СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Одновременно со становлением понятий идет развитие другого взаимосвяза
нного с ним компонента мышления — операций, которые формируются в проц
ессе преодоления ребенком ограничений допонятийного мышления. Процесс
их развития, согласно Пиаже, включает три периода.
149
Сначала формируются структуры внешних материальных действий, затем —
конкретных операций, т. е. системы действий, выполняемых уже в уме, но
еще с опорой на непосредственное восприятие, после этого — структуры
формальных операций, логики и понятийного мышления. Ребенок владеет оп
ределенными операциями в рамках достигнутого им этапа развития. Примен
яемые им опе¬рации ограничивают, в свою очередь, уровень доступных ему
представлений о пространстве и времени, причинности и случайности, ко
личестве и движении.
Развитие операций ведет к появлению такого важного элемента понятийног
о мышления, как умозаключение. Умозаключение — вывод нового суждения (
заключения) из одного или нескольких исходных суждений (посылок). Изве
стны два основных вида умозаключений: индукция и дедукция. Индукция —
такое умозаключение, в ко¬тором посылки — конкретные частные случаи, а
заклю¬чение — общее положение, выводимое из наблюдения над этими случ
аями; дедукция — умозаключение, на основании общих положений делающее
выводы о част¬ных случаях.
Наименьшую единицу логического мышления — суж¬дение — выделил Платон [
219]. Классифицировав сужде¬ния на общие и частные, Аристотель [22] по
казал, что законы природы и общества могут быть выражены только в форм
е общих суждений, истинных для всех объектов дан¬ного класса. Он доказ
ал, что если обе посылки частные, то из них нельзя сделать логического
вывода, и предло¬жил правила формирования умозаключения — силло¬гизма
. Например, два суждения: «драгоценные металлы не ржавеют» (большая по
сылка) и «золото — драго¬ценный металл» (малая посылка) взрослый челов
ек, обла¬дающий развитым мышлением, воспринимает не как два изолирован
ных, стоящих рядом предложения, а как го¬товое логическое отношение, и
з которого делает вывод: «Следовательно, золото не ржавеет». Этот выво
д не требует непременно личного опыта, он может быть сделан при помощи
силлогизма, созданного в историческом про¬цессе развития мышления.
Что необходимо, чтобы силлогизм стал основной опе¬рацией логического м
ышления? Во-первых, человек дол¬жен согласиться с большой посылкой и п
ринять ее с пол¬ным доверием, не сопоставляя с личным опытом, от-
150
давая себе отчет в том, что она представляет из себя общее правило, не
допускающее исключений. Во-вторых, он должен понять, что малая посылк
а указывает ему на то, что определенный объект относится именно к тому
классу, относительно которого сформулировано общее правило — большая
посылка, и, следовательно, этот объект обладает всеми теми качествами,
о которых го-ворилось в общем правиле. Таким образом, вывод — это вкл
ючение конкретного объекта в категорию, ука¬занную в большой посылке.
Эта операция возможна только в том случае, если обе посылки рассматрив
аются не изолированно друг от друга, а в едином контексте.
Формирование логического, так же как и развитие понятийного мышления,
невозможно без определенного практического опыта или обучения. На ранн
их этапах исторического развития доминирующую роль играет лич¬ный опыт
; еще нет доверия к системе словесно-логических отношений и только опр
еделенные формы трудовой деятельности способствуют их возникновению. Э
то убеди-тельно показано А. Р. Лурия, проводившим исследо¬вания в нача
ле 30-х годов в отдаленных кишлаках. Он просил неграмотных крестьян сд
елать вывод из предла¬гавшихся им посылок: «На далеком Севере, где сне
г, все медведи белые». «Новая Земля — на далеком Севере, и там всегда
снег». «Какого цвета там медведи?» Часто следовал ответ: «Я не знаю, к
акие там медведи, я на Севере не был» или «Мы всегда говорим только то
, что видим, того, чего мы не видели, мы не говорим». Таким образом, о
перация логического вывода из посылок не име¬ла для испытуемых универс
ального значения, основная роль в умозаключении отводилась собственном
у практи¬ческому опыту. Этим же испытуемым показывали различ¬ные фигур
ы (рис. 11) и просили сказать, что они видят. Полученные ответы ярко и
ллюстрируют обращение лишь к непосредственному опыту [177]. Сходным об
разом, т. е. изолированно, рассматривают обе посылки маленькие дети, о
ни воспринимают их независимо друг от друга и поэтому не могут сделать
логический вывод.
Благодаря силлогизмам и другим логическим формам, мышление становится
доказательным, убедительным, не¬противоречивым. В логических формулах
(например, в силлогизме) воплощены как бы застывшие, законченные, четк
о и до конца сформулированные мысли, т. е. готовые продукты мышления.
Они сохраняются в памяти как запас накопленных людьми знаний в форме о
бщих ут¬верждений (правил).

Рис. 11. Пример ограниченности восприятия наглядной практиче¬ской ситу
ацией. Вверху: зрительные фигуры, предъявлявшиеся в ис-следованиях А.
Р. Лурия неграмотным крестьянам, жившим в начале 30-х годов XX в. в от
даленных кишлаках Узбекистана; внизу: названия данные этим фигурам.
(Из кн Лурия А Р Об историческом развитии познавательных процессов М ,
1974 )

Несмотря на то, что формулировка общего правила ничего не добавляет к
нашим знаниям, она полезна, поскольку правило легче хранить в памяти и
передать другим людям, чем набор примеров. Нали¬чие правила побуждает
проверять новые случаи на соот¬ветствие ему, при этом исключения стан
овятся вдвойне заметными.
Однако возможности индукции, заложенные в правиле, ограничены. Вот как
это проиллюстрировал в своей книге Пойа прекрасным примером, названны
м им «Логик, ма¬тематик, физик и инженер». «Взгляни на этого мате¬мати
ка,— сказал логик.— Он замечает, что первые 99 чи¬сел меньше сотни и о
тсюда с помощью того, что он называет индукцией, заключает, что все чи
сла меньше сотни». «Физик верит,— сказал математик,— что 60 де¬лится н
а все числа. Он замечает, что 60 делится на 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Он пров
еряет несколько других чисел, например 10, 20 и 30, взятых, как он гов
орит, наугад. Так как 60 делится также и на них, то он считает экспери
ментальные данные достаточными». «Да, но взгля¬ни на инженера,— возраз
ил физик.— Инженер подозре¬вает, что все нечетные числа — простые. Во
всяком случае, 1 можно рассматривать как простое число. Затем идут 3,
5, 7— все, несомненно, простые. Затем идет 9— досадный случай, оно, по
-видимому, не простое. Но и 11 и 13, конечно, простые. Возвратимся к 9
,— говорит он,— я заключаю, что 9 должно быть ошибкой эксперимента»
152
[223, с. 29]. Мы видим, что все специалисты ожидали, что наблюдаемая з
акономерность продолжается за пре¬делами их наблюдений, разница между
ними состояла лишь в числе проведенных наблюдений (99, 9 и 6) до форму
лирования вывода. Совершенно очевидно, что ин¬дукция может приводить к
ошибкам, но тем не менее она служит одним из основных средств получен
ия знаний.
Итак, элементы, с которыми оперирует мысль,— это образы, представления
, понятия, суждения и умозаклю¬чения, а к основным операциям мышления
относят анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, абстраги-
рование, конкретизацию. Полезно отметить, что основные операции можно
представить как обратимые пары: ана¬лиз — синтез, выявление сходства —
выявление раз¬личий, абстрагирование — конкретизация. Теперь рас¬смот
рим, как протекает сам процесс мышления.
Этапы мыслительного процесса


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

приобрести новый Бас-гитара CORT ACTION TR | аренда Брянск
Hosted by uCoz