СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

ББК88
Г 77
Рецензенты:
д-р психол наук Л. Д. Логвиненко (Моск. ун-т), д-р психол наук И. П Во
лков (Ленингр. ин-т физиче¬ской культуры)
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Ленинград
ского университета
Грановская Р. М.
Г 77 Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство
Ленинградского университета. 1988.—560 с.
Книга в доступной для неспециалистов форме знакомит с важ-нейшими проц
ессами, изучаемыми психологией: восприятием, вниманием, памятью, мышле
нием, речью, эмоциями, сознанием. Она содержит практические рекомендац
ии, помогающие каждому направленно формировать эти функции и управлять
ими в про¬цессе обучения, труда и общения.
Книга предназначена для преподавателей вузов, руководи¬телей предприят
ий, инженеров, всех, кто по роду своей деятель¬ности должен уметь прав
ильно общаться с людьми.
Издательство Ленинградского университета, 1988
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель данной книги — ознакомить с элементами пси¬хологии всех желающих,
и в первую очередь тех, кто занят претворением в жизнь грандиозной за
дачи коммунистического строительства. Ее ре¬шение на современном этапе
развития страны связано «с совершенствованием общественных отноше¬ний
, перестройкой мышления, выработкой новой психо¬логии, утверждением ди
намизма как образа жизни, нормы бытия» [7, с. 10]. Указанные преобразо
вания должны начаться с перестройки «сознания, отказа от сложившихся с
тереотипов мышления и практики, ясного понимания новых задач» [7, с. 3
8]. В этом большую помощь могут оказать знания основ психологии челове
ка. Все, кому по роду своей деятельности нужно работать с людьми, упра
влять ими и воспитывать их, должны иметь научное представление о таких
присущих каждому из нас психи¬ческих процессах, как восприятие и мышл
ение, внимание и память, эмоции и речь и т. д. Бытует мнение, что знан
ия основ психологии лишь несколько углубят уже имеющиеся представления
, сформированные на базе соб¬ственного жизненного опыта. Но это не так
. Во-первых, для психологических знаний характерно несовпадение их жит
ейского и научного смыслов, во-вторых, овладение даже элементами научн
ых знаний по психологии не только количественно увеличивает возможност
и человека, но и способствует качественным изменениям стратегии его по
ведения. Лишь сплав науки и практики обеспечивает сознательное и целен
аправленное решение поставленной партией задачи.
Знание основ психологии необходимо любому гражда¬нину. И вот почему. О
собый акцент во всех нынешних преобразованиях делается на повышение ро
ли человече¬ского фактора. Отсюда знание человеком путей самоор¬ганиза
ции для сохранения оптимальной, работоспособ¬ности в любом возрасте, в
ыработка психологической готовности к переменам, к восприятию нового —
залог продуктивной организации своего поведения. Именно пси¬хологичес
кая грамотность позволит человеку понять сущ¬ность возрастных изменени
й как в юности, так и в пожилом возрасте, подготовиться к правильному
использованию психологических приспособительных механизмов, сохране¬ни
ю активной жизненной позиции до глубокой старости.
Не обойтись без психологических знаний и при реше¬нии задач, сформулир
ованных в Законе СССР о трудовых коллективах. Это задачи создания в ни
х благоприятного психологического климата. Умение управлять своими эмо
циями, понимание эмоционального состояния других людей, готовность к с
опереживанию и сочувственное отношение к заботам и потребностям окружа
ющих рас¬полагают к творческим контактам и сотрудничеству в об¬становк
е дружелюбия и взаимопонимания.
Особенностью психологической науки, существенно от¬личающей ее от таки
х наук, как, скажем, физика или химия, является то, что знания, получа
емые научной психологией, могут быть использованы не только для ускоре
ния культурного и научно-технического прогресса, не только для взаимод
ействия с внешним по отношению к человеку миром (в данном случае — с д
ругими людьми), но и для самоусовершенствования. Действительно, при¬ме
няя сведения, добытые экспериментальной и теорети¬ческой психологией,
человек способен радикально усовер¬шенствовать свои высшие психические
функции. Станут достижимыми управление своим вниманием, сосредоточе¬н
ие и удержание его на наиболее значимых для себя проблемах, овладение
своей памятью, с тем, чтобы, не раздражая внезапной забывчивостью, она
своевременно поставляла вам все необходимые сведения. Можно развить л
огическое и образное мышление и научиться преодоле¬вать различные внут
ренние барьеры на пути к оригиналь¬ным творческим решениям, организова
ть и дисциплини¬ровать свои эмоции с тем, чтобы возникающие пережива¬н
ия не только не разрушали здоровье, но, наоборот, являлись мощным стим
улом, придающим вкус к жизни. Можно научиться полноценно владеть нашим
могучим орудием — речью, используя ее резервы для общения с другими л
юдьми и самим собой, осознавать и разумно пе¬рерабатывать даже угнетаю
щие и травмирующие сведения о себе с тем, чтобы встать на путь преодол
ения недостатков и полностью актуализироваться как личность.
Теперь немного подробнее о предлагаемой читателю книге. Затронутые в н
ей темы дают краткий очерк основ¬ных проблем психологии и знакомят с т
еми фактами, наблюдениями и теоретическими представлениями, кото¬рыми
в данный момент располагает психологическая наука для решения интересу
ющих каждого практических задач.
Логика изложения материала такова. Вначале обсуж¬даются проблемы прижи
зненного развития высших пси¬хических процессов и общие этапы их форми
рования. Затем приводится более подробное описание каждого из них — во
сприятия и внимания, памяти и мышления, эмоций и речи, а также сознани
я как их синтеза. В разделе об асимметрии полушарий затрагиваются проб
лемы вза¬имосвязи психических функций с субстратом головного мозга. Ме
ра асимметрии рассматривается как один из источников разнообразия инди
видуальных проявлений психических функций у разных людей. Затем следуе
т переход к описанию основных составляющих биологи¬ческого фундамента
личности — темперамента, задатков и способностей; именно они определяю
т врожденную уникальность человека. Далее идет раздел, посвященный вре
менной динамике высших психических процессов, ко¬торая проявляется в в
озрастных особенностях личности. К проблеме общения обращен раздел, гд
е рассматрива¬ется становление личности в зависимости от развития само
оценки, уровня притязаний и влияния семейных и профессиональных ролей.
После него излагаются совре¬менные представления об активных методах
обучения, которые не только позволяют получать знания быстрее, легче,
с большим интересом и с лучшим запоминанием, но и способствуют всестор
оннему развитию личности. Последняя глава — «Целостность психических п
ро¬цессов» играет в книге совершенно особую роль. В ней прослеживаются
глубинные связи между отдельными психическими процессами. Эти связи н
е могут быть восприняты читателем, пока он не знаком со специ¬фикой ка
ждого процесса. Поэтому, с одной стороны, ее задача — синтез всего изл
оженного, с другой,— являясь целостным представлением авторской концеп
¬ции, эта глава должна расширить пределы использования практических ре
комендаций, приведенных в остальных главах.
В каждом разделе сделан обзор гипотез о механизмах действия рассматри
ваемой психической функции. В пси¬хологии, как и в других науках, при
формировании пред¬ставлений об окружающем мире различные гипотезы, как
правило, не исключают, а скорее дополняют друг друга. Их изложение по
могает углубленному пониманию сущест¬ва психических процессов, без чег
о затрудняется разум¬ное применение психологических знаний на практике
. Кро-ме того, гипотезы характеризуют современный уровень психологичес
кой науки, логику ее развития, их обсуждение усиливает ее авторитет и
внутреннюю связность изложения.
Каждая из глав заканчивается рекомендациями, призванными помочь читате
лю использовать полученные знания в своей повседневной жизни. Однако н
еобходимо иметь в виду, что их нельзя рассматривать как набор готовых
рецептов. Скорее они могут служить ориентирами при решении конкретных
вопросов, возникающих в реаль¬ных ситуациях.
Автором сделана попытка организовать текст так, что¬бы он отвечал инте
ресам разнообразных категорий чи¬тателей. При этом порядок прочтения г
лав может быть изменен в соответствии с личными запросами. Главное, чт
обы каждый нашел значимый для себя материал. На¬пример, преподаватель
может расширить свои знания о том, как сделать язык лекций более досту
пным, удер-живать внимание слушателей, представлять учебный материал,
чтобы облегчить его запоминание, активизи¬ровать образные представлени
я и мыслительную деятель¬ность человека, как использовать новые методы
обучения, позволяющие не только преподнести знания, но и сфор¬мироват
ь навыки творческого подхода к проблемам у учащихся.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

Спорт уголок книголюба, мебель уголки в детском саду фото. | Nike заказать смотрите на http://ukropshop.ru. | щелевой фильтр
Размеры знаков безопасности.Размеры знаков безопасности.
Hosted by uCoz