СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

(d) Обучение-II также демонстрируется хорошо известным феноменом "эксп
ериментального невроза". Обычно в павловском и в инструментальном учеб
ных контекстах животное обучается различению между некоторым X и некот
орым У, например между эллипсом и окружностью. Когда это различение вы
учено, задача становится более трудной: эллипс расширяется, а окружнос
ть сужается. Наконец достигается стадия, когда различение становится н
евозможным. На этой стадии животное начинает выказывать симптомы остро
й тревоги.

Примечательно:

a) наивное животное, попавшее в ситуацию, где некое X может означать л
ибо А, либо В (случайным образом), не выказывает тревоги;

b) тревога не возникает при отсутствии многих маркеров контекста, хара
ктерных для лабораторной ситуации (Liddel, 1944).

Создается впечатление, что обучение-II - это необходимая предпосылка п
сихического расстройства. Информация: "Это - контекст для различения"
передается в начале последовательности и подразумевается в серии стади
й, на которых трудность различения прогрессирует. Но когда различение
становится невозможным, структура контекста полностью меняется. Маркер
ы контекста (например, экспериментальное оборудование и запахи лаборат
ории) теперь вводят в заблуждение, поскольку животное находится в ситу
ации, требующей угадывания (риска), а не различения. Вся экспериментал
ьная последовательность фактически является процедурой, загоняющей жив
отное в тупик на уровне обучения-II.

Как я говорю, животное помещается в типичную ситуацию "двойного послан
ия", являющуюся предположительно шизофреногенной (см.: "К теории шизоф
рении" в этой книге).

В странном мире за порогом психологической лаборатории феномены, прина
длежащие к категории обучения-II, являются главным объектом внимания а
нтропологов, работников образования, психиатров, дрессировщиков животн
ых, родителей и детей. Любой, кто задумывается о процессах, детерминир
ующих индивидуальный характер, или о процессах изменения отношений у л
юдей (или животных), должен использовать в своих размышлениях разнообр
азные предположения относительно обучения-II. Время от времени эти люд
и приглашают лабораторного психолога для консультации, после чего ната
лкиваются на лингвистический барьер. Такие барьеры должны возникать вс
егда, когда психиатр, например, говорит про обучение-II, а психолог го
ворит про обучение-I, и ни один не осознает логическую структуру разно
гласия.

Из множества способов, благодаря которым обучение-Н возникает в отноше
ниях людей, в этой статье будут обсуждаться только три:

(а) При описании индивидуальных человеческих существ ученые и юристы о
бычно обращаются к прилагательным, определяющим "характер". Про мистер
а Джонса говорят, что он зависимый, враждебный, помешанный, придирчивы
й, самовлюбленный, демонстративный, пассивный, соревновательный, энерг
ичный, наглый, трусливый, фаталист, шутник, игривый, хитрый, оптимисти
чный, занудный, беззаботный, заботливый, небрежный и т.д. В свете выше
сказанного читатель может приписать этим прилагательным соответствующи
й им логический тип. Все они описывают (возможные) результаты обучения
-II, и если бы нужно было определить эти слова более точно, наше опред
еление заключалось бы в установлении паттерна обусловливания того конт
екста обучения-I, который предположительно привел к такому обучению-II
, которому и соответствует прилагательное.

О "фаталисте" мы можем сказать, что паттерн его трансакций с окружающе
й средой таков, словно он был приобретен продолжительным или повторяющ
имся опытом в качестве испытуемого в павловском эксперименте; отметим,
что это специфичное и точное определение "фатализма". Есть много разн
ых других форм "фатализма" кроме той, которая была определена в термин
ах учебного контекста. Существует, например, более сложный тип, характ
ерный для классической греческой трагедии, когда складывается впечатле
ние, что собственные действия человека помогают неотвратимой работе су
дьбы.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Мы предоставляем доставку на кухонные мойки киев. | кондиционеры интернет магазин toshiba.
экспертиза дорожно-транспортных происшествийРасходы на организацию корпоратива ндфл.Криминальной досталась севастополю новости.Этикетки
Hosted by uCoz