СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
359
зависит от культурного и образовательного уровня, субъективного отнош
ения к обследованию и ряда других обстоятельств, применение этого пока
зателя должно быть основано на учете нормативных данных для испытуемых
данного развития и возраста.
При составлении тестов учитывают, что умственные способности могут про
являться в различных формах. Поэтому в «общем тесте» дают словесные, ц
ифровые, зрительно-пространственные задания. Считается, что именно они
оценивают основные формы интеллектуаль¬ных способностей. Тесты постро
ены так, что если один человек лучше решает словесные задачи, другой —
цифровые, третий — пространственные, то ни у одного из них не будет п
реимущества: их результаты усреднятся и будут сопоставимы. Точно так ж
е усредняются результаты испытуемых с творческим складом ума, ко¬торые
лучше решают «открытые» задания, где возможен выбор решений, и резуль
таты тех людей, которым легче решать «закрытые» задачи, имеющие единст
венный от¬вет. Разумеется, существуют и специальные дарования, наприме
р особые музыкальные способности. Общие тесты не выявляют таких способ
ностей. Однако исследования показали, что и для людей искусства (музык
антов, ху¬дожников, артистов) «коэффициент интеллектуальности» играет
прогностическую роль. Оказалось, что, чем вы¬ше IQ, тем большего успех
а добивается человек в ис¬кусстве: у исследованных известных деятелей
искусства «коэффициент интеллектуальности» был выше среднего.
Большинство исследователей допускает, что челове¬ческий интеллект вклю
чает ряд факторов, таких, как память, оценка результатов и конвергенны
е и дивергенные функции мышления. Например, Гилфорд [80] [351] в соотв
етствии с различными композициями этих факторов выделяет четыре типа и
нтеллекта: конкретный, или практический; символический; абстрактно-сем
античе¬ский и социальный, связанный с поведением человека в обществе.
Для определения уровня каждой из спо¬собностей или компонентов интелле
кта подбирается спе-цифический класс задач. Так, познавательные способ
¬ности могут быть измерены быстротой распознавания нарисованных объект
ов, память — способностью удержи¬вать расположение объектов в простран
стве и т. д.
360
Ди¬вергентное мышление тестируется задачами на особенности воспроизвед
ения усвоенного материала, способность к продуктивному мышлению — зада
чами на определение понятий, необходимостью сделать выводы из предло¬ж
енных посылок. Гилфорд различает 50 компонентов интеллектуальных спосо
бностей и считает, что для выяв¬ления каждого компонента необходимо им
еть свой набор задач. Главными изолированными факторами были на¬званы:
вербальная, числовая, пространственная, перцеп¬тивная способности, па
мять и индуктивное мышление.
Отбросив многие усложняющие моменты, мы, наконец, приближаемся к ответ
у на вопрос: что же на самом деле измеряют тесты умственных способност
ей? Можно сказать, что они измеряют скорость мыслительных опе¬раций, к
оторая является фундаментальной характеристи¬кой для умственной продук
тивности. Они также измеряют специальную способность манипулировать с
материалом различного типа (числами, словами, рисунками) и особое прев
осходство различных типов умственных процессов (восприятия, запоминани
я, мышления и т. п.). Они также включают и свойства характера, такие,
как упорство, настойчивость, которые очень важны в определении эф¬фект
ивности любой деятельности.
Достоверность тестов проверяется прежде всего практикой. Существует ог
ромное количество фактов, сви¬детельствующих о том, что «коэффициент и
нтеллектуаль¬ности» человека отчетливо связан с успешностью его работы
, с достижениями в различных областях жизни. Многочисленные исследован
ия показали, что тестовые исследования индивидуальных способностей чел
овека могут помочь при решении некоторых практически важ¬ных проблем,
например при профессиональном отборе и в медицинской практике [18].
* * *
На базе темперамента и в зависимости от уровня развития тех или иных с
пособностей складывается характер. Он определяется как синтез типологи
ческих способов реагирования с психическими чертами и осо-бенностями п
сихических процессов, зависящих от воспи¬тания и обучения. Если такие
свойства характера, как устойчивость или переключаемость внимания, спо
собность
361
к устойчивому волевому контролю за собственными реакциями, теснее свя
заны с темпераментом, то такие, как ответственное отношение к делу, ди
сциплинирован¬ность, в большей мере обусловлены воспитанием, само-разв
итием и всеми формами социальных контактов. Важно подчеркнуть активнос
ть личности. Ей присуще и спонтанное саморазвитие и формирование как и
зме¬нение под влиянием социальных воздействий. С возрастом развитие ли
чности становится сознательным, целенаправ¬ленным самоусовершенствован
ием.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Перебирая в памяти былое,
Я вспомню песни первые свои:
«Звезда горит над розовой Невою,
Заставские бормочут соловьи...»
А юные девчонки и мальчишки —
Они о том же: сумерки, Нева...
И та же нега в этих песнях дышит.