СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

(1) ДП-ситуация порождает в пациентке беспомощность, страх, раздражени
е и злость, которые мать безмятежно игнорирует, не понимая сути происх
одящего. Судя по реакциям отца, он либо сам создает ДП-ситуации, либо
поддерживает и усиливает созданные матерью. Отец, слабый, поддающийся
нажиму и в общем беспомощный человек, и сам попадается в те же психоло
гические ловушки, что и его дочь.

(2) Психоз оказывается отчасти способом совладения с ДП-ситуациями, по
могающим справиться с ее подавляющим влиянием. Психотический пациент м
ожет делать проницательные, содержательные, облеченные зачастую в мета
форическую форму замечания, которые говорят о его способности постичь
суть сковывающих его сил. С другой стороны, он сам может стать настоящ
им специалистом в создании ДП-ситуаций.

(3) Согласно нашей теории, описываемая здесь коммуникативная ситуация
необходима для материнской безопасности и, таким образом, для семейног
о гомеостаза. Если это и в самом деле так, то, когда психотерапия помо
жет пациенту стать менее уязвимым для материнских попыток управления и
контроля, у матери возникнет тревога. Если же терапевт объяснит матер
и, какие силы движут ею при создании ДП-ситуаций, это опять-таки пород
ит в ней тревогу. По нашему мнению, если контакт между пациентом и сем
ьей сохраняется (особенно когда во время психотерапии пациент живет до
ма, а не лежит в клинике), это часто приводит к довольно тяжелому нару
шению психического состояния у матери, а иногда и у матери, и у отца,
и у братьев и сестер пациента (Jackson, 1954).

Современное положение и перспективы

Многие авторы подходят к шизофрении с позиций ее полной противоположно
сти любым другим формам человеческого мышления и поведения. Несмотря н
а то, что шизофрению действительно можно выделить как самостоятельный
феномен, такой большой упор на отличии шизофреников от нормальных люде
й - равно как и мотивированная боязнью физическая сегрегация психотико
в - не поможет решить проблему. В своем подходе мы предполагаем, что ш
изофрения вступает в противоречие с общими принципами, существенными д
ля любой коммуникации, и что, таким образом, основываясь на этом сходс
тве, можно отыскать много полезной информации и в "нормальных" коммуни
кативных ситуациях.

Особый интерес для нас представляли и представляют те виды коммуникаци
и, которые предполагают одновременно и эмоциональную насыщенность, и н
еобходимость различать уровни сообщения. К подобным ситуациям относятс
я игра, юмор, ритуал, поэзия и художественная проза. Игру, в частности
игры животных, мы изучали довольно подробно (см.: "Теория игры и фант
азии" в этой книге). В игре наличие метасообщений проявляется особенно
отчетливо, поскольку это именно та ситуация, в которой кооперация уча
стников не может существовать без различения и опознания метасообщений
; например, у животных ошибка в таком различении легко может привести
вместо игры к схватке. С игрой наиболее тесно связан юмор, который в н
астоящее время является предметом нашего исследования. Он предполагает
неожиданный сдвиг в логических типах с одновременным различением этих
сдвигов. Ритуал - это область, в которой совершается на редкость реал
ьное, буквальное приписывание логического типа и защищается оно также
решительно, как шизофреник отстаивает "реальность" своих галлюцинаций.
Поэзия демонстрирует коммуникативную силу метафоры - даже очень необы
чной метафоры, за счет того, что здесь метафора маркируется как такова
я различными знаками, в отличие от сбивающей с толку, никак не отмечен
ной метафоры шизофреника. В целом наиболее релевантна исследованию шиз
офрении та сфера коммуникации, которую называют художественной прозой
или беллетристикой, - повествование или изображение последовательности
событий, отмеченных маркером большей или меньшей реальности. Нас инте
ресует не столько содержательная интерпретация беллетристики - хотя ан
ализ оральных или деструктивных мотивов многое объясняет изучающему ши
зофрению - сколько проблемы формы, предполагающей одновременное сущест
вование множественных уровней сообщения в литературном изображении "ре
альности". Особенно интересна в этом отношении драма: здесь и актеры,
и зрители получают сообщения одновременно и о действительной, и о сцен
ической реальности.

Особое внимание мы уделяем гипнозу. Целый ряд феноменов, являющихся си
мптомами шизофрении (галлюцинации, бред, личностные изменения, амнезии
и т.п.) могут быть на время вызваны у нормального человека в гипнозе.
Нет нужды специально их внушать, но можно получить их как "спонтанный
" результат подходящей для этой цели коммуникативной последовательност
и. Например, Эриксон (Erickson, 1955 - личное сообщение) может индуцир
овать галлюцинацию, вызвав вначале каталепсию руки испытуемого, а зате
м дав ему инструкцию: "Не существует никаких мыслимых способов, какими
ваша рука могла бы двигаться, однако, когда я подам сигнал, она должн
а двигаться". По сути, он говорит испытуемому, что рука будет оставать
ся на месте и, несмотря на это, будет двигаться, причем таким способом
, который испытуемый не может и помыслить. В результате, когда Эриксон
подает сигнал, испытуемый галлюцинирует, что его рука движется или чт
о сам он оказался в другом месте и тем самым передвинулась его рука. Т
акое обращение к галлюцинациям позволяет испытуемому разрешить проблем
у, порожденную противоречащими друг другу командами, которые к тому же
не подлежат обсуждению, а нам иллюстрирует выход из ДП-ситуации через
сдвиг в логических типах. Гипнотические реакции на прямое внушение та
кже обычно предполагают сдвиги в логическом типе, проявляющиеся, напри
мер, в принятии слов "Здесь стоит стакан с водой" или "Вы чувствуете с
ебя усталым" в качестве внешней или внутренней реальности или в буквал
ьной реакции на метафорическое утверждение, что во многом напоминает п
оведение шизофреников. Мы надеемся, что дальнейшие экспериментальные и
сследования гипноза, процессов вхождения в гипнотическое состояние и в
ыхода из него помогут нам легче опознавать те коммуникативные последов
ательности, которые порождают феномены, подобные шизофрении.

В другом эксперименте Эриксона коммуникативную последовательность "дво
йного послания" можно обнаружить и без применения гипноза. Один из сво
их семинаров Эрикcон организовал таким образом, что некий молодой чело
век, заядлый курильщик, оказавшийся без сигарет, сидел рядом с ним; ос
тальные участники эксперимента получили инструкции относительно своих
действий. Суть эксперимента сводилась к следующему: Эриксон многократн
о оборачивался к молодому человеку, чтобы предложить ему сигарету, и к
аждый раз кто-то из участников прерывал его движение каким-нибудь вопр
осом; Эриксон, реагируя на вопрос, поворачивался и "неумышленно" отвод
ил руку с сигаретами, так что они оказывались вне досягаемости для мол
одого человека. Через некоторое время один из участников семинара спро
сил молодого человека, дал ли ему Эриксон сигарету. "Какую сигарету?"
- удивился тот, и при этом было совершенно очевидно, что целая последо
вательность событий им забыта; он даже отказался от сигарет, предложен
ных ему другими членами группы, утверждая, что слишком увлечен дискусс
ией, чтобы курить. По нашему мнению, этот молодой человек попал в эксп
ериментальную ситуацию, аналогичную ДП-ситуации, в которой пребывает ш
изофреник во время взаимодействия с матерью: налицо важные взаимоотнош
ения, несовместимые друг с другом сообщения (здесь это предложение и о
тбирание) и исключение возможности комментирования - поскольку продолж
ается семинар и, как бы то ни было, все это делается "неумышленно". От
метим итог эксперимента: амнезия на ДП-последовательность и поворот от
"он не дает" к "я не хочу".

Несмотря на определенный интерес к описанным выше сферам исследования,
основным предметом наших научных изысканий была и остается шизофрения
. Все мы работали непосредственно с пациентами-шизофрениками, и многое
из нашей работы записано на пленку для более подробного изучения. Кро
ме того, сейчас мы записываем интервью, даваемые совместно пациентами
и их семьями, и снимаем фильмы о детях, страдающих расстройствами псих
ики, предположительно предшизофренического характера, и их матерях. Та
кого рода процедурами мы надеемся обеспечить фиксацию систематического
создания ДП-последовательностей в семейной ситуации индивидов, которы
е становятся шизофрениками. Мы предполагаем, что число подобных ситуац
ий неуклонно возрастает, начиная с самого рождения ребенка. Хотя в это
й статье внимание было уделено главным образом лишь базисной семейной
ситуации и коммуникативным характеристикам шизофрении, мы можем рассчи
тывать, что наши понятия и некоторые из полученных данных окажутся пол
езными в будущих исследованиях проблем шизофрении, таких как проблема
многообразия симптомов шизофрении; характерных особенностей "адаптиров
анного состояния", имевшего место до манифестации шизофрении; природы
и условий психотического срыва.

Значение гипотезы для психотерапии


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Спящие голые девушки фото мыльниц. | шлюхи питера | Bosch PIB679T14E
Hosted by uCoz