СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Ведь для широкой группы рабочих профессий, таких, как лекальщики, фрез
еровщики, закрой¬щики, модельщики, основа высокого профессионального у
ровня — свободное мысленное преобразование простран¬ственного материал
а.
Иными словами, при обучении теперь чаще апеллируют к акцентированию ме
ханизмов левого полушария при од¬новременном ослаблении вовлеченности
правого полуша¬рия. К чему это приводит? Логические способы аргумен¬та
ции как главный инструмент понимания, обеспечивае¬мые левым полушарием
, конечно, необходимы. Методы их совершенствования полезно накапливать
и внедрять. Но однобокое их развитие может привести к тому, что челов
ек становится способным грамотно воспроизвести изложенный на занятиях
материал, но оказывается беспо¬мощным, приступив к практической работе
, где каждая ситуация уникальна, не разрешается только стандартными пр
иемами и требует кроме знаний творческого подхода и интуиции.
Нельзя упускать из виду, что левое полушарие и на зрительные и на слух
овые раздражители реагирует мед¬леннее, чем правое, что особенно важно
для всех «ско¬ростных» профессий. Кроме того, гибкость и многообразие
процессов логической категоризации, обеспечиваемых ле¬вым полушарием,
могут привести к образованию поня¬тийных структур, которые не имеют х
арактерной для пер¬вичных правополушарных образований непосредственной
связи с реальностью и поэтому сами по себе не обеспечи¬вают нахождени
е адекватных и практически ценных ре¬шений. Условием проверки такой пр
актической адекват-ности абстрактных логических структур является возм
ож¬ность их обратного преобразования в наглядно-образную форму. Посмот
рите, как наглядно описывал Наполеон дарование полководца: он сравнива
л его с квадратом, в котором основание — воля, высота — ум. Если воля
пе¬ревешивает, полководец будет действовать мужественно и решительно,
но недостаточно разумно, в обратном слу¬чае — у него будут правильные
планы и блестящие идеи, но недостаточно мужества для их осуществления.
Для повышения эффективности обучения целесообраз¬но чаще обращаться к
возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему
особенности: большую скорость и эмоциональность восприятия, его обобщ
енность, целостность, одномоментность и образ-
332
ность, синтез в реальном пространстве и времени, вовле¬чение непроизво
льной памяти. С этой целью полезно си¬стематически включать в учебный
процесс манипулиро¬вание с моделями и макетами. Они развивают объемное
воображение, навыки мысленного манипулирования с объектами и способно
сти к продуцированию новых конструкций. Скорость формирования конструк
торских навыков при этом резко возрастает. Так, например, в Вол-гоград
ском технологическом институте под руководством О. А. Куликова [148] р
азработаны специальные конструк¬торы для взрослых, ко¬торые используют
ся, с одной стороны, как тес¬ты при отборе студентов для обучения конс
трук-торской специальности, а с другой — для раз¬вития продуктивности
их изобретательской деятельности. Исполь¬зование этих конструк¬торов
привело к ради¬кальному увеличению числа практически цен¬ных и внедре
нных в про-изводство дипломных работ (рис. 17). Взаи¬модействие с моде
лями, макетами и другими ре¬альными объектами способствует также ув
е¬личению разнообразия порождаемых ассоциа¬ций, которые служат одним и
з источников любого творчества.

Рис. 17. Фрагмент теста на кон¬структорские способности. Вверху — набо
р из семи элементов, из которых нужно собрать фигуры как можно быстрее
, внизу — примеры этих фигур; числа — критическое время для сборки.
(Куликов О А Механизировать помогли студенты — Машиностроитель, 1981,
№ 5 )
333

Можно активизиро¬вать возможности пра¬вого полушария, если умело испо
льзовать всякого рода схемы. Так, целесообразно в начале занятия предс
тавлять (изображать) общую схему материала, который предлага¬ется изло
жить. Она может содержать не более 6—7 блоков, соответствующих основны
м или наиболее важным моментам, подлежащим усвоению, и связей между ни
ми. Одно¬временная обозримость схемы позволяет соотносить полу-чаемые
знания друг с другом по мере их подробного изложения, а также предсказ
ывать некоторые результаты еще до того, как преподаватель, в соответст
вии с логикой изложения, подойдет к ним. Общая схема способствует не т
олько пониманию логики в изложении материала, она помогает самостоятел
ьно классифицировать излагаемый материал и с самого начала правильно р
аспределить свое внимание между главными и вспомогательными элемента¬м
и темы, тем самым повысив эффективность его усвоения.
Существующие в педагогической практике методы об¬учения иностранному я
зыку опираются на усвоение пра¬вил языка и особенностей его грамматиче
ских конструкций (обращение к левому полушарию) либо на образные предс
тавления и конкретные ситуации (обращение к пра¬вому полушарию). Более
продуктивным подходом к обу¬чению языку послужило бы одновременное ис
пользование тех и других методов в едином учебном процессе. Только сба
лансированное включение сильных сторон каждого по-лушария позволяет до
стичь максимальной скорости, ис¬пользуя в качестве критерия целостные
стереотипные, шаб¬лонные образцы (правое полушарие), и обеспечить мак¬
симальную точность при решении новых задач, ориенти¬руясь на локальные
, фрагментарные признаки левого полушария.
Одну из оригинальных схем с успехом применяла пре¬подаватель английско
го языка Ленинградского универ¬ситета М. А. Колпакчи. Ее схема «лягушк
а» многие годы служит эффективным наглядным пособием при изучении слож
ной системы построения глагольных форм различных времен в активном и п
ассивном залогах (рис. 18). Лапки лягушки образуют «решетку», с ее пом
ощью учащиеся са¬мостоятельно разносят временные формы по клеточкам ре
¬шетки, подражая образцу, и таким образом усваивают их.
Целостность восприятия, обеспечиваемая правым по¬лушарием, позволяет о
дномоментно усмотреть не только элементы изучаемого материала, но и их
взаимосвязи, т. е. понять общую структуру предмета.
334

Рис. 18. Схема «лягушка» для усвоения правил грамматики ан-глийского я
зыка
(Из кн. Колпакчи М. А. Дружеские встречи с английским языком Л., 1975
)
Усвоение общей структуры облегчает нахождение места в ней каждому ново
му факту, а также выявлению противоречий. Краткая, схематическая запис
ь задачи создает возможность одно¬временно охватить взглядом всю пробл
емную ситуацию, что таит в себе нечто подобное построению внутреннего
моста между проблемой и ее решением путем согласова¬ния мысленного обр
аза цели и наличного образа ситуации. Одномоментная обозримость предст
авляет собой важней¬шую психологическую предпосылку решения. По методи
ке С. С. Шаталова [299], которая доказала свою эффектив¬ность в практи
ке школьного обучения, изучение нового раздела целесообразно начинать
с представления его об¬щей схемы. Она изготавливается в красочной обра
зной форме, и на первом занятии по теме преподаватель поясня¬ет содерж
ание и значение каждого элемента схемы и свя¬зей между ними. Учащиеся
постепенно обучаются само¬стоятельному построению таких схем, при этом
у них вы¬рабатывается навык структурирования, необходимый для проникн
овения в существо любого нового материала.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

На http://kolgotkioptom.kz колготы оптом.аквариум на заказ киевРемонт плит еще здесь.
Hosted by uCoz