СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Исследования также подтвердили значимость актив¬ного движения для разв
ития осязательного восприятия.
33
Так, если предложить человеку определить форму невиди¬мого предмета с
помощью только пассивного осязания — водить предметом по коже испытуе
мого, то возникающий образ не будет соответствовать форме реального пр
едме¬та. Если же человек имеет возможность активно осязать предмет, т.
е. брать его, поворачивать, прикасаться к нему с разных сторон, то со
здается правильное отраже¬ние формы объекта [16].
Таким образом, движение присутствует при каж¬дом акте восприятия. Еще
И. М. Сеченов отмечал, что «перемещения чувствующих снарядов в простра
нстве... способствуют расчленению чувствования; затем движе¬ния дробят
непрерывное ощущение на ряд отдельных актов с определенным началом и
концом; наконец, кос¬венно служат соединительным звеном между качестве
нно различными ощущениями» [239, с. 41], способствуя тем самым анализу
и синтезу. Изначально процесс восприятия происходит путем последовате
льного двигательного ана¬лиза объекта. Дальнейшие его этапы вплоть до
полного погружения недоступны прямому экспериментальному наблюдению. Т
олько модели механизма внутренних пре¬образований, хорошо согласующие
наблюдаемые особен¬ности входа и выхода на разных этапах обучения, поз
во¬ляют судить о развивающихся внутренних изменениях. Согласно одной и
з таких моделей, разработанных Р. М. Грановской [86], постепенное прео
бразование и свертывание двигательных компонент восприятия в про¬цессе
обучения можно представить следующим образом: последовательный анализ
превращается в параллельный. Собственно двигательное перемещение восп
ринимающих систем относительно объекта замещается периодическим измене
нием их чувствительности, формируя структуру внутреннего эквивалента д
вижения, которая и функцио¬нирует в дальнейшем, заменив собой двигател
ьный ана¬лиз.
Обратная связь — существенное условие формирова¬ния адекватного образа
. Если ее нет, то даже при нали¬чии активного движения воспринимающего
органа взаимосвязи между сигналами двигательного и других анализаторо
в не устанавливаются. Это хорошо проде¬монстрировал упомянутый экспери
мент с котятами, но можно привести и более впечатляющие, например воз¬
действие на восприятие разнообразных искажающих оч-
34
ков. Такие очки могут менять местами правую и левую, верхнюю и нижнюю
части сетчаточного образа, при этом одна из частей может сжиматься, а
другая расширяться. У человека, который наденет такие очки, соответств
енно исказится и наблюдаемая им картина окружающего мира. Если испытуе
мому не представлялась возможность прак¬тического взаимодействия с окр
ужающей средой во время ношения очков, то его восприятие либо не перес
траива¬лось вообще (оставалось неадекватным), либо пере¬стройка была л
ишь незначительной. Но если человек ак¬тивно взаимодействовал с окружа
ющими объектами, то, как показали эксперименты Стрэттона [255] и други
х исследователей [337, 366], даже при ношении таких очков неискаженное
восприятие мира у него может восстано¬виться. В том случае, когда исп
ытуемые в искажающих очках лишались возможности совершать привычные де
й¬ствия по самообслуживанию, помещались в кресло, где не могли ни мани
пулировать с предметами, ни писать, ни читать, а при передвижении их в
сегда сопровождал экспе¬риментатор, они продолжали видеть мир искаженн
ым, например перевернутым.
Если же испытуемые, носившие такие очки, несмотря на трудности, продол
жали заниматься обычной деятель¬ностью, ходили по улицам, писали, то,
хотя вначале их действия были крайне неудачны, постепенно они приспо-с
абливались к искаженному восприятию и вслед за тем наступал момент, ко
гда восприятие перестраивалось и они начинали правильно видеть мир. На
пример, когда Колер [366] поставил себя в положение испытуемого — четы
ре месяца носил очки с клиновидными линзами, то уже через шесть дней у
него настолько восстановилась пра¬вильная координация движений, что о
н был способен кататься на лыжах. Интересно, что если испытуемому позв
оляли дотронуться до объекта еще до полного приспо¬собления, то немедл
енно происходило восстановление нор¬мального восприятия. Другим фактор
ом, облегчавшим пе-реход к правильному видению, являлось очевидное при
¬сутствие силы тяжести. Если испытуемому давали груз, подвешенный на н
ити, он правильно воспринимал поло¬жение этого груза относительно нити
, несмотря на то, что остальные предметы оставались перевернутыми. И,
нако¬нец, еще один фактор — знакомство с объектом в прош¬лом — ускорял
переход к правильному видению. Свеча,
35
которая выглядела перевернутой, пока не горела, воспри¬нималась правил
ьно, как только ее зажигали.
Легко видеть, что и эти три фактора свидетельствуют об огромной роли о
братной связи в формировании адек¬ватного образа. Роль обратной связи
в перестройке вое приятия убедительно раскрывается также в опытах Кил
Патрика [368], по восприятию пространственных взаимоотношений в деформ
ированных комнатах. Эти опыты за¬ключались в демонстрации перед испыту
емыми различных деформированных комнат, сконструированных так что при
определенном положении наблюдателя они воспринимались как нормальные:
получаемая от них на сетчатке конфигурация тождественна получаемой от
обыч¬ных комнат. Чаще всего показывались комнаты, стены которых образу
ют острые и тупые углы. Наблюдатель, сидевший у смотрового отверстия,
воспринимал тем не менее такую комнату как нормальную. На задней ее ст
ене он видел маленькое и большое окна. В действитель¬ности же окна име
ли равные размеры, но вследствие того, что одна стена была расположена
значительно бли¬же к наблюдателю, чем другая, ближнее окно казалось е
му больше, чем дальнее. Если затем в обоих окнах появлялись знакомые л
ица, то наблюдатель бывал потря¬сен необъяснимым для него различием в
размерах лиц, чудовищной величиной лица в ближнем окне.
Человек может, однако, постепенно научиться адек¬ватно воспринимать та
кую комнату, если она служит объектом его практической деятельности. Т
ак, если испы¬туемому предлагают бросать мяч в разные участки ком¬наты
или вручают палку с разрешением прикасаться ею к стенам и углам комна
ты, то сначала он не может точно выполнить указанные действия: его пал
ка то не¬ожиданно наталкивается на, казалось бы, далеко распо¬ложенную
стену, то никак не может коснуться ближней стены, которая странным об
разом отступает. Постепенно действия становятся все более успешными, и
человек обретает способность адекватно видеть действительную форму ко
мнаты. Исследователей интересовала зависи¬мость достижения адекватного
восприятия от способа получения информации о деформациях, т. е. будет
ли наблюдатель правильно воспринимать искаженную ком¬нату, если ему п
редоставить возможность самому целе¬сообразно действовать в ней, или н
аблюдать действия,
36
совершаемые другими, или, наконец, просто сообщить ему сведения об ист
инной форме комнаты. Выяснилось, что в последнем случае перехода к вер
ному восприятию не происходит. Вариант аналогичного эксперимента пока-
зан на рис. 3.
Рис . 3. «Волшебная комната» для создания иллюзий у наблюдателей. Иллю
зии наблюдателя: а — мальчик крупнее собаки; б — собака круп-нее мальч
ика; в — истинное соотношение размеров мальчика и собаки; г — позиции
наблюдателя, соответствующие иллюзиям а и б.
(Из кн.: Демидов В. Е. Как мы видим то, что мы видим. М., 1979.)
Объем и структура информации и адекватное восприятие
Кроме активности и использования обратной связи обязательным для прави
льного восприятия является так¬же выполнение следующих условий: поддер
жание опре¬деленного минимума, информации, поступающей в мозг
37