СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Погружение — активный метод обучения с элементами релаксации, внушения
и игры. Традиционные методы пе¬редачи знаний иногда приводят к тому,
что естествен¬ный процесс удовлетворения жажды познания превраща¬ется
в источник хронических травм учащихся. Попытка ин¬тенсифицировать обуч
ение в этих условиях может вызвать у них стресс и способствовать ослаб
лению воздействия преподавания, вместо того чтобы усилить его эффектив
¬ность. Когда преподаватель убежден, что процесс позна¬ния — тяжкий тр
уд, что возможности усвоения новой информации человеком весьма огранич
ены, то такая его позиция невольно давит на учащихся, подкрепляя их оп
асения, что они не в состоянии справиться с задачами. Он признает их п
равоту и таким образом еще больше усиливает их пораженческое отношение
к учебе. В соот-ветствии со своими взглядами, что учиться трудно, с ц
елью предотвратить утомление преподаватели иногда устраи¬вают на занят
иях перерывы для отдыха, что, в свою очередь, приводит учащихся к убеж
дению, что их опасения имеют основания.
Обучение методом погружения (суггестопедия) снима¬ет такую форму давле
ния со стороны преподавателя, как оценка. Практика полного исключения
оценок в процессе школьного обучения в младших классах Грузии показала
, что дети стали спокойнее, у них улучшился сон и аппетит, они с охото
й и радостью идут на занятия, и у них повы¬сился вкус к обучению. И вс
е это потому, что отметка пере¬стала быть источником тревоги и опасени
й. Если плохие оценки, часто получаемые человеком в процессе обучения,
даже заслужены, они постепенно приводят к понижению самооценки. Учащи
йся становится безразличным к оцен¬кам, смиряясь с положением неуспева
ющего. В этом случае уже сложно вернуть человеку веру в себя, внушить
ему уверенность в своих силах и возможностях в дальней¬шем.
В отличие от других методов обучения, где основной акцент воздействия
на учащихся приходится на убежде¬ние, метод погружения в значительной
мере опирается на внушение. Внушение и убеждение — разные способы возд
ействия.
492
В. М. Бехтерев указывал на следующее их отличие: убеждение воздействуе
т преимущественно на людей с развитым логическим мышлением, тогда как
вну-шение эффективно не только для этих людей, но и для людей с неразв
итым логическим мышлением. Если убеж¬дение сопровождается критикой со
стороны убеждаемого, то внушение минует сторожа-критику и, как сказал
В. М. Бехтерев, «входит с черного входа» [31]. В то время как убеждени
е — это процесс логического обоснования материала с целью добиться сог
ласия человека, внуше¬ние — это способ воздействия, рассчитанный на не
кри¬тичное восприятие сообщений, в которых нечто утвержда¬ется или отр
ицается без доказательств.
В психологии под внушением понимается такое воз¬действие одного челове
ка на другого, при котором оказы¬вается определенное влияние на убежде
ния, установки, решения последнего без самоприказа, рационального раз¬
мышления. Находясь под влиянием внушения, человек действует без собств
енной мотивации, не контролирует направленное на него воздействие.
С помощью внушения можно корректировать состоя¬ние человека за счет ак
тивизации его психических про¬цессов, изменения эмоционального отношен
ия к окру¬жающему миру. Если эффективность воздействия при убеждении о
пределяется аргументированностью доводов, то при внушении она достигае
тся специальной, индиви¬дуально-значимой информацией, не подверженной
контро¬лю со стороны сознания.
Внушение может быть представлено как некоторое вме¬шательство извне в
обычное течение таких психи¬ческих процессов, как внимание, восприятие
, память. В результате внушения внимание становится необычайно концент
рированным. Затормаживается восприятие на¬личных, реальных стимулов и
становится неактуальной прежняя мотивация. Одновременно с этим торможе
нием целенаправленно активизируются следы памяти опреде¬ленного состоя
ния. При этом эффект внушения тем боль¬ше, чем меньше информации, прот
иворечащей внушению, поступает в этот период из окружающей среды.
Внушение невозможно без существенных изменений в работе памяти, а имен
но без внешнего управления доступностью считывания информации из долго
временной памяти. В этом смысле можно говорить, что стадия глубо¬кого
внушения — гипноз — это состояние, позволяющее преодолевать амнестичес
кий барьер или управлять им.
493
В гипнозе могут растормаживаться следовые процессы, соответствующие,
казалось бы, безвозвратно забытым событиям, которые не удается восстан
овить при произволь¬ном воспоминании. Таким образом, внушение обеспечи
¬вает повышенную эффективность извлечения следов из памяти, что и опре
деляет его роль в активизации обучения и творчества [303].
Внушение усиливает (раскрепощает) творческие спо¬собности. Так, если и
спытуемых просили перечислить все свойства некоторого предмета до и по
сле внушения, то среднее число показателей, использованных для характе
¬ристики этого предмета после внушения, было существенно больше, чем д
о него; отмечалось много новых, ориги¬нальных ответов.
Предполагают, что стимулирование творческой продук¬тивности при внушен
ии происходит подсознательно и обес¬печивается следующими процессами:
интенсивным при¬нудительным фокусированием внимания, отключением ме-ха
низмов психологической защиты, направляемой и под¬держиваемой концентр
ацией возбуждения одного из участков коры головного мозга на фоне обще
го сниже¬ния тонуса коры вплоть до сна. При этом в фокусе внима¬ния чу
вствительность резко повышается, и человек начи¬нает воспринимать допо
лнительно большой объем подпороговых и маловероятных стимулов; это пов
ышает его творческую продуктивность.
Поскольку психологическая защита сковывает чело¬века общепринятыми уст
ановившимися нормами, катего¬риями, ценностями, его страшит перспектив
а быть непо¬хожим на окружающих. Он страдает от недоверия к зна¬чимост
и собственных достижений, его пугает возможность ошибки и общественног
о осуждения за нее. Как только возникает одна из упомянутых опасностей
, механизмы защиты включаются и тормозят генерацию новых идей. Поэтому
кратковременное раскрепощение от подобных страхов под воздействием вн
ушения повышает творческие способности.
Несмотря на то, что при внушении снижена способ¬ность к критике и чело
век освобожден от различных видов психологической защиты, он может дос
тичь только тех результатов, к которым подготовлен всем ходом своего р
азвития и которые не противоречат его основным прин¬ципам, убеждениям
и ценностям.
494
Согласно современным данным, внушение не может изменить базовые свойст
ва личности, и, следовательно, нельзя внушить человеку то, что им прот
иворечит. Даже находясь в глубоком гипнозе, когда уже отсутствует реак
ция на болевые раздражители, он моментально реагирует на действия, про
тиворечащие его убеждениям, и быстро выходит из состояния гипноза. Име
нно поэтому применение элементов внушения в учеб¬ном процессе эффектив
но, только если они используются на благоприятном фоне положительного
отношения вну-шаемого к обучению.
Основное орудие воздействия при внушении — слово; оно может оказывать
интеллектуальное, образное и эмо¬циональное влияние. Управление эффект
ивностью вну¬шения связано с виртуозным владением техникой органи-заци
и речевых инструкций. При акценте на интеллек¬туальное воздействие важ
на однозначность формулировки внушения. Для облегчения условий формиро
вания обра¬зов используют в формулировках слова, способствующие порожд
ению нужного зрительного представления. С целью усиления эмоциональног
о влияния включают слова, про¬буждающие желаемые чувства. Когда необхо
димо стаби¬лизировать порождаемый при внушении зрительный образ, актив
изируют вспомогательные ассоциации, направлен¬ные на его обогащение, т
. е. учитывают и управляют подтекстом используемых формулировок. Выраз
итель¬ными средствами активизации подтекста могут быть пред¬варительно
подготовленные недоговоренности, акцен¬тирование, выразительные паузы
. Эффект внушения достигается легче, если учитываются тип нервной си¬с
темы и темперамент внушаемого. Например, у лю¬дей художественного типа
легче вызвать вну¬шение словесным воздействием, опираясь на речь и ло
ги¬ку, а мыслительного типа — при образном и эмоциональ¬ном воздействи
и, т. е. воздействие эффективнее не через локус максимального контроля
, а через периферическое восприятие.
Значительную роль в эффективности внушения играет авторитет внушаемого
. Когда в специальных исследова¬ниях добивались, чтобы испытуемые чувс
твовали к вну¬шающему полное доверие, реализовались все внушения, не п
ротиворечащие взглядам и убеждениям испытуемых. Если внушаемый испытыв
ал некоторое недоверие к вну¬шающему, то реализовались около двух трет
ей подобных
495