СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

536
Итак рассмотренные высшие психические процессы – восприятие, память, в
нимание, речь, мышление и эмо¬ции являются различными гранями сознания
. Сознание - их единство, оно не могло бы существовать без любого из н
их. Это единство, синтез определяет возможность построения внутреннего
плана, внутренней модели внешней среды. Иерархия установок как по отн
ошению к себе, так и по отношению к внешней среде, и механизмы, обеспе
чивающие динамику мысленного манипулирования с образами, представления
ми и понятиями, могут быть сопоставлены с действующей моделью внешней
среды.


Рис. 24, е
537
Постановка мысленного экспери¬мента в рамках такой модели создает возм
ожность целесообразно строить поведение, определять свое отно¬шение к
прошлому, будущему и к своей личности. Уже перечисление таких основных
свойств сознания, как пере¬живание, познание и отношение, показывает,
что созна¬ние — это продукт взаимодействия эмоций, мышления, памяти и
речи.
Практически все психические процессы вносят свой вклад в специфику орг
анизации сознания, но наиболее очевиден вклад речи, поскольку она выст
упает как орудие внутренней деятельности. Все исследователи согласны с
тем, что осознание теснейшим образом связано с оречевлением. Так же о
рганично включается в структуры созна¬ния и память. Без участия памяти
не могут ни формиро¬ваться, ни сохраняться представления и понятия, к
оторые служат объектами манипулирования в процессах пред¬восхищения ре
зультата будущего поведения. Кроме того, преемственность сознания, про
являющаяся в феномене «я», тоже определяется долговременной памятью. О
на обеспечивает ощущения непрерывности и преемственнос¬ти, именно ее у
частие в процессах сознания и самосозна¬ния создает условия для ощущен
ия самоотождествленности личности, несмотря на изменения внешних услов
ий и самой личности.
Сознательная регуляция поведения, целесообразное и произвольное поведе
ние человека организуются благода¬ря тому, что у него сформирована вну
тренняя модель внешней среды. Эта модель, в рамках которой осуществи¬м
о мысленное манипулирование образами, позволяет со¬поставлять наличное
состояние с прошлым и не только наметить цели будущего поведения, но
и отчетливо их себе представить. В этом случае и реализуется предусмо¬
трительность как представление последствий поступков до их совершения
и становится возможным поэтапный контроль за приближением к цели путем
минимизации отличий реального положения вещей от желаемого.
Использование модели допускает положительный пе¬ренос обучения — прави
льное решение новой задачи в сфере, где у человека нет личного опыта,
в том случае когда новая задача по некоторым критериям сходна со старо
й.
538
Положительный перенос навыков и принципов реше¬ния исключает необходим
ость накопления опыта в каждой конкретной области и тем улучшает присп
особление человека к меняющейся среде. Однако предсказание на основе м
ысленного эксперимента может давать хорошие результаты только в том сл
учае, когда внешняя среда меняется не слишком быстро. Любая модель нес
колько инерционна, и если среда слишком изменчива, прогноз с помощью м
одели может приводить к закономерным ошибкам.
Построение и функционирование системы отношений — одна из основных фун
кций сознания, это отношение к себе, к другим, системы установок и цен
ностей. Мышление и эмоции включены в процесс осознания, поскольку осно
в¬ной результат мышления состоит в выявлении отношений между предметам
и и явлениями в чистом виде, а функции эмоций связаны с формированием
субъективного отноше¬ния человека к предметам, явлениям и людям. В стр
ук¬турах сознания эти формы и виды отношений синтезируют¬ся в иерархич
еские системы, которые определяют как организацию поведения, так и глу
бинные процессы само¬оценки и самосознания.
Венцом развития высших психических функций являет¬ся формирование само
сознания, которое позволяет челове¬ку не только осознать внешний мир,
но, выделив себя в этом мире, познавать, переживать свой внутренний ми
р и определенным образом относиться к себе. Мерой и исходным пунктом в
отношении человека к себе вы¬ступают прежде всего другие люди, и само
сознание по сво¬ему существу носит глубоко общественный характер. Кажд
ый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, и у
него постоянно формируется целая система таких представлений. Система
взглядов становит¬ся все более содержательной по мере того, как челове
к взаимодействует со все большим числом групп. Оценки самого себя с то
чки зрения тех, с кем встречается че¬ловек дома, в школе, на работе, п
остепенно делают его все более многогранным. Сознательное поведение яв
ляется не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколь
ко результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе об
щения с ним окружающих.
Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает
внутреннюю целостность, постоянство личности,
539
которая способна оставаться сама собой, независимо от меняющихся ситу
аций. Узнавание себя при непрерывном изменении внешних условий существ
о¬вания является вершиной в борьбе за независимость человека от среды.
Мы уже говорили об отдельных этапах этого пути, когда обсуждали грани
цы константнос¬ти образа, свойства памяти, которые придают устойчи¬вос
ть нашим реакциям во времени, особенности внима¬ния, которые определяю
т избирательность, направляемую внутренними потребностями человека при
переменных воз¬действиях извне. Именно эти качества психических про¬ц
ессов и делают возможным самосознание. Ощущение человеком своей опреде
ленности поддерживается непре¬рывностью его переживаний во времени. Он
обладает как воспоминаниями о прошлом, от которых нельзя изба¬виться,
так и надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает че
ловеку возможность интегри¬ровать себя в единое целое.
В течение жизни человека отдельные высшие психи¬ческие процессы достиг
ают своего расцвета неодновре¬менно, каждый из них, вступая в общий ор
кестр, изме¬няет весь рисунок поведения человека данного возраста. Кро
ме того, каждый возраст связан с включением личнос¬ти в новые типы соц
иальных контактов, которые и опре¬деляют ее воспитание, обучение и сам
оопределение.
В связи с развитием децентрации у младших школь¬ников может возникнуть
негативное отношение к автори¬тарности родителей, навязывающих свою п
озицию и по¬давляющих их самостоятельность. Сопротивление под¬ростков
нередко проявляется в таких формах, как агрес¬сивность и замкнутость.
Если же подросток не сопротив¬ляется и в своих поступках подчиняется ж
естким тре-бованиям родителей, то он отвыкает принимать решения и нест
и за них ответственность, поэтому именно он может оказаться самым безз
ащитным, когда очутится вне жесткого регламентирования. Проявление вни
мания и уважения к личности подростка и его делам формирует у него чув
ство собственного достоинства, самостоятель¬ность и приучает его довод
ить до конца начатые дела.
У подростка 12—13 лет в связи со становлением самосознания повышается
интерес к себе как к личности. Повышение самоценности по контрасту мож
ет приводить к понижению значимости родителей и других близких


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Hosted by uCoz