ru профессиональный клуб.серебряная свадьба сценарии.
Hosted by uCoz