СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Профессиональный отбор помогает выделить претен¬дентов с наиболее подх
одящими для данной специаль¬ности психофизиологическими качествами, по
скольку часть требуемых некоторыми профессиями качеств плохо поддается
тренировке, они ограничены свойствами тем¬перамента. Например, извест
но, что слабо развитое чув¬ство времени или малая скорость двигательно
й реакции лишь в некоторых пределах могут быть развиты путем индивидуа
льной тренировки. С целью повышения эффек¬тивности профессионального о
тбора разработаны спе¬циальные тесты, позволяющие оценить характеристи
ки внимания, точность оценки времени, скорость двигатель¬ной реакции.
Если выбирают на руководящую должность специа¬листа среди трех лиц с р
азличными темпераментами (холерическим, флегматическим и сангвинически
м), когда другие их качества равноценны, то следует принять во внимани
е, что холерик импульсивен, резок в общении, повышенно возбудим, для р
уководителя это не оптималь¬ный способ воздействия. Флегматик — упорны
й, ровный с людьми, но медленно переключающийся, малоподвиж¬ный, его л
учше использовать в самостоятельной, незави¬симой от общения работе —
исследовательской, конструк¬торской. Из этого рассуждения следует, что
на роль руководителя подходит больше сангвиник.
Важен не только профессиональный отбор, но и профориентация, т. е. опр
еделение для каждого человека такой трудовой деятельности, которая соо
тветствовала бы не только его интересам, но и его индивидуальным осо-б
енностям и возможностям. Исследования показывают, что лица, получившие
профессиональную специализацию с учетом их психофизиологических харак
теристик, испы¬тывают большое удовлетворение от своего труда, что
350
самым благоприятным образом сказывается на их произ¬водительности.
Продуктивность работы человека тесно связана с осо¬бенностями его темп
ерамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может прин
ести дополнитель¬ный эффект, если работа требует от него смены объекто
в общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к друг
ому. Может создаваться ложное представ¬ление, что люди инертные (флегм
атики) не имеют преиму¬ществ ни в каких видах деятельности, но это нев
ерно: так, именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные
движения, у них обнаруживается стойкое предпочтение стереотипных спосо
бов действия, пунктуаль¬ное соблюдение однажды принятого порядка, а не
свое¬временность своих реакций они восполняют более тща¬тельным планир
ованием действий и педантичным контро¬лем. Они предпочитают упражнения
и операции, вклю-чающие статические позы, медленные и плавные элемент
ы, и добиваются в них наибольших успехов.
Как установлено, люди, отличающиеся слабой нерв¬ной системой — меланхо
лики,— сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем
остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. У таких
людей максимум мотивации проявляется в задачах с боль¬шей надеждой на
успех. Люди, отличающиеся более сильной нервной системой и высокой реа
ктивностью — сангвиники,— не только стремятся к решению задач, пре-выш
ающих среднюю трудность, но и могут с ними успешно справляться. В цело
м меланхолики и флегматики харак¬теризуются большим соответствием уров
ня притязаний уровню реально выполняемых ими задач, т. е. их притяза-н
ия реалистичнее, чем у сангвиников и холериков, которые чаще характери
зуются нереалистическим (завышенным или заниженным) уровнем притязаний
.
В нормальных условиях темперамент проявляется толь¬ко в особенностях и
ндивидуального стиля, не определяя результативность деятельности. В эк
стремальных ситуа¬циях влияние темперамента на эффективность деятель-н
ости усиливается, заученные и предварительно усвоен¬ные формы поведени
я становятся неэффективными, и тре¬буется дополнительная энергетическа
я или динамическая мобилизация организма для того, чтобы справиться с
неожиданными или сверхсильными воздействиями.
351
Поскольку частая мобилизация истощает организм, человек неосознанно с
тремится к таким ситуациям, которые не требуют от него предельных усил
ий. Для низкореактивных людей (флегматиков и меланхоликов) характерно
предпочтение ситуаций, богатых стимулами требующих от них меньших физи
ологических затрат т. е. более комфортных и по психологическим и по фи
зиологическим критериям. Для высокореактивных людей (сангвиников и хол
ериков) оптимальная стратегия связана со снижением возбуждения за счет
избегания чрезмерной стимуляции. Такая предпочтительность проявляется
в выборе соответствующей формы деятельности — профессиональной, спорт
ивной и т. д. Например, среди альпинистов и планеристов, чьи спортивны
е действия связаны с большим риском, численно преобладают хо-лерики и
сангвиники. Вместе с тем в группе людей, выбравших профессию с высокой
эмоциональной нагруз¬кой (адвокаты), наблюдается значительное преобла
дание низкореактивного темперамента, тогда как в группе лиц, деятельно
сть которых не связана с каким-либо со¬циальным риском (библиотекари),
численно доминируют люди высокореактивные [254].
Экспериментально показано, что сангвиники и холе¬рики проявляют меньшу
ю сопротивляемость и понижен¬ную продуктивность в ситуациях, когда усл
овия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают вкл
ючения индивидуальных приемов. Регламентация при¬водит их к быстрому у
томлению, и поэтому они предпо¬читают выполнять действия, которые можн
о произвольно прервать, а также стремятся к чередованию неоднородных д
ействий. Изменение способов или типа работы, создавая оптимальные усло
вия для функционирования их нерв¬ной системы, предохраняя ее от перегр
узки, позволяет этим людям работать эффективно длительное время без пе
рерыва и с малым числом совершаемых ошибок. Флег¬матики и меланхолики,
напротив, в условиях строгой регламентации обнаруживают большую сопро
тивляемость и продуктивность, чем холерики и сангвиники. Отсюда понятн
о, что рабочие инструкции желательно форму¬лировать для людей с разным
темпераментом по-разному. Для одних предпочтительнее инструкции подро
бные, де¬тальные, для других — обобщенные и содержащие мини¬мальное чи
сло вспомогательных указаний.
352
Для оптимизации обучения полезно контролировать деятельность холерика
как можно чаще, в работе с ним недопустимы резкость, несдержанность, т
ак как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время
любой проступок его должен быть требовательно и спра¬ведливо осужден.
По отношению к нему отрицательную оценку допустимо применять в очень
энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучше
¬ния результатов его работы или учебы. Перед сангвиником следует непре
рывно ставить новые, по возможности, ин¬тересные задачи, которые требо
вали бы от него сосре¬доточенности и напряжения, необходимо постоянно
вклю¬чать его в активную деятельность и систематически по¬ощрять его у
силия. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересова
ть. Он требует к себе систе¬матического внимания. Его нельзя быстро пе
реключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недо¬пусти
мы не только резкость, грубость, но и просто по¬вышенный тон, ирония.
О проступке, совершенном мелан-холиком, лучше поговорить с ним наедине
. К нему нужно проявлять особое внимание, вовремя похвалить за прояв¬л
енные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует испол
ьзовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие.
Для некоторых личностей ситуация экзамена может оказаться стрессо¬вой
. Так, при ответе на экзамене флегматик реагирует на вопрос замедленно
, и может возникнуть впечатление, что он не знает материала, и чтобы н
е вывести его из равновесия, нужно особое терпение. Излишняя поспеш¬но
сть сангвиника или неоправданная порывистость хо¬лерика в этой ситуаци
и могут приводить их к недо¬статочно обдуманным ответам. Здесь желател
ьно много¬кратно уточнять, что именно они хотели сказать. Мелан¬холик
— самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким
и доброжелательным.
Таким образом, от темперамента зависит, каким спо¬собом человек реализ
ует свои действия, и не зависит их содержательная сторона. Темперамент
проявляется в особенностях психических процессов, влияя на скорость в
споминания и прочность запоминания, беглость мысли¬тельных операций, у
стойчивость и переключаемость внимания.
353
Задатки и способности
Не только темперамент вносит свой вклад в структуру личности. Человек
вступает в мир как индивид, наде¬ленный совокупностью природных свойст
в и задатков, а его способности формируются в деятельности, разви¬ваяс
ь на основе генетически определенных задатков, т. е. способности являю
тся функцией не только задатков самих по себе, но и развития, в которо
е задатки входят как предпосылки или условия [221, 230].
Возникает вопрос: в какой степени способности обу¬словлены наследствен
ностью, а в какой — воздействием окружающей среды и обучением? В насто
ящее время установлено, что генотип определяет только теоретически дос
тижимые границы возможностей индивидуума, а среда и воспитание — наско
лько эти возможности будут практи¬чески реализованы. Различные исследо
ватели оценивают соотношение и вклад этих факторов (наследственности и
воспитания) по-разному. Например, Айзенк [338] основное значение прид
ает наследственности, определяя интеллект как общую врожденную познава
тельную спо¬собность, но это крайняя позиция. Если с ней согла¬ситься,
то тогда все основные особенности и способы развития психики предопре
делены биологическими факто¬рами. Такой точки зрения придерживаются мн
огие пси¬хиатры и большинство представителей буржуазной психо¬логии. О
ни считают, что, в отличие от знаний, умений и навыков, способности об
условлены полностью врожден¬ными задатками, а воспитание и обучение их
как бы только проявляют. Поскольку они убеждены, что развитие способн
остей не зависит от обучения, постольку их ис¬следования обычно направ
лены лишь на выявление и кон¬статацию способностей, но не на организац
ию процесса их развития и формирования. В качестве доказательства врож
денности способностей обычно указывают на факты существенных индивидуа
льных различий в способностях, и особенно на факты их раннего проявлен
ия у одаренных детей, когда воздействие обучения и воспитания, казалос
ь бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаре
нность у Моцарта обнаружилась в три года, у Гайдна — в четыре. Талант
в живописи и в скульп¬туре проявляется несколько позднее: у Рафаэля он
проявился в 8 лет, у Ван-Дейка — в 10, у Дюрера — в 15 лет.
354
Однако раннее проявление способностей при прочих равных условиях не го
ворит об их врожденности, а свидетельствует только о величине даровани
я.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

диспенсер для мыла | Садовый бордюр также читайте.
Hosted by uCoz