СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

Но такое описание "доведения до абсурда" граничит с телеологией. Если
утверждение "это не работает" не может быть выражено в кодах первичных
процессов, то каким образом вычисления в кодах первичных процессов мо
гут направить организм к испробованию таких типов действий, которые пр
одемонстрируют, что "это не работает"?

Проблемы этого общего типа часто встречаются в психиатрии. Возможно, о
ни могут быть разрешены только в рамках модели, в которой при определе
нных обстоятельствах дискомфорт, испытываемый организмом, активизирует
петлю положительной обратной связи для усиления поведения, предшество
вавшего дискомфорту. Такая положительная обратная связь могла бы предо
ставить подтверждение, что дискомфорт порожден именно этим поведением,
и увеличить дискомфорт до некоего порогового значения, при котором ст
али бы возможны изменения.

В психотерапии такая петля положительной обратной связи обычно предста
влена терапевтом, толкающим пациента навстречу его симптомам. Эта техн
ика была названа "терапевтическим "двойным посланием"". Пример такой т
ехники приводится далее, где АА подталкивает алкоголика к тому, чтобы
пойти и попробовать "пить под контролем", чтобы он мог лично убедиться
, что не обладает никаким контролем.

Также вполне правдоподобно, что симптомы и галлюцинации шизофреника (к
ак и сновидения) представляют собой корректирующий опыт. Так весь шизо
френический эпизод приобретает характер самоинициации. Отчет Барбары О
'Б-райен о ее собственном психозе (O'Brien, 1958) - возможно, самый си
льный из всех примеров этого явления, обсуждавшихся где бы то ни было
(Bateson, 1961).

Следует добавить, что возможное существование такой петли положительно
й обратной связи, приводящей к движению в направлении усиливающегося д
искомфорта вплоть до некоторого порогового значения (которое может леж
ать и по другую сторону смерти), не включается в общепринятые теории о
бучения. Тем не менее, тенденция проверять неприятное с помощью его по
вторного воспроизведения - это обычная человеческая черта. Возможно, э
то то, что Фрейд назвал "инстинктом смерти".

Состояние опьянения

Сказанное выше о каторге симметричной гордости - лишь половина картины
. Это состояние сознания алкоголика, борющегося с искушением. Очевидно
, что это состояние крайне неприятно и явно нереалистично. Его "другие
" являются либо полностью продуктом воображения, либо сильно искаженны
ми образами людей, от которых он зависит и которых, возможно, любит. У
него есть альтернатива этому неприятному состоянию - он может напитьс
я. Или "по крайней мере" выпить.

С этой комплементарной уступкой, которую сам алкоголик часто видит как
действие "назло", как парфянскую стрелу в симметричной борьбе, вся ег
о эпистемология меняется. Его тревога, раздражение и паника исчезают к
ак по волшебству; самоконтроль снижается, но еще сильнее снижается пот
ребность сравнивать себя с другими. Он чувствует в своих венах физиоло
гическое тепло алкоголя и во многих случаях соответствующую психологич
ескую теплоту к другим. Он может быть и злым и слезливым, но он снова
стал частью человеческого сообщества.

Прямые данные, подтверждающие тезис, что шаг от трезвости к интоксикац
ии есть также шаг от симметричного вызова к комплементарности, скудны
и всегда затуманены как искажениями памяти, так и комплексной алкоголь
ной интоксикацией. Однако отчетливые свидетельства из фольклора и леге
нд указывают, что шаг этот именно такого рода. Причащение вином в риту
алах всегда означало социальную агрегацию либо в религиозной "соборнос
ти", либо в секулярном "товариществе". В буквальном смысле слова, алко
голь заставляет индивида видеть себя и действовать как часть группы, т
.е. он обеспечивает комплементарность отношений с окружающими.

Падение на дно


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

отбеливание зубов
Hosted by uCoz