СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

327
в их распоряжение личному делу, включавшему анкету, автобиографию, фо
тографию и образец письменной рабо¬ты студента. Они должны были произв
ести анализ мате¬риалов личного дела по определенной, общей для всех с
хеме. Все 400 преподавателей работали с одним и тем же личным делом. С
ущество эксперимента состояло в том, что в половину личных дел вклеили
фотографию симпатич¬ного, серьезного и вдумчивого молодого человека,
а в дру¬гую — фотографию малопривлекательного человека того же возраст
а. Оказалось, что, располагая массой объек¬тивных данных, подавляющее
большинство преподавате¬лей ориентировалось лишь по фотографии. Резуль
таты были таковы: малая часть дала нейтральное заключение, остальные р
азделились пополам в точном соответствии с предложенной фотографией [п
о 203, с. 269).
Ощущение проблемы как диссонанса между имеющим¬ся и желаемым вызывает
у человека определенное по¬знавательное напряжение, которое может разр
ешиться либо отысканием логического решения (левополушарный процесс),
либо внезапным усмотрением решения как новой структуры исходных данных
— инсайтом (правополушарный процесс). У некоторых народов давно сущес
твуют упражнения, которые с помощью специальных, логически неразрешимы
х задач повышают познавательное напряже¬ние до такой степени, что прои
сходит срыв логического мышления и скачок к другому типу мышления (по
нашей терминологии — к правостороннему). Так, коаны в систе¬ме дзен —
это специфические парадоксы, вопросы-загад¬ки. Для их решения необходи
мо особым образом сосре¬доточиться, преодолеть формально-логический по
дход, перейти с помощью смещения и трансформации к под¬сознательно-асс
оциативному мышлению. Полезно всмат¬риваться в глубь проблемы до тех п
ор, пока не возникает ощущение слияния с миром, теряется граница «я».
В этом случае сознание включается в поток конкретной ситуации и вниман
ие сливается с объектом восприятия, что обеспе¬чивает тотальную перера
ботку информации от объекта. Возникает возможность воспринимать объект
ивную дейст¬вительность целостно, без детального ее осознания.
Оправдано стремление максимально опираться на предметы и образы, модел
и и картины при решении задачи, тем самым стимулируя конденсацию. Прил
агая усилия для решения задачи в плане образа, человек выделяет из
328
каждого образа, вовлекаемого в решение, богатую до¬полнительную информ
ацию. При этом в анализ включает¬ся много индивидуально неповторимых ч
ерт каждого об¬раза, теряющихся в акте логического вывода, связан¬ного
с выбором адекватных категорий. Например, эф¬фективны упражнения по с
ведению словесных задач, пред¬ставленных в языке последовательно, в во
спринимаемые одновременно, зрительно, с предметной наглядностью схемы.
Пробуждает творческую фантазию интуиции предъяв¬ление задач с недостаю
щими элементами, как если бы кто-то уже нашел решение, но оно частично
потеряно или неиз¬вестно полностью. Здесь снимается ряд психологическ
их барьеров: не надо бояться войти в противоречие с закона¬ми природы
(существование решения доказано), не надо страшиться авторитетов (ведь
кто-то уже решил). Ука¬занный прием хорошо работает, когда неполное р
ешение предлагается в неблагоприятных условиях восприятия или при дефи
ците времени.
В фантастическом рассказе Р. Ф. Джоунса [99, с. 341] повествуется об о
дном из упомянутых условий преодоле¬ния психологических барьеров. Груп
пе ученых изложили драматическую ситуацию: в процессе испытаний погиб
изобретатель антигравитационного аппарата, демонстра¬цию работы которо
го якобы наблюдало много свидетелей. Ученым предложили восстановить ап
парат по его облом¬кам, по сильно зашумленной магнитофонной записи объ
яснений изобретателя и по информации о его мастер¬ской, лаборатории и
библиотеке. Организаторы описывае¬мого эксперимента учитывали, что к з
релым годам каждый специалист обычно приобретает способность инстинкти
вно отклонять все, что не соответствует известным ему зако¬нам естеств
ознания, он как бы воздвигает плотины в своем уме, строит шлюзы, через
которые текут допускаемые в сознание сведения. По мере того как специ
алист стано¬вится все более опытным и знающим, он относится к ин¬форма
ции все более избирательно — закрывает шлюзы настолько, что практическ
и ничто новое уже не может попасть в его мозг.
Итак, весь научный опыт говорил ученым, что построе¬ние антигравитацио
нного двигателя неосуществимо, а «свидетели» и эксперты утверждали обр
атное. Тем, кто хотел «повторить» изобретение, необходимо было не толь
-
329
ко внимательно присмотреться к общепризнанным посту¬латам, имеющим отн
ошение к тяготению, но и пересмот¬реть некоторые из них. Участники экс
перимента реагиро¬вали на ситуацию по-разному. Одни сомневались в ее р
еальности, что лишило их возможности найти новые ре¬шения. Другие пове
рили, что аппарат был создан и, сле¬довательно, его принципы не против
оречат законам при¬роды. Тем самым все психологические барьеры у них б
ыли сняты, и в этих облегченных условиях было найдено принципиально но
вое решение. В подобных ситуациях хорошо развитое воображение, освобож
денное от давле¬ния многих внутренних запретов и подстегиваемое дефици
¬том времени, работает автоматически и может восполнить пробелы сенсор
ной информации.
В заключение можно добавить, что развитие описан¬ных элементов интуити
вных решений не только стимули¬рует творческие возможности, но и дает
важное преиму¬щество в общении. Поведение людей, способных к интуи-тив
ным решениям, трудно предсказать, и поэтому ими сложнее манипулировать
. И, наоборот, те, кто не обла¬дает развитой интуицией, оказываются в
известном про¬игрыше, ими легче манипулировать, поскольку их поведе¬ни
е направляется по высоковероятному и поэтому легко-предсказуемому пути
.
Все перечисленные приемы активизируют правое полу¬шарие, способствуя в
ключению его в творческий процесс. Правое и левое полушария играют в и
нтуиции каждое свою роль. Логика гарантирует достоверность и служит ор
удием доказательства. Правосторонняя обработка, спо¬собствуя целостном
у восприятию, служит орудием изобре¬тательства. Интуитивный и осознанн
ый процессы выбора решений тесно переплетаются и представляют собой по
-следовательность логических и подсознательных этапов. Плодотворной по
дсознательной деятельности может пред¬шествовать программа поиска — ря
д логических рассуж¬дений, сужающих и ограничивающих интуитивный поиск
. Реальный процесс открытия не всегда подчинен логике, но оформление п
олученных результатов в научный текст не может быть осуществлено вне л
огики — формулиро¬вание гипотезы требует указания ее логических связей
с известными законами [180].
Латеральное мышление позволяет найти новый взгляд на проблему или пере
скочить на новый уровень ее пони-
330
мания, временно пренебрегая логическими противоречи¬ями. Затем можно п
опытаться проложить логически после¬довательный мост от исходных данны
х к этому новому подходу. И так шаг за шагом последовательно включаютс
я правосторонний процесс и строгий логический анализ, приближая интуит
ивное решение.
Эффективность обучения и роль правого полушария
Возникает вопрос, как оптимально использовать воз¬можности каждого пол
ушария. Для примера затронем такую практически актуальную область, как
обучение. Последние десятилетия прогресс в обучении связывали с посте
пенной заменой освоения учащимися практических навыков накоплением у н
их осведомленности в теорети¬ческих знаниях. При этом неявно предполаг
алось, что увеличение доли теоретического знания будет способство¬вать
повышению творческой инициативы. Действительно, мы стали очевидцами у
величения числа теоретических курсов, повышения уровня абстрактности и
зложения ма-териала в них, широкого использования символов, усиле¬ния
математизации и алгоритмизации материала при изло¬жении нематематическ
их дисциплин и даже гуманитар¬ных знаний, широкого внедрения программи
рования и т. д.
К сожалению, этим тенденциям сопутствовали другие: понизилась общая эм
оциональность изложения, его язык стал более сухим, близким к канцеляр
скому, далеким от литературного, уменьшилась доля ярких выразительных
конкретных примеров, знания излагаются, как правило, в безличной форме
, т. е. вне связи с именами ученых, ко¬торым принадлежат соответствующ
ие открытия, законы, разработки, изобретения, проекты; чрезвычайно мал
о ис¬пользуются ритмы — речевые и музыкальные, которые сами по себе ак
тивизируют эмоциональную и непроиз¬вольную память. Перекос в обучении
в пользу формально-словесных форм обучения приводит к формированию шаб
¬лонного, догматического способа мышления, неумению применять формальн
о усвоенные знания на практике. Слабость, неразвитость пространственно
го воображения все чаще становятся препятствием и в творческом поиске,
и в мастерстве.
331


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

девушки с маленькой грудью
Hosted by uCoz