СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Метод инцидента формирует умение оптимально раз¬решать конфликтные и э
кстренные ситуации. Он дает возможность специалисту отработать несколь
ко стандарт¬ных стратегий поведения, которые помогают ему в первый и с
амый напряженный период трудной ситуации войти в нее активно, конструк
тивно и поэтому с минимальным эмоциональным напряжением и тем самым тр
енирует способность преодоления возрастной и личной инерцион¬ности [24
7, 248].
31
Тренировка чувствительности
Этот метод иногда называется еще сенситивным или социально-психологиче
ским тренингом. Он формирует у человека умение управлять стилем своего
поведения за счет осознания того, как он воспринимается окружаю¬щими,
какие действия провоцируют их симпатию или антипатию, развивает такие
личные качества, как чув¬ствительность, восприимчивость к психическом
у состоя¬нию окружающих людей, их установкам и стремлениям. Психологич
еской базой этого метода служит перестройка установок личности, опреде
ляющая последующее измене¬ние отношения к себе и другим людям. В ходе
тренировки у человека развивается умение наблюдать, определять хотя бы
в общих чертах состояние другого человека по внешним признакам (поза,
выражение лица, глаз, поход¬ка, движения) и соответственно строить св
ое поведение. Он привыкает учитывать также особенности темперамента и
характера партнера по общению, понимает, что для эффективного взаимоде
йствия с людьми необходимо зна¬ние некоторых приемов: как сказать друг
ому горькую, но необходимую правду, как предотвратить готовую вспыхнут
ь ссору, как найти выход в конфликтной ситуа¬ции, как отвлечь другого
человека от тяжелых пережива¬ний.
Тренировку чувствительности называют еще и проиг¬рыванием ролей, и, по
меткому выражению английских специалистов, она позволяет нам «походит
ь в чужих ботинках».
Как известно, одни люди благодаря сформировавшейся у них манере общени
я вступают в контакты с окружаю¬щими без всяких усилий со своей сторон
ы, поддерживая или создавая у них хорошее настроение, другие вносят в
свои взаимоотношения с людьми напряженность и прово¬цируют развитие у
последних отрицательных эмоций. Час¬то эти различия в получаемых эмоци
ональных откликах являются следствием того, выбран ли для каждого слу¬
чая подходящий стиль общения. В то время как некото¬рые люди умеют про
являть своеобразную гибкость, учи¬тывая особенности участвующих в обще
нии людей, вно¬сить в свою манеру общения требуемые обстоятельствами к
оррективы, другие неспособны на это, обнаруживая в об¬щении с разными
категориями лиц один и тот же, ставший
474
для них привычным, способ поведения. Люди с негибкой манерой поведения
могут вызывать благоприятную ответ¬ную эмоциональную реакцию чисто сл
учайно, когда выра¬ботавшаяся у них манера общения соответствует инди-
видуальным особенностям участников взаимодействия. Однако во всех оста
льных случаях, коль скоро их способ общения не соответствует состоянию
их партнеров, они могут стимулировать недовольство и провоцировать от
ри-цательные эмоции партнеров. Так, привлекательная жен¬щина, привыкша
я с молодых лет кокетливо и непринуж¬денно устанавливать деловые конта
кты, часто в зрелом возрасте сохраняет эту же стратегию поведения, не
заме¬чая, что теперь ее тактические приемы стали не только бесполезным
и, но и неприятными.
Для каждого человека важно такое качество, как личное обаяние в обраще
нии с другими. Следует заметить, что обаяние не зависит от внешности и
его можно в себе развить. Оно прежде всего связано с эмоциональной от
¬зывчивостью, тактом и чуткостью. Искренняя заинтересо¬ванность, уваже
ние и любовь к людям делают человека очень приятным для окружающих. Дл
я того чтобы стать обаятельным, следует развивать в себе способность с
хва¬тывать психологические особенности и состояние других людей, спосо
бность мысленно поставить себя в ситуацию другого человека и действова
ть за него. Развитый пси¬хологический такт — это правильный подход к л
юдям при установлении взаимоотношений с ними. Он проявляется в умении
быстро найти нужный тон, целесообразную фор¬му общения в зависимости о
т состояния собеседника, в простоте и естественности общения с людьми.
Способность почувствовать состояние другого человека называют эмпатией
. Метод тренировки чувствительности направлен, в частности, на развити
е этой способности, акцентируя внимание на правильном отношении к ее м
е¬ханизмам, которые основаны на умении поставить себя на место другого
, взглянуть на вещи с точки зрения партнера. Конечно, здесь не подразу
мевается переход на позиции другого человека: взглянуть на вещи с его
точки зрения не означает отождествить себя с другим человеком. Про¬явл
ение эмпатии состоит в том, что принимаются в расчет мотивы поведения
другого, к ним проявляется сочувствие или сопереживание, но своя собст
венная стратегия пове¬дения может строиться совсем по-иному. В процесс
е тренинга чувствительности выявляется, что эмпатия позво¬ляет понимат
ь эмоциональное состояние другого человека по внешнему виду, в первую
очередь — по выражению лица.
475
При этом используются упражнения, целенаправ¬ленно тренирующие способ
ность устанавливать контакт с партнером при помощи движений и мимики.
Известно, какой глубокий, иногда необратимый след оставляет первое впе
чатление от человека, поэтому полез¬но представлять себе, какое первое
впечатление вы произ¬водите. Тренинг позволяет не только уяснить, но
и кор-ректировать это впечатление на основе правильно органи¬зованной
обратной связи. В обычных условиях такая кор¬рекция затруднена в связи
с ограниченными возмож¬ностями использования восприятия в самопознани
и. Толь¬ко благодаря зеркалу или кино- и фотоснимкам человек может наб
людать свое поведение, поэтому в тренинге ста¬раются максимально испол
ьзовать звуко- и видеозапись для демонстрации членам группы их поведен
ия, после чего проводят дискуссии.
Для того чтобы развить желаемые качества у человека, следует прежде вс
его показать ему неэффективность имею¬щихся у него стереотипов взаимод
ействия с другими людьми, затем изменить его поведение и, наконец, зак
ре¬пить новые и более гибкие стратегии общения. В соответ¬ствии с этим
и задачами в процессе тренинга выделяют три стадии: оттаивание, измене
ние, замораживание. Глав¬ная задача первой стадии — уменьшить силу, ст
абиль¬ность и ценности прежних установок. Обычно желаемое изменение ус
тановок происходит при таких обстоятель¬ствах, когда старые подходы об
наруживают свою неэф¬фективность и при этом могут стать предметом крит
и¬ческого рассмотрения. В ситуациях тренинга предметом обсуждения оказ
ываются не события, происходившие где-то и с кем-то (в отличие от мето
да конкретных ситуаций), а события и отношения, складывающиеся в самой
учеб¬ной группе «здесь и теперь». Для этого специально орга¬низуются
эмоционально значимые для участников ситуа-ции взаимодействия, и они с
тановятся достаточно моти¬вированными для обучения с помощью метода тр
енировки чувствительности. Нередко члены группы попадают в по¬ложения,
противоречащие сложившимся у них представ-лениям и нормам, и, как сле
дствие этого, развиваются напряжение и тревога. Чтобы справиться с тру
дной ситуацией,
476
участники тренинга пытаются менять свое поведе¬ние. Это и определяет п
ереход ко второй его стадии. На третьей стадии происходит стабилизация
тех способов поведения, которые оказались наиболее полезными. Таким о
бразом, психологической основой обсуждаемого метода является совершенс
твование стиля поведения в условиях управляемого изменения ценностных
ориентации и уста¬новок и закрепления возникающих новых форм.
Основную роль при тренировке чувствительности игра¬ет правильно органи
зованная обратная связь. Как отме¬чает А. А. Бодалев [37], именно благ
одаря действию ме¬ханизма обратной связи человек может корректировать
свое последующее поведение на основе достигаемого в ходе взаимодействи
я с другими людьми результата, заменяя используемые способы взаимодейс
твия новыми, которые кажутся более эффективными. Тренинг приводит к по
вы-шению точности межличностного восприятия, с которой человек различа
ет установки, чувства и реакции других, при этом достигается не только
повышение эффективности в сфере общения, но развивается и умение гибк
о кор¬ректировать свое поведение в дальнейшем.
Множество форм тренинга можно разделить на два класса: один ориентиров
ан на развитие специальных уме¬ний (например, вести переговоры, дискус
сию или разре¬шать межличностные конфликты), другой нацелен на уг¬лубл
ение опыта анализа ситуаций общения, имеется в виду анализ себя, друго
го человека, групповой ситуации в це¬лом. Эти методы повышают активнос
ть через включение в обучение элемента исследования, для чего использу
ются групповая дискуссия и ролевые игры. Предметом груп¬повой дискусси
и могут служить реальные межличностные отношения членов группы, процес
сы, динамика происхо¬дящих в группе событий изучаются самими членами г
руп¬пы. В результате подобного анализа повышается компе¬тентность кажд
ого члена группы в отношении собственных мотивов, возможностей в межли
чностном общении, а так¬же становится более глубоким понимание мотивов
, целей и стратегий поведения партнеров по общению. В целом достигаетс
я такое состояние, когда каждый член группы способен свободно и точно
сообщать о своих чувствах и мотивах.
477
Важными условиями продуктивности обратной связи являются ее непосредст
венность и описательный характер. Для налаживания обратной связи целес
ообразно со¬средоточиться на описании собственных чувств, сопровож-даю
щих восприятие партнера по общению, например: «Когда ты шутишь, как се
йчас, я испытываю раздраже¬ние». В истинности такого высказывания труд
но усомнить¬ся — ведь человек говорит о себе. Поданная в таком виде ин
формация не содержит оценки другого и поэтому легче воспринимается. Че
ловек задумывается о том, только ли этого человека раздражают его шутк
и. Чем меньше оце¬нок и больше описательности в обратной связи, тем он
а эффективнее, так как не включаются защитные механиз¬мы.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Выбирая подарок девушке и собираясь на день рождения к девушке в гости.
На сайте www.vteplote.com.ua каменки для бани.куплю квартиру в днепропетровске на Победе.
Hosted by uCoz