СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Д: Не говори глупостей. Я не могу нарисовать разговор. Я имею в виду в
ещи.
О: Да, я просто пытался выяснить, что ты имеешь в виду. Ты имеешь в ви
ду вопрос: "Почему мы придаем вещам очертания, когда мы их рисуем?" Ил
и ты имеешь в виду, что вещи имеют очертания, независимо от того, рису
ем мы их или нет.
Д: Я не знаю, папа. Скажи ты. Что я имею в виду?
О: Я не знаю, моя дорогая. Жил однажды очень сердитый художник, которы
й все покрывал каракулями. Когда он умер, стали смотреть его книги и н
ашли, что в одном месте он написал: "Мудрые люди видят очертания, и по
этому они их рисуют", а в другом месте он написал: "Бешеные люди видят
очертания, и поэтому они их рисуют".
Д: Но что он имел в виду? Я не понимаю.
О: Ну, Уильям Блейк (так его звали) был великим художником и очень сер
дитым человеком. И иногда он скатывал свои идеи в маленькие комочки, ч
тобы швырять их в людей.
Д: Но почему он становился бешеным, папа?
* Bateson G. Metalogue: Why Do Things Have Outlines? // A Review of Ge
neral Semantics. 1953. Vol. XI.
О: Почему он становился бешеным? Я полагаю, ты имеешь в виду, почему о
н "сердился". Если мы собираемся говорить о Блейке, мы должны ясно пон
имать два значения слова "бешенство". Поскольку многие люди думали, чт
о он был бешеный, по-настоящему бешеный - сумасшедший. И это была одна
из вещей, от которых он бесился-сердился. И еще он бесился-сердился н
а некоторых художников, которые рисовали картины так, словно у вещей н
ет очертаний. Он называл их "слюнявая школа".