СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

109
Поскольку сон защищает нас от перенапряжения и перевозбуждения, то лу
чший способ избавиться от тяжелого беспокойства или значительно уменьш
ить его — это выспаться. Винер называл сон «непатологическим очище-ние
м». Наблюдения показали, что если введено правило, по которому жалобы
можно подавать только на второй день после происшествия, то количество
поданных жалоб уменьшается на 60%. Такой эффект, возможно, объясняет¬
ся тем, что после ночного сна человек меньше возбужден и способен боле
е разумно отнестись к возникшему кон¬фликту.
В последние годы много писали о способе обучения во время естественног
о сна — гипнопедии [234, 392]. Как представить себе механизм этого спо
соба обучения и про¬никновения новой информации в мозг спящего человек
а? Мы уже отмечали, что обработка информации во сне носит фазный, пери
одический характер и медленный сон связан с переводом информации из пр
омежуточной памяти в кратковременную. Поскольку эта фаза сопровождаетс
я отклю¬чением памяти от приема информации извне, то обучение в этой ф
азе маловероятно. Быстрый сон сопоставляется с переводом информации в
структуры долговременной памяти. В этой фазе кратковременная память ос
вобожда¬ется, и в нее может быть введена информация либо из промежуточ
ной памяти, либо из внешней среды. В послед¬нем случае может происходи
ть обучение, при этом на дол¬говременное хранение будут передаваться н
е накоплен¬ные в предыдущий день сведения из промежуточной па¬мяти, а
только что введенные. Перевод процессов обра¬ботки информации на новые
рельсы может приводить к тому, что обычной продолжительности ночного
сна не хватит на обработку всей информации, накопленной за предыдущий
день. Обучение во сне при большой инфор¬мативной нагрузке днем может п
риводить к накоплению усталости и таким тяжелым последствиям, как невр
оз. Таким образом, с одной стороны, действительно можно ввести в памя
ть информацию и во сне. Мало того, она вводится практически без помех,
фона, смешения с други¬ми событиями дня и без личностных, не всегда п
оложи¬тельных оценок, т. е. при весьма благоприятных условиях. С друго
й стороны, нежелательно прибегать к этому виду обучения без особой нео
бходимости, поскольку, как было показано, во время ночного сна происхо
дит очень важная
110
и совершенно необходимая для нормального самочувствия человека обработ
ка информации. Поэтому не следует рассматривать обучение во сне как пе
рспективный метод, а только как возможность обучения в особых обстоя-т
ельствах.
Оперативная промежуточная память страдает при не¬досыпании —человек по
мнит старую информацию, но с трудом вспоминает содержание новых сообще
ний. Сон — очень чувствительный процесс, он связан с механизмами психо
логической защиты, поэтому потребность во сне у людей с повышенной чув
ствительностью большая.
Существенна непрерывность сна, многократно преры¬ваемый сон не приноси
т должного чувства отдыха, по¬скольку нарушается нормальная структура
фаз сна (соот¬ношение фаз). Хроническое утомление хорошо знакомо матер
ям с грудными детьми и всем, кто по роду профес¬сиональной деятельност
и имеет дробный сон, хотя общая продолжительность сна у них может даже
превосходить норму. Полезно согласовывать распорядок сна и бодрство¬в
ания с динамикой своих физиологических ритмов. С этой позиции всех люд
ей можно грубо разделить на две группы: сов и жаворонков. Жаворонками
называют тех, кто рано и легко встает поутру, имеет большую работоспос
обность утром и в первую половину дня, а совами — тех, кто просы¬паетс
я и встает утром с трудом, имеет лучшую работо¬способность вечером и д
аже ночью. Учет индивидуальной динамики сна позволяет эффективнее расп
ределять на¬грузку в течение рабочего дня и уменьшить психологическую
напряженность.
Обычно при нормальном сне, как уже говорилось, про¬исходит общее рассл
абление, расслабляются мышцы, сер¬дечный ритм замедляется, а дыхание с
тановится глубже. У страдающих бессонницей не наблюдается релаксации,
и поскольку они не могут расслабиться, они ближе к со¬стоянию бодрство
вания. Как следует из рассмотренного, засыпанию способствует уменьшени
е потока поступающих в мозг импульсов, что может быть достигнуто и с п
омощью полноценного мышечного расслабления — релаксации. Она позволяет
научиться быстро засыпать и полноценно спать, а также оказалась полез
ной не только людям с нарушениями сна, но и лицам, которые в связи с о
собенностями профессии вынуждены спать короткими интервалами и в проме
жутках интенсивно работать [395].
111
Долговременная память
Информация, накопленная в течение дня в промежу¬точной памяти, поступа
ет в долговременную память после преобразования в кратковременной памя
ти. Долговремен¬ная память, в отличие от других видов памяти, практи¬ч
ески не ограничена по объему и времени сохранения. Несмотря на эти цен
ные качества долговременного хра¬нилища, человек часто не получает дос
тупа к хранящимся там знаниям, когда в них возникает необходимость. До
ступность информации определяется в значительной ме¬ре организацией хр
анения. Память — не стационарное хранилище информации. Она включает уп
равляющие про¬цессы, влияющие на восприятие. Непрерывность восприя¬тия
обеспечивается схемами предвосхищения, которые формируются и хранятся
в памяти. Каждый цикл восприя¬тия включает в себя гипотезу, предвосхи
щение с помощью памяти некоторой конкретной информации, обследование р
еальной картины, выделение в ней значимых компонен¬тов и, наконец, кор
ректировку исходной схемы.
Здесь следует провести разграничение между двумя типами долговременног
о хранения. К первому хранилищу человек имеет произвольный доступ, там
информация непрерывно преобразуется (обобщается, группируется, класси
фицируется) в соответствии с целями и решаемыми задачами. По мере обуч
ения и накопления жизненного опыта человек овладевает разнообразными с
пособами организации воспринимаемого материала и тем самым облегчает с
ебе запоминание информации и ускоряет про¬извольный доступ к ней при р
ешении задач. Ко второму хранилищу произвольного доступа нет, и информ
ация хра¬нится в нем непреобразованная — в исходном виде.
Вначале рассмотрим способы организации хранения, способствующие произв
ольному вспоминанию, а затем кратко остановимся на свойствах второго т
ипа хранения.
Исследование факторов, влияющих на скорость реак¬ции, может дать косве
нные данные о структуре связей в долговременной памяти. Обратимся к ан
ализу экспери¬ментов по времени реакции.
При исследованиях скорости реакции испытуемому известны и объекты, на
которые он должен реагировать (класс альтернатив), и действие, сопоста
вляемое каждому объекту. Задача состоит в том, чтобы как можно быстрее
112
отреагировать на предъявленный объект. Это, в свою очередь, зависит от
того, как скоро человек вспомнит, что надо сделать, т. е. произведет
выбор из класса альтерна¬тив, хранящихся в долговременной памяти. Для
человека значима не информация сама по себе, а эффективность действий
и поступков, реализуемых на ее основе. Чем быст¬рее человек отыщет в п
амяти нужную информацию, тем быстрее он сможет реагировать на жизненну
ю ситуацию, поэтому скорость реакции может служить индикатором организ
ованности материала в памяти. Перечислим факто¬ры, от которых зависит
скорость реакции.
Величина класса. Показано, что по мере увеличения числа альтернатив, и
з которых производится выбор, время реакции и число ошибок монотонно р
астут до некоторого предела при условии равновероятности альтернатив [
354]. Вопрос о характере связи между временем реакции и чис¬лом альтер
натив эквивалентен вопросу о том, как идет сопоставление предъявленног
о объекта со следами, нахо¬дящимися в памяти: последовательно с каждым
следом или параллельно со всеми. В первом случае связь должна быть ли
нейной, во втором — нелинейной: время реакции не должно расти с увелич
ением числа альтернатив. В экс¬периментах наблюдаются отклонения от ли
нейной функ¬ции. Там, где испытуемый мог установить связи между объект
ами, соотносимыми с одинаковой ответной реакци¬ей, или найти их общие
признаки, время выбора зависело не от числа альтернатив, а от числа ка
тегорий, объединен¬ных общими признаками. Например, разные альтернатив
ы выступают для человека одинаковыми в случае, когда они названы одним
и тем же именем. Время выбора воз¬растает с увеличением числа альтерн
атив только тогда, когда эти альтернативы не рассматриваются испытуемы
м как входящие в одну категорию.
Сформулирована математическая зависимость времени реакции от числа воз
можных альтернатив (закон Хика):
Т == a log N, где Т — среднее время реакции на один объект, а N — числ
о альтернатив. Линейное возраста¬ние времени реакции наблюдается до оп
ределенного числа категориально различных альтернатив (6—10), затем ро
ст существенно замедляется или прекращает¬ся [354].


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

кавер группа ArtBases. | www.odnoklassniki,ru регистрация моя страница. | utorrent rus, ?torrent.
Polk audio iw enc lc265Модные кепки на сайте www.youmannequin.com.Полуботинки женские фото еще по теме.
Hosted by uCoz