СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Основные характеристики восприятия

В предыдущем разделе мы рассматривали некоторые общие этапы развития в
ысших психических процессов. Теперь перейдем к обсуждению особенностей
каждого из них. Начнем с восприятия. Восприятием называется отражение
предметов или явлений при их непосредственном воздействии на ор¬ганы
чувств. Именно оно наиболее тесно связано с преоб¬разованием информаци
и, поступающей непосредственно из внешней среды. При этом формируются
образы, с ко¬торыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление,
эмоции. В зависимости от анализаторов разли¬чают следующие виды воспр
иятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Благодаря с
вязям, образую¬щимся между разными анализаторами, в образе отра¬жаются
такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных ана
лизаторов, например величи¬на предмета, вес, форма, регулярность, что
свиде¬тельствует о сложной организации этого психического процесса.
Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом ег
о обследования. При многократном восприятии объекта в процессе обучени
я с одной (внеш¬ней) стороны происходит интериоризация — видоизмене¬ни
е структуры действий с объектом. Можно наблюдать, что способы обследов
ания объекта упрощаются и ускоряются за счет уменьшения числа и сплавл
ения в комплексы двигательных компонентов. С другой (внутренней) сторо
¬ны, происходит формирование образа объекта, с которым человек взаимод
ействует. Полученная посредством дви¬гательного обследования в активно
м взаимодействии с объектом информация о его свойствах (форме, вели-чи
не и т. д.) преобразуется в последовательные ряды характеристик, из ко
торых в дальнейшем вновь реконст¬руируются целостные отображения объек
тов — образы.
Первоначально деятельность человека направляется и корректируется возд
ействием лишь внешних объектов,
26
но постепенно она начинает регулироваться и образами. Можно сказать, ч
то образ представляет собой субъек¬тивную форму объекта, он — порожден
ие внутреннего ми¬ра данного человека. Уже в процессе формирования об¬
раза на него воздействуют установки, интересы, потреб¬ности и мотивы л
ичности, определяя его уникальность и особенности эмоциональной окраск
и. Поскольку в обра¬зе одновременно представлены такие разные свойства
объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, то можно сказат
ь, что это целостное и обобщенное представ¬ление объекта, результат си
нтеза многих отдельных ощущений, которое уже способно регулировать цел
есооб¬разное поведение.
К основным характеристикам восприятия относят константность, предметно
сть, целостность и обобщенность.
Константность — это относительная независимость образа от условий восп
риятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предмет
ов восприни¬маются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, п
оступающие от этих предметов в органы чувств, непре¬рывно меняются. Ка
к известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расс
тояния между пред¬метом и глазом и от угла зрения, но предметы нам каж
утся неизменной величины вне зависимости от этого расстояния (разумеет
ся, в известных пределах). Вос¬приятие цвета зависит от многих факторо
в: освещенности, фона, интенсивности. В то же время цвет знакомых пред
¬метов всегда воспринимается одинаково, аналогично и форма знакомых об
ъектов воспринимается как постоян¬ная, независимо от условий наблюдени
я. Значение конс¬тантности очень велико. Не будь этого свойства, при в
ся¬ком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, пр
и малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерыв
но изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает пред
мет. Он перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей, и восприятие не
могло бы служить средством познания объективной действительности.
Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметно
сть восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами именн
о как обособ¬ленное в пространстве и во времени отдельное физическое т
ело. Наиболее ярко данное свойство проявляется в фено-
27
мене выделения фигуры из фона. При этом вся наблюдае¬мая человеком дей
ствительность разделяется на две неравные по значимости части: одна —
предмет — воспринимается как конкретное, четко очерченное, рас¬положен
ное на переднем плане замкнутое целое, а вторая — фон — как более амор
фное, неопределенное, располо¬женное позади предмета и неограниченное
поле. Таким образом, воспринимаемая реальность всегда разделяется как
бы на два слоя: на фигуру — образ предмета, и фон — образ окружающего
предмет пространства.
Впервые попытку систематического исследования соот¬ношения фигуры и фо
на предпринял Рубин [385]. Он обнаружил, что при прочих равных условия
х поверхность с четкими границами, обладающая меньшей площадью, стреми
тся приобрести статус фигуры, и тогда все, окру¬жающее ее, воспринимае
тся как фон; здесь возможность разделения на фигуру и фон определяется
ограничен-ностью в пространстве. Большое значение имеет степень контр
астности: если она мала, то фигура сливается с фо¬ном и остается невос
принятой. Границу между фоном и фигурой обычно относят к фигуре, а не
к фону, который в общем случае может не быть обозримым.
Любой образ целостен. Под этим понимается внутрен¬няя органическая вза
имосвязь частей и целого в образе. При анализе целостности восприятия
можно выделить два взаимосвязанных аспекта: объединение разных эле¬мен
тов в целое и независимость образованной целостности (в определенных г
раницах) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на
восприятие частей. Несколько правил группировки частей в целое были в
первые сформулированы Вертхеймером [399]. Правило подобия: чем больше
части картины похожи друг на друга по какому-либо зрительно воспринима
емому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься ка
к расположенные вместе. В качестве группирующих свойств может выступат
ь сходство по размеру, форме, по расположению частей. В единую целостн
ую струк¬туру объединяются также элементы с так называемой хорошей фор
мой, т. е. обладающие симметрией или пе¬риодичностью. Правило общей су
дьбы: множество элемен¬тов, движущихся с одинаковой скоростью и по одн
ой траектории, воспринимается целостно — как единый дви¬жущийся объект
. Это правило применимо и тогда, когда
28
объекты неподвижны, но движется наблюдатель. Правило близости: в любом
поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены н
аиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно,
как один объект.
Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляетс
я в доминировании целостной струк¬туры над ее составляющими. Выделяют
три формы такого доминирования. Первая выражается в том, что один и то
т же элемент, будучи включенным в разные целост¬ные структуры, восприн
имается по-разному. Вторая проявляется в том, что при замене отдельных
элементов, но сохранении соотношения между ними общая структура образ
а остается неизменной. Как известно, можно изо¬бразить профиль и штрих
ами, и пунктиром, и с помощью других элементов, сохраняя портретное сх
одство. И, на¬конец, третья форма получает свое выражение в хорошо изв
естных фактах сохранения восприятия структуры как целого при выпадении
отдельных ее частей. Так, для це¬лостного восприятия человеческого ли
ца достаточно лишь нескольких элементов его контура [76].
Еще одной важной характеристикой образа является его обобщенность. Она
означает отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, им
еющему назва¬ние. В этом отражается влияние не только языка, но и опыт
а данного человека. По мере расширения опыта восприятия образ, сохраня
я свою индивидуальность и от¬несенность к конкретному предмету, причис
ляется ко все большей совокупности предметов определенной категории, т
. е. классифицируется. Именно классификация обеспечи¬вает надежность п
равильного узнавания объекта незави¬симо от его индивидуальных особенн
остей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Значение обо
б¬щенности узнавания проявляется, например, в способности человека сво
бодно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написа
н. Следует отметить, что обобщенность восприятия позволяет не только к
ласси-фицировать и узнавать предметы и явления, но и пред¬сказывать не
которые свойства, непосредственно не вос¬принимаемые. Коль скоро объек
т по отдельным своим качествам отнесен к данному классу, то с определе
нной вероятностью можно ожидать, что он обладает и дру¬гими свойствами
, характерными для этого класса.
29


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

доставка цветов Дружковка, часы.Цены на аренду светодиодного экрана.Канцелярия оптом киев на сайте http://www.kancmarket.in.ua.
Hosted by uCoz