СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ

   
   
     

60
и пошел одеваться в переднюю. Или такой случай. Бородин поехал с женой
за границу. При проверке паспор¬тов на пограничном пункте чиновник сп
росил, как зовут его жену. Бородин по своей рассеянности никак не мог
вспом¬нить ее имя. Чиновник посмотрел на него подозрительно. В это вре
мя в комнату вошла его жена, Екатерина Сергеевна, и Бородин бросился к
ней: «Катя! Ради бога, как тебя зовут?».
Известна и такая история. Приходит Н. Е. Жуковский к себе домой, звони
т, из-за двери спрашивают: «Вам кого?». Он в ответ: «Скажите, дома ли
хозяин?».— «Нет».— «А хозяйка?».— «Нет и хозяйки. А что пере¬дать?».—
«Скажите, что приходил Жуковский».
И еще один факт. Однажды у известного математика Гильберта был званый
вечер. После прихода одного из гос¬тей мадам Гильберт отвела мужа в ст
орону и сказала ему: «Давид, пойди и смени галстук». Гильберт ушел. Пр
ошел час, а он все не появлялся. Встревоженная хозяйка дома отправилас
ь на поиски супруга и, заглянув в спальню, об¬наружила его в постели.
Тот крепко спал. Проснувшись, он вспомнил, что, сняв галстук, автомати
чески стал раз¬деваться дальше и, надев пижаму, лег в кровать [246]. З
десь мы опять сталкиваемся с глубинной взаимосвязан¬ностью всех характ
еристик внимания.
В чем причина описанной рассеянности? Главным обра¬зом в том, что, выр
аботав бытовые стереотипы, ученые пользовались каждым случаем, чтобы в
ывести из сознания контроль за их исполнением или своевременным перекл
ю-чением на другую программу и тем самым освободить поле внимания для
решения основной научной задачи.
Теперь обратимся к следующей характеристике вни¬мания — предметности.
Как уже было упомянуто, цент¬ральные механизмы внимания действуют путе
м изменения чувствительности (порогов) органов чувств разной мо¬дально
сти. Но человек оперирует с конкретными объекта¬ми, а не с обобщенной
модальностью. Например, можно слушать оркестр, не замечая кашля соседа
и шума венти¬лятора, смотреть кинофильм, не замечая шляпы впереди сид
ящего зрителя, т. е. выделять определенные комплексы сигналов в соотве
тствии с центральными установками, личной значимостью и актуальностью.
Развитие произвольного внимания.
Упомянутые харак¬теристики внимания (устойчивость, концентрация и др.)
61
в какой-то мере свойственны не только человеку, но и жи¬вотным. Но осо
бое свойство внимания — произвольность является истинно человеческим.
Животные обладают лишь непроизвольным вниманием.
Первоначально внимание у ребенка реализуется с по¬мощью наследственных
механизмов. До 10 месяцев он спо¬собен лишь к непроизвольному внимани
ю, его глаза оста¬навливаются на блестящих, ярких предметах и знакомых
лицах. Внимание у ребенка проявляется внешне во времен¬ной задержке д
ыхания и ограничении движений, в заторможенности, которая служит для п
одготовки к действию. После 10 месяцев развивается произвольное вниман
ие, которое всю остальную жизнь сосуществует с непроиз¬вольным. Когда
мать называет предмет и указывает на него ребенку жестом, тем самым вы
деляя его из среды, происходит перестройка внимания ребенка. Оно перес
тает подчиняться только естественным ориентировочным реак¬циям, которы
е управляются либо новизной, либо силой раздражителя, и начинает подчи
няться речи или жес¬ту [178].
Наблюдение показывает, что в самом начале форми¬рования любого навыка
производится большое число бес¬полезных движений. Ребенок, который учи
тся писать, двигает всей рукой, глазами, головой, частью туловища и яз
ыком. Обучение состоит в усилении только опреде¬ленной части движений,
координации их в группы и в ис¬ключении ненужных движений. Произвольн
ое внимание и направляется на торможение ненужных движений.
Развитие устойчивости произвольного внимания у де¬тей изучают, определ
яя максимальное время, которое могут провести дети разного возраста, с
осредоточившись на одной игре. Приведем данные. Так, если максимальная
длительность одной игры у полугодовалого ребенка состав¬ляет всего 14
минут, то к шести годам она возрастает до полутора часов. Аналогично
развивается и концентра¬ция внимания. Если в три года за 10 минут игры
ребенок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет — всего один раз
[230].
Важно отметить, что различные свойства внимания достигают своего расцв
ета не одновременно. Так, по данным Б. Г. Ананьева [15], оптимум объем
а внимания относится к 33 годам, наименьший объем наблюдается в период
с 18 до 21 года. Наилучшая избирательность
62
внимания тоже достигается к 33 годам. Максимум пере¬ключательной спосо
бности внимания приходится на 29 лет. Устойчивость внимания достигает
оптимума в 34 года.
Как считает П. Я. Гальперин [75], непроизвольное внимание объединяет с
произвольным то, что это тоже контроль за объектом восприятия или мыш
ления, но в нем порядок обследования и критерии контроля определяются
еще не произвольно, а тем, что «подсказывает» объект своими бросающими
ся в глаза признаками. Внимание становится произвольным, когда выбор с
одержания, поря¬док обследования и способ контроля организуются челове
-ком, исходя из объективных требований задачи. В отличие от непроизвол
ьного, произвольное внимание по своему происхождению не биологическое,
а социальное. Оно не продукт созревания организма, а формируется у ре
бен¬ка только при его общении со взрослыми. Впервые на социальные корн
и высших форм внимания указал Л. С. Выготский [70]. Он обнаружил, что
на ранних фазах развития функция произвольного внимания разде¬лена меж
ду двумя людьми — взрослым и ребенком. Пер¬вый выделяет объект из сред
ы, указывая на него жестом или обозначая его словом, второй отвечает н
а этот сигнал, фиксируя взглядом названный предмет или схватывая его.
Указание на предмет жестом или словом принуди¬тельно организует вниман
ие ребенка, меняя его направ¬ление. Таким образом, данный предмет выде
ляется для ре¬бенка из внешнего поля. Когда у ребенка развивается собс
твенная речь, он может сам назвать предмет, таким образом произвольно
выделить его из остальной среды. Функция анализа среды, которая раньше
была разделена между взрослым и ребенком, становится для ребенка внут
ренней (погружается) и выполняется им самостоя¬тельно. Развитие произв
ольного внимания у детей вначале обеспечивает реализацию только тех це
лей, которые ставят перед ними взрослые, а затем и тех, которые ставят
ся детьми самостоятельно.
Произвольное внимание самым тесным образом связа¬но с речью. Развитие
произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении свое
го поведения рече¬вой инструкции взрослых, а затем в подчинении своего
поведения собственной речевой инструкции. Только в 2— 2,5 года проста
я речевая инструкция взрослого отчетливо направляет поведение ребенка.
Изменения произвольного
63
лений. Примеры эффективности упреждающего контроля общеизвестны. Если
предварительно дают прослушать ка¬мертон, то соответствующий звук легк
о выделяется из сложного аккорда; если песня знакома, ее слова разли¬ч
аются даже в плохой записи; если известно, о чем идет речь, то слова г
ораздо легче узнаются и в неразборчивом тексте. Когда мы слушаем радио
передачу на родном языке, то понимаем смысл текста даже при очень боль
шой зашумленности, а понимание текста, произносимого на иностран¬ном я
зыке, требует уже высокого качества передачи. В последнем случае узнав
ание затруднено, поскольку на¬ша память не поставляет нам с достаточно
й скоростью упреждающие гипотезы о возможном словесном составе восприн
имаемой речи. Использование предварительного образца, извлекаемого из
кратковременной или долговре¬менной памяти, увеличивает различительную
способность в отношении данного объекта и тем самым повышает контраст
для него по отношению к другим объектам.


1 2> 3> 4> 5> 6> 7> 8> 9> 10> 11> 12> 13> 14> 15> 16> 17> 18> 19> 20> 21> 22> 23> 24> 25> 26> 27> 28> 29> 30> 31> 32> 33> 34> 35> 36> 37> 38> 39> 40> 41> 42> 43> 44> 45> 46> 47> 48> 49> 50> 51> 52> 53> 54> 55> 56> 57> 58> 59> 60> 61> 62> 63> 64> 65> 66> 67> 68> 69> 70> 71> 72> 73> 74> 75> 76> 77> 78> 79> 80> 81> 82> 83> 84> 85> 86> 87> 88> 89> 90> 91> 92> 93> 94> 95> 96> 97> 98> 99> 100> 101> 102> 103> 104> 105> 106> 107> 108> 109> 110> 111> 112> 113> 114> 115> 116> 117> 118> 119> 120> 121> 122> 123> 124> 125> 126> 127> 128> 129> 130> 131> 132> 133> 134> 135> 136> 137> 138> 139> 140> 141> 142> 143> 144> 145> 146> 147> 148> 149> 150> 151> 152> 153> 154> 155> 156> 157> 158> 159> 160> 161> 162> 163> 164> 165> 166> 167> 168> 169> 170> 171> 172> 173> 174> 175> 176> 177> 178> 179> 180> 181> 182> 183> 184> 185> 186> 187> 188> 189> 190> 191> 192> 193> 194> 195> 196> 197> 198> 199> 200> 201> 202> 203> 204> 205> 206> 207> 208> 209> 210> 211> 212> 213> 214> 215> 216> 217> 218> 219> 220> 221> 222> 223> 224> 225> 226> 227> 228> 229> 230> 231> 232> 233> 234> 235> 236> 237> 238> 239> 240> 241> 242> 243> 244> 245> 246> 247> 248> 249> 250> 251> 252> 253> 254> 255> 256> 257> 258> 259> 260> 261> 262> 263> 264> 265> 266> 267> 268> 269> 270> 271> 272> 273> 274> 275> 276> 277> 278> 279> 280> 281> 282> 283> 284> 285> 286> 287> 288> 289> 290> 291> 292> 293> 294> 295> 296> 297> 298> 299> 300> 301> 302> 303> 304> 305> 306> 307> 308> 309> 310> 311> 312> 313> 314> 315> 316> 317> 318> 319> 320> 321> 322> 323> 324> 325> 326> 327> 328> 329> 330> 331> 332> 333> 334> 335> 336> 337> 338> 339> 340> 341> 342> 343> 344> 345> 346> 347> 348> 349> 350> 351> 352> 353> 354> 355> 356> 357> 358> 359> 360> 361> 362> 363> 364> 365> 366> 367> 368> 369> 370> 371> 372> 373> 374> 375> 376> 377> 378> 379> 380> 381> 382> 383> 384> 385> 386> 387> 388> 389> 390> 391> 392> 393> 394> 395> 396> 397> 398> 399> 400> 401> 402> 403> 404> 405> 406> 407> 408> 409> 410> 411> 412> 413> 414> 415> 416> 417> 418> 419> 420> 421> 422> 423> 424> 425> 426> 427> 428> 429> 430> 431> 432> 433> 434> 435> 436> 437> 438> 439> 440> 441> 442> 443> 444> 445> 446> 447> 448> 449> 450> 451> 452> 453> 454> 455> 456> 457> 458> 459> 460> 461> 462> 463> 464> 465> 466> 467> 468> 469> 470> 471> 472> 473> 474> 475> 476> 477> 478> 479> 480> 481> 482> 483> 484> 485> 486> 487> 488> 489> 490> 491> 492> 493> 494> 495> 496> 497> 498> 499> 500> 501> 502> 503> 504> 505> 506> 507> 508> 509> 510> 511> 512> 513> 514> 515> 516> 517> 518> 519> 520> 521> 522> 523> 524> 525> 526> 527> 528> 529> 530> 531> 532> 533> 534> 535> 536> 537> 538> 539> 540> 541> 542> 543> 544> 545> 546> 547> 548> 549> 550> 551> 552> 553> 554> 555> 556> 557> 558> 559> 560> 561> 562> 563>
 
 
 

мебель по индивидуальным заказам
Hosted by uCoz